Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Агаджан Елена Алиджановна

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Цель урока

обобщить и углубить представления об изученных самостоятельных частях речи

Задачи урока

 повторить роль разных частей речи в русском языке; развивать умение распознавать части речи;

работать над развитием речи и навыками грамотного письма; воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении;
  • грамотно писать словарные слова;
  • находить основу предложения и называть словосочетания

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • обобщать имеющиеся сведения об изученном объекте;
  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе

Личностные: формирование ответственного отношения к учению

осознавать красоту и образность русского языка формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками при работе в паре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 3 класс

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учитель

Агаджан Е.А.

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Имя существительное

№25

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

обобщить и углубить представления об изученных самостоятельных частях речи

Задачи урока

 повторить роль разных частей речи в русском языке; развивать умение распознавать части речи;

работать над развитием речи и навыками грамотного письма; воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 

  • узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении;
  • грамотно писать словарные слова;
  • находить основу предложения и называть словосочетания

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • обобщать имеющиеся сведения об изученном объекте;
  • умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе

Личностные: формирование ответственного отношения к учению

осознавать красоту и образность русского языка формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками при работе в паре

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Ι. Актуализация знаний.

Деятельность учителя

– Откройте тетради.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».    

1. Блиц-опрос. Закончите предложения:

  - На прошлом уроке мы познакомились с большими группами слов. Большие группы слов в русском языке называются … (частями речи).

- Какие вы знаете части речи?

– Чтобы определить часть речи, надо … (задать вопрос).

- Задайте вопрос к частям речи?

– Слова, к которым можно задать вопросы, называются … (знаменательными).

– Служебные части речи – это части речи, к которым … (нельзя задать вопрос).

- Какова роль слова в предложении? (оно помогает человеку выражать свои мысли и чувства)

Деятельность ученика

Частями речи

задать вопрос

знаменательными

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

На всех языках есть такие слова: Мать, Родина. Счастье. Река. Синева.

Кто б ни был,

Любому понятны они.

Слова - путеводные наши огни.

Живые. Земные...

И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа.

Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях, они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда: Война. Разоренье.

Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова: В них гордая сила людского

родства: Мир. Дружба.  И радость высокой волной-

Мы — люди.

Мы — дети планеты одной.

- Ребята, а какие слова для вас главные в жизни?

– Благодаря какой части речи вы смогли ответить на мой вопрос? Правильно, имя существительное.

- О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? (Существительное)

 - Запишите тему в тетрадях.

- Попробуйте сформулировать цель урока. (Будем исследовать имя существительное, поговорим о лексическом значении имени существительном, будем находить его в предложении и тексте). Таким образом, мы с вами определили цель урока.

- Нам нужно последовательно идти к достижению наших целей. Для этого нужно спланировать наш урок.  

План прикреплён на доску в разнобой.

 1. Повторить…

 2. Узнать (открыть)…

3. Практическое применить знания…

– Что мы сейчас делали? (Определили тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

ΙII. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение за именами существительными.

а) – Как вы думаете, почему слова-предметы называются именами существительными? Прочитайте, как это объясняет учёный-лингвист Лев Успенский

На вопрос кто? или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то СУЩЕСТВУЮЩЕМ. Ведь вы, наверное, согласитесь со мной, что пряник или котёнок существуют… Так вот, и пряник, и котёнок - существительные. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов - значение ПРЕДМЕТА. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? - о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о доброте или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами. (Л.Успенский)

–Опираясь на текст ответьте на вопрос: почему существительные получили своё название?

(Существительные – это слова, которые обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, т.е. всё существующее).                                                

- Попробуй сам рассказать, что же такое имена существительные. Для этого нужно ответить на вопросы:

- На какие вопросы отвечают эти слова?

        - Что они обозначают?

Физминутка

Поймайте имена существительные.

Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная, говорить, мама, книга, весёлые, хорошо, цветы...

б) Открытие новых знаний. Лексическое значение имени существительного.

  Проблемная ситуация.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным ­ полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, –

И всё, что в памяти у нас, –

Означено словами.

- Чем, на ваш взгляд, отличается лексическое значение слова от лексического значения части речи (существительного)?

Дети высказывают свои предположения.

– Мы знаем, что у каждого слова есть лексическое значение.

  - Внимание на  экран, прочитайте слово. Давайте дадим лексическое значение слову стол (это предмет мебели)

- Лексическое значение слову тарелка (это предмет посуды)

-Лексическое значение, каких слов мы назвали? (предметов)

 - Какая часть речи выражает предмет? (существительное)

-  Дайте лексическое значение  слову девочка (Девочка – это ребёнок женского пола Значит лексическое значение существительного  девочка  название  лица).

-  Дайте лексическое значение  слову бег  (быстрое передвижение, значит лексическое значение  существительного бег название действия).

- Что перед вами? (небо).

- Какое оно? (СИНЕЕ).

- Давайте заменим данный признак именем существительным. (СИНЕВА).

- Давайте обобщим, что может обозначать имя существительное. ( синева – небо синего цвета, значит лексическое значение существительного  синева  название  признака  )

- Попробуйте сделать вывод и ответить на вопрос: Чем, на ваш взгляд, отличается лексическое значение слова от лексического значения части речи (существительного)?

(Лексическое значение слова индивидуальное, а части речи – обобщённое. Имя существительное имеет разнообразные лексические  значения:: названия предметов, вещей, явлений природы, действий, признаков).

Работа в парах.

- Распределите слова  согласно их лексическому значению.

Желтизна,  небо, прыжок, снег, жужжание, лиса,  белизна, шёпот, дерево, бег, печаль.

Названия предметов, лиц, вещей, явлений природы.

Названия действий (действие как предмет)

Название признаков

(признак как предмет)

Дерево

Небо

Снег

Лиса

Бег

Прыжок

Шёпот

Жужжание

Красота

Белизна

Желтизна

Печаль

-Решите, кто из вашей пары  будет   отвечать, выполнив,  поднимите руку.

Оцените работу  пары, используя алгоритм:

– Удалось тебе выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были недочёты?

– Какой был уровень задания?

– Какую отметку вы бы себе поставили?

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Работа в учебнике.

а) Сейчас ученик прочитает нам стихотворение. Прослушайте его внимательно.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше друзей и подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней ей быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак.

- Ребята, а вы запомнили, какие слова нужно писать с большой буквы? (Опираясь на текст стихотворения, учащиеся перечисляют, в каких случаях пишется большая буква).

- Скажите, почему большой букве придается такое значение?

- Да, слова, которые обозначают имена людей, их отчества, фамилии, а еще клички животных, названия городов, рек, морей, улиц  пишутся с большой буквы и называются именами собственными. Слово "собственный" происходит от слова собьство, что означает "свое", "личное", "себе принадлежащее".

- А вот русское слово "нарицательный" образовалось от слова нарицати - "называть". Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.  

б) Самостоятельная работа.

Упр. 95 (с. 55).

- Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.

(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные)

     

1. Прочитай. Подчеркни имена существительные.

     Ярко светит солнце. Громко поют птицы. По дорожке идут девочка и собака. Вот пруд. На берегу играют дети.

2. Прочитай. Запиши вопросы, на которые отвечают данные имена существительные.

ученик  …………………….                           олень ………………………

дом ………………………….                           гроза ……………………….

дедушка …………………                            берёза ……………………..

гриб ………………………..                           медведь …………………..

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали об именах существительных?

- Что же такое имя существительное?

– Чем лексическое значение слова отличается от лексического значения существительного?

VI. Рефлексия

Вспомните, на какую букву начинается ваше имя, и придумайте слово, которое отразило бы ваши эмоции, чувства, суть урока. Меня зовут Елена Алиджановна. Поэтому я говорю:

Естественно всё выучу.

VII. Домашнее задание.

Упр. 94, с.55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....