«Лексическое значение слова» 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Шушкова Анастасия Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskoe_znachenie_slova_3_klass.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Название учебной дисциплины: русский язык

Дата проведения: 01.10.2020

Класс: 3 «Б»

Школа: МКОУ «СОШ № 4»

Студент: Шушкова А.М.

Учитель-наставник: Меньшикова Л.Б. _________

Методист: Шушкова С.А. _________

Тема: «Лексическое значение слова»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: создание условий для формирования понятий «лексическое значение слова», «синонимы», «антонимы»

Задачи:

1. Обеспечить усвоение учащимися понятия о лексическом значении слова;

2. Развивать умение работать со словарем при определении многозначности слова; обеспечить усвоение знаний с помощью практической, аналитической деятельности; развивать умение работать в паре, распределять работу, получать общий результат; развивать память и орфографическую зоркость;

3. Воспитывать активность, любознательность и аккуратность у учащихся.

Планируемые результаты урока:

Предметные: выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; подбирать синонимы и антонимы; находить главные члены предложения; применять правила правописания; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Метапредметные:

Познавательные: выдвигать аргументы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; извлекать необходимую информацию из различных источников; перерабатывать, анализировать, систематизировать информацию.

Регулятивные: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Коммуникативные: развитие диалогической речи, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; готовность и способность обучающихся к саморазвитию; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Межпредметные связи: окружающий мир

Основные понятия: лексическое значение слова, синонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова.
Ресурсы урока: УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 3 класс 1 часть, учебная презентация, карточки с заданиями, конверт с письмом. 

 


г. Черепаново 2020


Ход урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы, приёмы и формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Реализация УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Организационный момент. Мотивация.

Подготовить учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Словесный, фронтальная работа

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Анастасия Михайловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Положите, пожалуйста, все принадлежности для урока на край парты, они нам сегодня пригодятся. Все готовы к уроку? Настроение у всех хорошее? Тогда начинаем!

- Откройте тетради, положите их правильно, с наклоном, запишите число. Сегодня у нас 1 октября, начался новый осенний месяц. На следующей строчке с заглавной буквы напишем «Классная работа».

- Как всегда, несколько минут в начале урока уделим чистописанию. Ребята, прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.

- Назовите эту букву

- Верно, это буква т. Сейчас мы напишем буквосочетание из буквы «т» и из 33-ей буквы алфавита.

-Какое сочетание букв мы будем писать?
- Сначала записываем буквосочетание «тя», потом пишем это буквосочетание наоборот «ят». Пишем буквосочетания, чередуя до конца строки.

(Показывает ученикам правильное написание на доске)

- Ребята, сегодня на уроке мы узнаем новые тайны русского языка.

Смотрите, у меня на столе лежит письмо. Хотите прочитать это письмо? Кто желает его прочитать?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Успехов вам!»

- Ребята, оказывается сегодня мы и правда раскроем ещё одну тайну русского языка и начнём изучать новый раздел в учебнике! Откройте учебник на странице 39. Кто прочитает название раздела? Как вы думаете, чему мы будем учиться, изучая данный раздел?

Верно, ребята.

Ученики приветствуют учителя, настраиваются на занятие.

Готовят свои принадлежности к уроку.

Открывают тетради, записывают число, классную работу.

Читают слова «автобус, троллейбус, трамвай»

- Т

- Тя

Записывают буквосочетание «тя», «ят» в тетрадь.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы, читают письмо.

Открывают учебник, читают название раздела, высказывают предположения.

Учебник, тетрадь, конверт с письмом, доска

применять правила правописания

Познавательные: выдвигать аргументы; извлекать необходимую информацию из различных источников; перерабатывать, анализировать, систематизировать информацию

Регулятивные: осуществлять самоконтроль

Коммуникативные: развитие диалогической речи, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; готовность и способность обучающихся к саморазвитию; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

2. Актуализация знаний и постановка целей урока

Актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока, выявить цели и задачи урока.

Словесный, наглядный, фронтальная

- Отгадайте загадку

Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки,

Боится кошки.

- Ребята, а кто такая мышь? Правильно, мышь – это маленький зверёк с вытянутой и заострённой мордочкой, большими округлыми ушами.
-Вы когда-нибудь видели мышь?

-Ребята, а что ещё может обозначать слово «мышь» помимо зверька?
- Это мы с вами сможем узнать с помощью толкового словаря. Откройте учебник на странице 153 и прочитайте, какое ещё значение есть у слова «Мышь»

- Оказывается, что в русском языке одно слово может иметь несколько значений. - Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Верно, тема нашего урока «Лексическое значение слова»
- Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Сегодня мы узнаем, как определять лексическое значение слова.

- Мышь

Отвечают на вопрос учителя.

Беседуют, размышляют, высказывают предположения.

Открывают толковый словарь в учебнике.

Читают значения слова «мышь».

Самостоятельно формулируют тему урока.

Высказывают предположения.

Презентация, учебник,

выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

Познавательные: выдвигать аргументы; извлекать необходимую информацию из различных источников; перерабатывать, анализировать, систематизировать информацию

Регулятивные: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее

Коммуникативные: развитие диалогической речи, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

3. Открытие новых знаний и умений

Открыть новое через учебное действие.

Словесный, наглядный, игровой, фронтальная, индивидуальная

- Сегодняшняя тема хоть и новая, но вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умело использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.

- Может быть, кто-нибудь поможет дать определение слова «Лексика»? Лексика – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.
- Все слова русского языка собраны в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Их более 57 тысяч слов.

- Как вы понимаете выражение «лексическое значение слова»?

- Откройте учебник на странице 40, давайте прочитаем правило.

- «То, что обозначает слово, является его лексическим значением.» . Давайте повторим правило хором.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Лексическое значение слова», я вам буду показывать слово, а вы мне называть его лексическое значение: альбом, герб, язык.

- Ребята, если вы забыли значение слова, то его можно посмотреть в толковом словаре на странице 152.

- Ребята, отличается ли слово язык от слов альбом и герб? Чем отличается?

- Слова альбом и герб имеют только одно значение, а слово язык – несколько.

- Давайте откроем учебник на странице 41 и рассмотрим схему.

- Какие слова называют однозначными? Однозначные слова – это слова, которые имеют одно лексическое значение. Давайте повторим хором. Приведите примеры однозначных слов из схемы.

- Какие слова называют многозначными? Многозначные слова - это слова, которые имеют два и более лексических значений.  Давайте повторим хором.

-Прочитайте слова, которые относятся к группе многозначных слов.

- Скажите, какое значение имеет слово колокольчик?

- Скажите, какое значение имеет слово игла?

- Так же на этой схеме мы видим группу, которая называется синонимы. Что такое синонимы? Давайте прочитаем хором.
- Прочитаем примеры синонимов.
- И мы видим группу слов, которая называется антонимы. Что такое антонимы? Давайте прочитаем хором.
- Прочитаем пример антонимов.

- Ребята, что нового вы сейчас узнали?

Слушают учителя.

Высказывают предположения.

Слушают учителя.

Высказывают предположения.

Читают правило.

Повторяют правило хором.

Называют лексическое значение слов.

Смотрят лексическое значение слов в словаре, если забыли.

Высказывают предположения, отвечают на вопрос учителя.

Открывают учебник, рассматривают схему.

Отвечают на вопрос, зачитывают определение, повторяют хором примеры однозначных слов из схемы.

Отвечают на вопрос, зачитывают определение, повторяют хором.

Читают слова «колокольчик» и «игла».

- Звонок в форме маленького колокола, цветок. 
- Острый росток хвойных деревьев,  инструмент для шитья.

Отвечают на вопросы, зачитывают определения, повторяют хором, приводят примеры синонимов и антонимов из схемы. 

Отвечают на вопрос.

Учебник, презентация

выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

Познавательные: выдвигать аргументы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; извлекать необходимую информацию из различных источников; перерабатывать, анализировать, систематизировать информацию

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, самокоррекцию

Коммуникативные: развитие диалогической речи, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

4. Закрепление знаний

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Словесный, наглядный, практический, индивидуальный, работа в паре

-Найдите в таблице слово с его лексическим значением. Прочитайте это слово. Кто прочитает лексическое значение слова?

- А к какой группе относится слово «перстень»?

- Ребята, запишите в тетрадь слово «перстень» и его лексическое значение. Не забывайте про правильную посадку и наклон тетради.

Физкультминутка:

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)

Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (встали на носочки).

- А сейчас, ребята, давайте научимся различать синонимы и антонимы. У каждого из вас на столе лежит карточка, на которой написаны два задания.
- Прочитайте первое задание.

- В первом задании вы должны подобрать к словам синонимы. (Хохотать, изба, храбрый)  Кто запомнил, что такое синонимы?

- Прочитайте второе задание.

- Во втором задании вы должны подобрать к словам антонимы. (Грязный, сладкий, большой)

- Вы можете работать в паре, но каждый должен записать ответ на свою карточку.

- Выполним проверку задания.

-Ребята, поднимите руку те, у кого нет ошибок на карточке.

- Ребята, зачем мы выполняли это задание?

- Откройте учебник на странице 41, упражнение 66.

- Кто прочитает этот текст?

- О чём этот текст?

- Какое явление природы названо красивым словом роса?

- Верно, обратите внимание на слайд, вот какая бывает роса.

- Видели ли вы когда-нибудь росу?

- Посмотрите внимательно на слово роса.

 - Произнесём его, как мы его слышим

 - А теперь, как правильно нужно его произносить

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? Как можно проверить слово?

- Хорошо, ребята, запишите предложение из этого упражнения, в котором говорится о солнышке и о капельках росы.

- Выделите грамматическую основу и в слове «роса» выделите орфограмму.

- Посмотрите на слайде, поднимите руку, кто выполнил правильно задание.

- Ребята, зачем мы выполняли это задание?

Находят слово «перстень» в таблице, читают слово, его лексическое значение.

- Слово «перстень» относится к однозначным словам.

Записывают слово и его лексическое значение в тетрадь, обращают внимание на правила при письме.

Выполняют физкультминутку.

Читают задания на карточке, слушают инструкцию учителя по выполнению, вспоминают, что такое синонимы и антонимы.

Выполняют задание в паре, записывают ответы на карточку, проверяют правильность выполнения.

Оценивают свою работу.

- Чтобы научиться различать синонимы и антонимы.

Открывают учебник, читают текст.

- О росе.

- Капельки воды, которые появляются утром и вечером с наступлением прохлады.

Рассматривают иллюстрацию.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают слово.

- Раса.

- Роса.

- В слове роса - безударный гласный в корне слова. Проверочное слово – росы.

Записывают предложение «Солнышко осветило капельки росы».

Выделяют грамматическую основу и орфограмму в слове, оценивают свою работу.

- Мы узнали лексическое значение слова «Роса» и повторили правило «Безударные гласные в корне»

Учебник, презентация, тетрадь, карточки с заданиями

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; подбирать синонимы и антонимы; находить главные члены предложения; применять правила правописания; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки

Познавательные: выдвигать аргументы; извлекать необходимую информацию из различных источников; перерабатывать, анализировать, систематизировать информацию

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

Коммуникативные: развитие диалогической речи, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре

формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

5. Итог урока и рефлексия

Дать качественную оценку 
работы класса и отдельных 
учащихся, инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Словесный, фронтальный

- Давайте подведём итоги.

- С чем мы познакомились на уроке?

- Для чего нам необходимо знать лексическое значение слова?

- А что вам показалось наиболее интересным на уроке?

- Ребята, я предлагаю оценить вам свою работу на уроке. Посмотрите на слайд и закончите любую фразу:

Сегодня я узнал..

Было интересно..

Было трудно..

Я научился..
Мне понравилось..

Моё настроение..

-Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: повторить, что такое лексическое значение, синонимы, антонимы.

- Вы все очень хорошо поработали сегодня на уроке! Мне понравилось с вами работать. Спасибо! Урок закончен.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание в дневник.

Презентация, дневник

-

Познавательные: выдвигать аргументы; перерабатывать, анализировать, систематизировать информацию

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

Коммуникативные: развитие диалогической речи, умения слушать и вступать в диалог

формирование личностного смысла учения; готовность и способность обучающихся к саморазвитию; формирование уважительного отношения к иному мнению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...