Тема: "К. И. Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л’]. Буква Л л" (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Иванова Екатерина Витальевна

Конспект  интегрированного урока. Тема: "К. И. Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л’]. Буква Л л" (1 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._i._chukovskiy._skazki._zvuki_l_l._bukva_l_l_1_klass.docx74.25 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 07.10.2021 

Класс: 1

Дисциплина: чтение и письмо (интегрированный урок)

Учитель: Максимова Е.В.

Практикант: Иванова Е. В. и Гнутова А. Л.

Тема: К. И. Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л’]. Буква Л л.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: повторение сведений о гласных и согласных, знакомство с характеристикой звуков [л], [л’].

Деятельностная: формирование умения читать и писать слоги, слова, предложения с буквой Л л.

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

2. Развивать умение составлять текст;

3. Формировать умение озаглавливать текст;

4. Развивать каллиграфические навыки;

5. Развивать умение работать с моделью слова, схемой предложения;

6. Развивать умение работать с «лентой букв»;

7. Развивать умение работать по иллюстрации.

Развивающие:

1. Развивать умение извлекать информация из иллюстраций и схем;

2. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями и темой урока; понимать учебную задачу урока;

3. Развивать умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

4. Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом;

5. Развивать умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

6. Развивать умение слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. 

Воспитательные:

1. Развивать умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «смелость», «отвага», «уважение».

2. Развивать мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

2. Умение составлять текст;

3. Умение озаглавливать текст;

4. Каллиграфические навыки;

5. Умение работать с моделью слова, схемой предложения;

6. Умение работать с «лентой букв»;

7. Умение работать по иллюстрации.

Личностные:

1. Умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «смелость», «отвага», «уважение».

2. Мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение извлекать информацию из иллюстраций и схем.

Регулятивные:

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2. Умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем.

Коммуникативные:

1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

2. Умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений.

3. Умение слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник 

Оборудование: 

      Образовательный ресурс: 

     1. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ (В. Г. Горецкий, В.А Кирюшкин, Л.А. Виноградская,  М. В. Бойкина). – М. : Просвещение 2021. – С. 58-63

2. Прописи – (Горецкий В. Г., Федосова Н.А. Прописи 1 класс, в 4-х частях. Ч. 2. Учеб пособие для общеобразоват. организаций. Издательство «Просвещение» 2021 – с. 23, 24)

3. Методические рекомендации – (Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. – 5-е издание – М.: ВАКО. 2020. – 448 с. – (В помощь школьному учителю) стр. 150-156)

План:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Работа с пословицей

2. Этап актуализация и пробного учебного действия

2.1. Работа с иллюстрацией (стр. 58)

2.2. Подбор слов к иллюстрации со звуками [с], [к], [н]

2.3. Подбор слова к схеме

3. Этап выявления места и причины затруднения

4.  Этап построения выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа с закладкой. Слогозвуковой анализ слов «стул», «руль»

5.2. Предъявление печатной буквы «эль»

5.3. Нахождение в тексте буквы «эль»

5.4. Работа в прописях (стр.23)

5.5. Чтение слогов

5.6. Написание слогов с буквой «эль»

5.7. Работа со словами

5.8. Написание слов с буквой «эль»

5.9. Работа с текстом (стр. 59)

5.10. Работа с предложением в прописи на стр. 23-ей

5.11. Вывод по теме урока

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Дидактическая игра «Лови ошибку»

6.2. Работа в прописях (стр. 24). Прописывание элементов и буквы «эль»

6.3. Дидактическая игра «Кто больше?»

6.4. Работа с омонимами «Лук» (стр. 60)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону  

7.1. Прописывание слогов с буквой «эль»

7.2. Прописывание слов с заглавной буквой «эль»

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Работа с текстом. Озаглавление текста (стр. 63)

8.2. Конструирование предложений (стр. 63)

8.3. Составление предложения к схеме (Где живут лисы и лоси?)

8.4. Подбор слов к модели (стр. 63)

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Работа с лентой букв

9.2. Рефлексия

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение учащихся в деятельность на

личностно-значимом уровне

«Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней

потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

- Меня зовут Екатерина Витальевна, и сегодня урок чтения проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности к уроку

- Ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку

1.3. Работа с пословицей

- Наш урок я хочу начать с интересной пословицы

«У страха глаза велики».

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Страх кажется страшным, он пугает и поэтому говорят, что его глаза велики (велики, значит, очень большие), это потому, что страх пугает так.

- Боятся все, но нужно уметь преодолевать  свой страх.

- А вот герои известной сказки не сумели преодолеть свой страх.

Приветствуют учителя

 

- Это значит, что когда страшно, кажется, что преодолеть, победить страх невозможно, но если подумать, проявить смелость и решительность, то оказывается возможно.

Фронтальная

Л1

К1

К3

2. Этап актуализации и

пробного

учебного действия

Задача: повторение

Изученного материала, необходимого для «открытия

нового знания», и выявление

затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления

учащихся, организация осознания ими внутренней

потребности к построению

учебных действий и фиксирование каждым из них

индивидуального

затруднения в пробном

действии

2.1. Работа с иллюстрацией (стр. 58)

- Посмотрите на иллюстрацию в Азбуке на стр. 58-ой к сказке К. И. Чуковского.

- Какая это сказка?

- Поднимите руки те, кто читал сказку «Тараканище».

(показ книги)

- Почему автор назвал своё произведение «Тараканище», а не «таракан», «таракашка» или «таракашечка»?

- В сказке был маленький Таракан, но его испугалось так много зверей.

- Кто испугался Таракана?

- Почему такие большие звери испугались Таракана?

Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!

Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».

- Кто не испугался Таракана?

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!

Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося.

То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!

- Почему Воробей не испугался Тараканища?

- Подходит ли пословица «У страха глаза велики» к нашей сказке?

- Какой эпизод из сказки нарисовал художник?

- Поставьте, пожалуйста, свои пальчики на начало отрывка из сказки, под голубым ромбиком, я вам его прочитаю.

- Следите за мной пальчиком.

- Подходит ли иллюстрация к этому отрывку?

2.2. Подбор слов к иллюстрации со звуками: [с], [к], [н]

- Подберите, пожалуйста, 2 слова со звуков [с], которые относятся к нашей иллюстрации.

- Звук [с] в словах «слон» и «ослик» – гласный или согласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

- Подберите, пожалуйста, 2 слова со звуков [к], которые относятся к нашей иллюстрации.

- Звук [к] в словах «ослик» и «книга» – гласный или согласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

- Подберите, пожалуйста, 2 слова со звуков [н], которые относятся к нашей иллюстрации.

- Звук [н] в слове «слон» и «луна» – гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

- Твёрдый или мягкий?

2.3. Подбор слова к схеме

- Я загадала слово и изобразила его на модели.

- Посмотрите, пожалуйста.

- Как вы думаете, какое слово я загадала?

- «Тараканище»

К. И. Чуковского

- Волк, крокодил, слон, раки, бык, носорог, бегемот

- На вид страшный

- Может, увидели в первый раз таракана

- Воробей

- Воробей смелый, отважный

- Да, подходит

- Конец сказки, Тараканища уже нет, зверюшки радуются, пляшут

- Да, подходит

[с]: слон, ослик

- Согласный

- Твёрдый

- Глухой

[к]: ослик, книга

- Согласный

- Твёрдый

- Глухой

[н]: луна, слон

- Согласный

- Звонкий

- Твёрдый

- Луна

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР7

К1

Л1

К1

Л1

К2

ПР7

ПР1

К1

П1

ПР5

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа

учащимися возникшей ситуации и

на этой основе выявить места и

причины затруднения

- Скажите мне, пожалуйста, какой первый слог в слове «луна».

- Давайте прохлопаем. Ваши предположения были верны.

- На какой слог падает ударение?

- Какой первый звук в слове «луна»?

- Звуки [л] -  гласный или согласный?

- Какой буквой обозначен звук [л]?

- Не все букву знают?

- А умеем ли мы её писать красиво, писали ли мы с ней слова?

- А умеем ли читать с буквой «эль» слоги, слога?

- Мы ещё этого не делали.

- Лу

- На второй слог

- Звуки [л]

- Согласный

- Буквой «эль»

- Нет

Фронтальная

К1

ПР1

К3

4. Этап построения

проекта выхода из

затруднения

Задача: постановка целей

учебной деятельности и на

этой основе – выбор

способа и средств их реализации

4.1. Работа над темой урока

  • Как вы думаете, с чем мы познакомимся сегодня на уроке?  

- Сегодня на уроке мы познакомимся и узнаем о звуке [л], [л'], и букве «эль».

4.2. Формулирование цели урок

  • А как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня на уроке?  

- Действительно, сегодня на уроке мы будем учиться слышать, правильно произносить звуки [л], [л'], узнаем, какой буквой они обозначаются, как правильно пишется, будем учиться читать слоги, слова, предложения с этой и другими буквами.

4.3. Планирование своей деятельности

- Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?

- Полистайте учебник.

- С буквой «эль»  и звуком  [л], [л']

- Научиться произносить, правильно писать, читать слоги, слова, предложения с буквой «эль»

- Работать в прописях, работать с Азбукой, с иллюстрацией, с текстом, с лентой букв

Фронтальная

К1

Р1

К3

Р2

5. Этап реализации

построенного проекта.

Задача: построение

учащимися нового способа

действий и формирование

умений его применять как

при решении задачи,

вызвавшей затруднение, так

и при решении задач такого

класса или типа вообще.

5.1. Работа с закладкой. Слогозвуковой анализ слов «стул», «руль»

- Обратимся к учебнику на стр. 59-ой.

- Что изображено на картинках?

- Прохлопаем слово «стул».

- Сколько слогов?

- Посмотрите на схему, как понять, что один слог?

- Какое правило мы знаем?

- Почему на схеме все согласные звуки закрашены в синий цвет?

- Назовите первый звук.

С-т-у-л

- Звук [с] согласный или гласный?

- Он твердый или мягкий?

- [С] звонкий или глухой?

- Назовите последний звук в данном слове, четвёртый.

- Он согласный или гласный?

- Он твердый или мягкий?

- Это глухой или звонкий?

- А теперь посмотрите на вторую картинку, что нарисовано на ней?

- Сколько слогов в данном слове?

- Скажите, пожалуйста, почему последняя клеточка в схеме к данному слову закрашена зелёным цветом?

- Что общего в схемах слов «стул» и «руль»?

- Чем отличаются схемы этих слов?

5.2. Предъявление печатной буквы «эль»

- Ребята, посмотрите на красное табло.

- Какой буквой обозначены звуки [л], [л’]?

- Давайте вместе проговорим – буква «эль».

- На что похожа буква «эль»?

- А я ещё хочу сказать, что буква «эль похожа на полотенце.

- Согласны ли вы со мной. Поднимите руки те, кто согласен.

- Посмотрите на картинку.

- А также буква «эль» похожа на ласты, на лопату, на лыжи, на собачку и на ландыш, на ёлочки.

- А также я хочу ещё сказать, что буква «эль» похожа на льва.

- Не верите? 

Л – ленивый летний лев. Улыбается, поев.

- Вот видите, ребята, какая уникальная буква «эль».

- Поэтому давайте продолжать с ней знакомиться.

- Как вы думаете это печатная буква или письменная?

- Как вы думаете, чем будет отличаться письменная буква?

- Проверим, верны ли ваши предположения.

Физкультминутка

Делаем вперед наклоны –

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять,

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться,

Да прилежно, не лениться

5.3. Нахождение в тексте буквы «эль»

- Вернёмся к нашему стихотворению и посчитаем все буквы «эль».

- Сколько же раз буква «эль» встречается в тексте?

- Поднимите, кто нашёл все буквы «эль».

- Итак, с печатной буквой мы познакомились, подскажите мне, пожалуйста, что мы дальше будем с вами делать, чему должны научиться?

5.4. Работа в прописях (стр. 23)

- Ребята, откройте, пожалуйста, прописи на стр. 23-ей.

- Кого вы видите в верхней части страницы?

- Что необычного вы увидели на рисунке?

- Может ли быть у девочки лисий хвост?

- В каком случае это возможно?

- Перед уходом девочка решила научить вас правильно писать элементы буквы «эль».

Пальчиковая физкультминутка

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Вы скачите пальчики,

(пальчики «скачут» по столу)

Как солнечные зайчики.

(указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

(пальчики «скачут» по столу)

Ветер травушку качает,

Влево, вправо наклоняет.

(лёгкие движения кистями рук вправо-влево)

Вы не бойтесь ветра, зайки,

(«погрозить» пальчиком)

Веселитесь на лужайке.

(помахать пальцами обеих рук)

- Рассмотрите образцы и постарайтесь сами, без моей помощи, следуя за стрелочками, написать элементы строчной буквы «эль».

- Обратите внимание на направление стрелочек.

- Первый элемент пишем снизу вверх, а второй наоборот – сверху вниз.

(на доске буква «эль» со стрелочками)

- Ребята, давайте сейчас внимательно рассмотрим образец написания элементов строчной буквы «эль».

- Обратите внимание на доску, я покажу, как необходимо писать первый элемент буквы «эль»

- Найдите верхнюю рабочую строку, обведите данный элемент, затем напишите сами.

- Кто выполнил, поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили.

- Обратите внимание на доску, я покажу, как необходимо писать второй элемент буквы «эль».

- Обведите второй элемент, после чего пропишите самостоятельно.

- Кто выполнил, поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили.

Строчную букву «эль» начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, только наклоняем чуть больше обычного. Доведя до верхней линии, не отрывая руки, начинаем писать второй элемент буквы: черту с закруглением внизу. Сначала вниз ведём по написанному, затем элементы расходятся, между ними остаётся уголочек.

- Теперь напишите по образцу строчную букву «эль». Сначала обведите её, затем пропишите до конца рабочий строки самостоятельно.

- Мы научились писать букву «эль», а что мы можем сложить из букв?

- Верно, давайте научимся читать слоги с буквой «эль».

5.5. Чтение слогов  

- Откройте, пожалуйста, закладку на стр. 59-ой.

- Прочитайте слог, в котором буква «эль» обозначает звук [л’], мягкий.

- Давайте хором произнесём слог «ЛИ».

- Какая буква обозначает мягкость предшествующего согласного звука?

- Теперь прочитаем остальные слоги, хором.

- Давайте прочитаем данные слоги по цепочке.

- Попробуйте придумать слова, начинающиеся с этих слогов.

- Слоги вы читаете хорошо, а теперь посмотрим, сможете ли вы их правильно и аккуратно написать.

5.6. Написание слогов с буквой «эль»

- Обратимся к прописям на стр. 23-ей.

- Какое соединение в слоге «ЛА»?

- Напишите данный слог с образцом.

- Какое соединение в слоге «ЛУ»?

- Напишите данный слог с образцом.

- Какое соединение в слоге «ЛИ»?

- Напишите данный слог с образцом.

- Какое соединение в слоге «ЛО»?

- Напишите данный слог с образцом.

- А что мы можем сложить из слогов?

5.7. Работа со словами

- Под табличками помещены 4 столбика слов.

- Прочитайте слова, которые состоят из одного слога.

- Почему в них один слог?

- Какое мы знаем правило?

- Прочитайте слово, которое отвечает на вопрос «что сделали?»

- Какое слово отвечает на вопрос «что сделал?»

- А на вопрос «что делала?»

- Какое слово отвечает на вопрос «что делал?»

- Прочитайте слова, которые обозначают игрушки.

5.8. Написание слов с буквой «эль»

- Ребята, вы молодцы, уже умеете читать слова с буквой «эль».

- А писать умеете слова?

- Сейчас мы этому будем учиться.

- Откройте, пожалуйста, прописи на стр. 23-ей.

- В слове «кукла» какое соединение у букв «к» и «у»?

- «У» и «к»?

- «К» и «л»?

- «Л» и «а»?

- Запишите данное слово самостоятельно справа от образца.

- В слове «луна» какое соединение у букв «л» и «у»?

- «У» и «н»?

- «Л» и «а»?

- Запишите данное слово.

- В слове «лиса» какое соединение у букв «л» и «и»?

- «И» и «с»?

- «С» и «а»?

- Запишите данное слово самостоятельно.

- В слове «слон» какое соединение у букв «с» и «л»?

- «Л» и «о»?

- «О» и «н»?

- Запишите данное слово самостоятельно.

5.9. Работа с текстом (стр. 59)

- А что мы можем составлять из слов?

- Ребята, откройте учебник на стр. 59-ой.

- Найдите красную точку.

- Что перед нами?

- Прочитайте данный текст жужжащим чтением и ответьте на вопрос, сколько в нём предложений?

- Давайте проверим.

- Прочитаем первое предложение.

- Сколько в нём слов?

- Почему это предложение?

- Прочитаем второе предложение.

- Сколько в нём слов?

- Прочитаем третье предложение.

- Сколько в нём слов?

- А теперь ответьте на вопрос, пожалуйста: подходит ли текст с данной ниже иллюстрацией?

- Почему?

- Поднимите руки, кто считает, что подходит.

- О ком рассказывалось в тексте?

- Что делала девочка Оля?

- Что сделали куклы?

- Как бы вы его озаглавили?

- Молодцы.

5.10. Работа с предложением в прописи на стр. 23-ей

- Ребята, я предлагаю вам вернуться на стр. 44-ую и ощутить прелесть осеннего дня.

- С данной иллюстрацией вы уже работали.

- Кто заблудился?

- Кто искал Нину?

- Откройте прописи на стр. 23-ей.

- Найдите предложение.

- Давайте его запишем.

Кто искал Нину?

- Обратите внимание, какой знак препинания находится в конце предложения.

- Начало предложения пишем с какой буквы?

- Почему «Нина» написано с большой буквы?

- Какой знак препинания стоит в конце?

- Что это означает?

- С какой интонацией необходимо прочитать данное предложение?

- Давайте прочитаем данное предложение с нужной интонацией.

- Сколько слов в этом предложении?

- Какое первое слово?

- Какие соединения в нём?

- Запишите это слово на новой рабочей строке.

- Прочитайте второе слово.

- Какие в нём соединения?

- Запишите данное слово рядом.

- Прочитайте третье слово.

- Почему оно написано с заглавной буквы?

- Какие соединения в данном слове?

- Запишите имя девочки.

- Не забудьте поставить знак препинания.

5.11. Вывод по теме урока

- С какой же буквой мы сегодня познакомились?

- Какие звуки обозначает буква «эль»?

- Какие это звуки? Гласные или согласные?

- Это звуки звонкие или глухие?

- Звук [л] – твёрдый или мягкий?

- Звук [л’] – твёрдый или мягкий?

- Что мы делали для того, чтобы научиться писать и читать букву «эль»?

- Стул и руль

- 1 слог

- Один гласный звук

- Сколько гласных, столько и слогов

- Так как все согласные звуки в данном слове твёрдые

- [с]

- Согласный

- Твёрдый

- Глухой

- [Л]

- Согласный

- Твердый

- Звонкий

- Руль

- 1 слог

- Так как последний согласный звук [л’] мягкий, в конце стоит мягкий знак

- Данные слова состоят из одного слога

- В слове «стул» все согласные твёрдые, а в слове «руль» есть как твёрдый, так и мягкий согласный звук

- Буквой  «эль»

- На шалаш, лестницу, крышку дома, туфельку, ласточку, лыжи, ласты

- Печатная

- 8 букв «эль»

- Научиться писать букву «эль»

- Если девочка отправляется на новогоднее представление, шуточное шоу, карнавал, бал зверей

- Слоги

- ЛИ

- И

- Ландыш, лампа, лоб, лошадь, липа, лимон, лыжи, лысина, лупа, луна

-

- Верхнее

- Верхнее

- Верхнее

- Слова

- Стол, стул

- Сколько гласных – столько и слогов

- Уснули

- Уснул

- Катала

- Катал

- Кукла, куклы

- Нет

- Верхнее

- Верхнее

- Нижнее

- Среднее

- Верхнее

- Верхнее

- Среднее

- Верхнее

- Верхнее

- Среднее

- Нижнее

- Верхнее

- Верхнее

- Предложения, текст

- Предложения

- 3

- 3

- 2

- Да

- О девочке Оле

- Она катала кукол

- Куклы уснули

- «Оля и куклы», «Куклы», «Олины куклы»

 

- Нина и Инна

- Инна

- С заглавной (большой) буквы

- Т.к. это имя собственное (имя девочки)

- Восклицательный знак

- Предложение содержит вопрос

- С вопросительной интонацией

- С буквой «эль»

- [л], [л’]

- Согласные звуки

- Звонкие

- Твёрдый

- Мягкий

1. Мы характеризовали звуки;

2. Читали слоги, слова, предложения;

3. Находили в тексте слова с буквой «эль»;

4. Работали с иллюстрацией, с моделью слова;

5. Писали букву «эль», а также слоги, слова и предложения с ней.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

ПР7

ПР5

К1

П1

ПР1

К1

ПР5

К3

К1

К1

К1

К3

К1

К3

ПР4

ПР4

К1

К3

ПР4

К1

К3

К1

ПР4

К3

К3

К1

ПР3

ПР7

ПР4

К1

К3

ПР1

К1

К2

К3

6. Этап первичного

закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение

учащимися нового способа

действия при решении

типовых задач. Для реализации этой цели

необходимо, чтобы уч-ся

решили (фронтально, в

группах, в парах) несколько

типовых заданий на новый

способ действия при этом

проговаривали вслух

выполненные шаги и их

обоснование – определения,

алгоритмы, свойства и т.д

- Ребята, здравствуйте, меня зовут Арина Леонидовна,  и урок письма у вас проведу я.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

- Что вы нового узнали?

- Молодцы.

6.1. Дидактическая игра «Лови ошибку»

- Ребята, я  предлагаю вам проверить ваши знания, поиграв в игру «Лови ошибку».  

- Я буду читать вам утверждения, если вы считаете, что я права, то хлопаете в ладоши, если вы со мной не согласны, то поднимаете руку и исправляете меня.

  1. [а],[о],[у] – это гласные звуки.
  2. Буква «и» обозначает твёрдость предшествующего согласного.
  3. Буква «у» обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
  4. Буква «т’» обозначает звонкие звуки [т], [т’].
  5. Буква «эль» обозначает звуки [л], [л'].

- Молодцы, ребята, вы были внимательными.

6.2. Работа в прописях (стр. 24). Прописывание элементов и буквы «эль»

- Ребята, я бы хотела познакомить вас с заглавной буквой «эль».

- Давайте откроем учебник на 59-ой странице.

- Отличается ли заглавная буква «эль» от строчной?

- Да, правильно

- Ребята, я предлагаю вам открыть прописи и прописать букву «эль»

- Обратите внимание на доску, я покажу, как необходимо писать первый элемент буквы «эль».

Буква «эль» состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки; закругляем вправо вниз  доводим до нижней линии рабочей строки, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо,  и доводим до середины широкой вспомогательной строки.

Пальчиковая физкультминутка

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали –

(Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)

Так мы маме помогали.

- Обведите в прописях первый элемент буквы «эль» и допишите его самостоятельно до конца строки.

- Теперь пропишем второй элемент буквы «эль».

- Обратите внимание на доску, я покажу,  как правильно писать второй элемент буквы «эль».  

Пишем длинную наклонную палочку с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх до середины рабочей строки.

- Обведите в прописях второй элемент буквы «эль» и пропишите до конца строки самостоятельно.

- Кто выполнил, поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы справились.

6.3. Дидактическая игра «Кто больше?»

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Кто больше?»

- Откройте страницу 60-ю.

- Кто больше придумает слов на  выбранную букву. Называем только зверей, рыб, птиц.

- Например, буква «А», каких вы знаете рыб, зверей, птиц, на эту букву?

- Теперь на букву «У».

- На букву «О».

- На букву «Ка».

- На букву «эль».

- На букву «эс».

- Какие вы внимательные и сообразительные. Молодцы!

6.4. Работа с омонимами «Лук» (стр. 60)

- Ребята, посмотрите на доску.

(На доске висят рисунки)

- Что вы видите?

- Что перепутал художник?

- Правильно, лук,  из которого стреляют, это стрелковое оружие, и он не может расти на грядках, и мы не можем стрелять из съедобного лука.

- Ребята, а как правильно?

- Молодцы.

- Давайте посмотрим на страницу 60-ю.

- У Нины лук.

И у Толи лук.

- Посмотрите на картинку. Как вы думаете, у кого какой лук?

- Почему вы так думаете?

- Молодцы.

- Что мы можем сказать, исправив ошибку художника и посмотрев картинку учебника?

- Какой мы можем сделать вывод?

- Да. Мы можем сказать, что это разные слова, и они имеют разные значения, хотя пишутся одинаково.  

Физкультминутка

В тёмном лесу есть избушка.

Стоит задом наперёд.

В той избушке есть старушка,

бабушка Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

словно угольки горят.

Ух! Сердитая какая.

Дыбом волосы стоят!

- Изучили букву  «эль». Научились её писать

Играют в игру и внимательно слушают учителя

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Нет.
  4. Нет.
  5. Да.

- Нет. Они похожи. Только заглавная буква выше строчной.

Следят за тем, как правильно писать букву «Л» заглавную.

Разминают пальчики. Наблюдают за учителем.

Прописывают второй элемент буквы «эль»

Играют в игру «Кто больше?»

- Лук, из которого стреляют, не может расти на грядках.

- Мы не можем стрелять из съедобно лука.

- Нужно переставить местами. Стрелок должен держать стрелковый лук.

- Девочка должна держать съедобный лук.

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

К2

Л1

К2

Л1

К1

К2

Пр5

Пр4

К3

К1

К2

Пр8

К3

К2

К1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Прописывание слогов с буквой «эль»

- Ребята, следите за моей рукой, я буду показывать, как правильно нужно писать заглавную букву «эль» на доске.

Заглавную букву «эль» начинаем писать так же, как и заглавную букву «А» только без последнего элемента.

Первый элемент Начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо вниз и, коснувшись нижней линии рабочей строки, ведём плавно вверх длинную наклонную линию. Не доводя до следующей строки, останавливаемся и ведём  длинную наклонную линию вниз до нижней рабочей строки. Коснувшись нижней линии рабочей строки не отрывая руки, закругляем элемент вверх.   

- Хорошо, а сейчас я проверю, как вы можете сами без моей помощи написать заглавную букву «эль» и слова с буквой «эль», откройте прописи на с. 24.

- Кто справился с работой, поднимите руку.

7.2. Прописывание слов с заглавной буквой «эль»

(Хожу по классу и наблюдаю за тем, как дети пишут)

- Ребята, почему слова Лина, Лука, Алла пишутся с большой буквы?

- Правильно, молодцы. 

Наблюдают за тем, как учитель на доске прописывает букву «эль».

Прописывают букву «эль» и слова с буквой «эль»

- Потому что это имена собственные.

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР4

ПР5

К3

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1. Работа с текстом. Озаглавление текста (стр. 63)

- Ребята, откройте страницу 63-ю. Давайте прочитаем текст.

- О чём говорится в тексте?

- Давайте придумаем тексту заголовок.

«Алла и Ната»

-Хорошо, молодцы.

8.2. Конструирование предложений (стр. 63)

- Ребята, а давайте посмотрим на красную точечку после текста.

Ниже нам предложено задание. Давайте посмотрим, что это за задание.

- Ребята, это предложения?

- А почему нет? Чего не хватает?

- Да, не хватает слов. Я предлагаю вам по цепочке прочитать и вставить пропущенные слова.

- Окуни и лини – рыбы. 

- Аисты и утки – птицы. 

- Лисы и лоси – звери.

- Ребята, теперь похоже, что это предложения?

- Почему?

- Правильно, молодцы.

8.3. Составление предложения к схеме (Где живут лисы и лоси?)

- Ребята, а где живут лисы и лоси?

- Обратите внимание на доску. Составьте предложение по схеме.

   

        

- Какое у нас получилось предложение?

- Молодцы.

8.4. Подбор слов к модели (стр. 63)

- Ребята, обратите внимание, на 63-й странице, перед лентой букв, под красной точечкой нам дана схема.

- Посмотрите внимательно и скажите мне, сколько слогов в слове?

- Да, один слог.

- Давайте посмотрим, кто изображён на картинке? Какое из слов подойдёт к нашей схеме?  

- Пойдет слово аист? Почему нет? Правильно, потому что в слове аист 2 слога, а у нас в схеме один слог.

- Подойдёт ли слово лиса? Почему?

- Подойдёт ли слово утка?

- Так какое слово подходит?

- Правильно, слово лось. 

- Назовите первый звук в слове лось.

- «эль» - гласный или согласный? Твердый или мягкий?

- Молодцы, вы были очень внимательными на уроке.

Читают текст. Придумывают заголовок к тексту.

- Нет

- Не хватает слов. Нет законченной мысли.

Вставляют пропущенные слова.

- Есть законченная мысль.

Составляют предложение по схеме.

- «Лисы и лоси живут в лесу»

Подбирают слова, чтобы найти нужное слово, которое соответствует схеме.

- Нет. В слове аист 2 слога. Не подходит.

- Нет. Потому что в слове лиса 2 слога.

- В слове утка 2 слога. Не подходит.

- В слове лось один слог, значит слово лось подходит.  

- Звук [л’]

Согласный, твёрдый.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

К2

Л1

Пр3

Пр3

Л1

Пр3

К2

9. Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Работа с лентой букв

- Ребята, ниже на 63-й странице нам дана лента букв.

- В каком домике поселилась наша буква «эль»?

- Почему она на верхнем этаже?

- Правильно.

- А почему буквы « ка», «тэ» , «эс» на нижнем этаже?

- Молодцы.

9.2. Рефлексия

- Ребята, поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке?

- А остальным я желаю не быть молчаливыми на уроке, а тоже включаться в работу.

- Спасибо за урок, до свидания!

- Она обозначает звонкие, согласные звуки [л],  [л’].

Фронтальная

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш» в 1 классе

отражает опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии  формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения),технологии оценивания образовател...

Логопедическое занятие. Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс

Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс    Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять мест...

урок обучения грамоте по теме «Звуки [р], [рʼ]. Буквы Р, р» 1 класс (УМК Перспектива)

Тема. Звуки [р], [рʼ]. Буквы Р, р Задачи: учить распознавать звуки [р], [рʼ] и соответствующую букву; упражнять в чтении слов с изученными буквами, небольших тестов; развивать логическое мышление...

Презентация к уроку "К.И.Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л,]. Буква Лл"

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс по УМК "Школа России"...

Тема: "Век живи – век учись. Звуки [в], [в’]. Буква В в" (1 класс)

Конспект интегрированного урока. Тема: "Век живи – век учись. Звуки [в], [в’]. Буква В в" (1 класс)...