Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гумерова Диляра Маратовна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Дата: 24.01.2020

Предмет: русский язык

Класс: 4В

Тема: Три склонения имен существительных. Склонение имен существительных в единственном числе.

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: формирование умения различать склонения существительных в единственном числе.

Задачи урока:

Образовательные:

-повторить грамматические признаки имен существительных;

-познакомить учащихся с тремя типами склонениями имен существительных;

-упражнять учащихся в различении склонения имен существительных на основании показателей рода и окончаний.

Развивающие:  

-развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление, расширять словарный запас;

-развивать умение самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений.

Воспитательные:  

-воспитывать культуру общения, умение работать самостоятельно и коллективно;

-воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания;

-воспитывать у детей потребности в сохранении и укреплении здоровья.

Методы и приемы: метод побуждающего диалога, метод подводящего к открытию нового знания диалога,

наглядный, проблемный, грамматико-орфографическое комментирование

лексический анализ, беседа, языковой анализ и синтез, метод подводящего к гипотезам диалога, метод самооценивания, мультимедийные.

Ресурсное обеспечение: презентационная наглядность, учебник «Русский язык» Л.Ф. Климановой.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: умеют различать три типа склонения существительных по роду и окончанию.

Метапредметные УУД: понимают язык как основное средство мышления и общения людей; умеют определять тему урока;

Познавательные УУД: умеют делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;умеют в сотрудничестве с учителем выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД: умеют принимать и сохранять учебную задачу, выполнять оценивание и самооценивание; в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: осуществляют взаимодействие с окружающими, умеют вести общий диалог, допускают возможность различных точек зрения.

Личностные УУД: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание узнать больше.

Практикант: Гумерова Диляра Маратовна

ФИО учителя: Сабитова Альбина Ханифовна

Методист: Рогова Рамзия Закиевна

Этапы урока

Деятельность учителя

Методы и приемы

Деятельность учащихся

Формы организации

  1.  Мотивация (самоопределение) к учебной  деятельности

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка буду вести у вас я, Диляра Маратовна!

- Прежде чем начать урок, скажите мне, с каким настроением вы пришли?

- Ребята, мне приятно слышать, что у вас хорошее настроение.

Какие качества мы должны взять с собой на урок?

Метод побуждающего диалога. Наглядный. Создание рефлексивного поля

- Приветствуют учителя

- С хорошим

- Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание

Ф

  1.  Актуализация знаний и фиксирование затруднений на пробном учебном действии 

-Открываем тетради, пишем число, классная работа.

- Не забываем правильно сидеть за партой. Пишем аккуратно.

(на слайде записаны пословицы)

Беседа дорогу коротает, а песня – работу.

Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать.

В умной беседе быть – ума прикупить.

-Объясните, как вы понимаете их?

-Запишите пословицу, которая вам понравилась и подчеркните известные орфограммы. Какие орфограммы нашли?

Работа в парах.

Грамматический диктант (на основе метода незаконченного предложения)

-Я говорю вам начало предложения, продолжение записывайте на листочке. Вам надо записать только одно слово. Потом на слайде я вам покажу. Пишите предложения в столбик, нумеруя. Работаем в парах.

-имена существительные обозначают….

-имена существительные отвечают на вопросы….

-имена существительные, обозначающие живые предметы называются…

-имена существительные, обозначающие не живые предметы, организмы называются….

-названия рек, городов, имена, клички – это имена…

-названия предметов рядовых предметов – это имена…

-Теперь посмотрите на слайд, проверяем. Если правильно, то ставим галочки. Если неправильно, то минус (на слайде эталон).

-У кого все правильно – покажите пальчик вверх, у кого ошибки – покажите пальчик вниз.

Наглядный

Лексический анализ

Грамматико-орфографическое комментирование

Языковой синтез

Учащиеся записывают дату урока в тетрадь, обращая внимание на доску.

Дети по одному читают пословицы и объясняют их смысл.

Записывают пословицу и объясняют орфографию.

Предмет

Кто? Что?

Одушевленными

Неодушевленными

Собственные

Нарицательные

Ф

  1.  Выявление места и причины затрудения

 -Запишите предложение. (Предложение на слайде)

Я люблю кататься на велосипеде, на лошади и на машине.

-Определите падежи существительных, выделите окончания.

-Почему окончания разные? Оба слова в единственном числе, оба слова в предложном падеже и оба женского рода, а окончания разные. От чего это зависит?

-Кто еще как думает?

-Почему падеж один и тот же, число и даже род может быть одинаковым, а окончания разные?

-Хотите ли вы это узнать?

Языковой анализ

Проблемный

Один ученик объясняет «на лошади», другой «на машине»

Я люблю кататься на чем? – предложный падеж.

Это зависит от рода

Ф

  1.  Построение проекта выхода из затруднения

-Ребята, я вам могу признаться – это зависит от склонения. Откройте учебники на странице 16, посмотрите, как называется тема нашего урока.

-Оказывается, правописание окончаний зависит от склонения.

-Так чему же мы должны научиться на уроке?

- Как вы думаете, для чего нужно уметь определять склонение?

Узнать, что такое склонение, научиться определять склонение.

Учиться правильно писать падежные окончания.

Ф

  1.  Реализация построенного проекта

Ребята, имена существительные делятся на три группы. А вот эти группы называются – склонениями.

- Внимательно посмотрите на эти группы слов. Как вы думаете, по какому принципу сгруппированы слова?

1. Лиса, папа, Ваня.

2. Игорь, стол, окно, поле.

3. Ель, сирень, любовь, тень.

 

Какие существительные оказались в 1 группе?

-Обсудите в парах.

- Дополните каждую группу подходящими существительными (устно). Выберите и запишите в тетради 2-3 наиболее понравившихся слова. Укажите род, выделите окончания (работа в парах).

– Давайте просклоняем по 2 из каждой группы.

- Из 1-ой группы возьмем слова ЛИСА и ПАПА.

- Что вы можете сказать об этих именах существительных?

- Назовите падежные окончания существительных. Что вы наблюдаете?

– Теперь проделаем такую же работу с существительными двух других групп. Из 2-ой группы возьмем слова СТОЛ, ОКНО.

Из 3-ей – ЛЮБОВЬ, ТЕНЬ

-Работайте в парах.

- А теперь сравним окончания всех трех групп.

- Что вы заметили?

- Как вы думаете, почему?

- Давайте обратимся к учебнику, прочитаем правило на странице 16.

- Какой вывод вы можете сделать?

 -К первому склонению относятся…

-Ко второму склонению относятся…

-К третьему склонению относятся…

- Теперь мы знаем, что слово склонение обозначает еще название группы существительных.

Посмотрите на упражнение 25 стр. 17. Что там нужно сделать? Прочитайте задание.

 

 Распределите имена существительные в группы по склонениям. Запишите сначала имена существительные 1-го склонения, затем имена существительные 2-го склонения и потом имена существительные 3-го склонения.

Выполнять будем так: по-одному, по цепочке выходите к доске, остальные работают в тетради.

-По какому признаку вы будете определять существительные 1-го склонения? Выпишите их.

(Аналогичная работа с существительными 2-го и 3-го склонения). Укажите падеж имен существительных.

Роща, карандаш, брошь, сено, девочка, тушь, вишня, орёл, лень, подруга, коршун, собрание, отмель.

-Все сделали? Давайте проверим. (Один ученик читает группы слов, остальные отмечают ошибки).

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

-Молодцы, ребята. Идем дальше. Рассмотрите упр. 26.

-Выпишите из орфографического словарика в конце учебника по три имени существительных каждого склонения.

- Ребята, заметьте, что в словарике нет имен существительных 3-го склонения. Приведите свои примеры.

— Я задам хитрый вопрос: как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже: (у) подруги, (с) товарищем, (в) сирени? Догадайтесь!

Языковой анализ

Метод подводящего к гипотезам диалога

Языковой анализ и синтез

Метод подводящего к открытию нового знания диалога

Высказывания детей.

Существительные объединены в группы по родам и окончаниям

Высказывания детей

(например, у них окончания –а, -я; они относятся к 1 склонению…)

– лиса – она моя, женского рода

Записывают

Дети устно склоняют слова

Они относятся к женскому и мужскому роду, окончание –а

Окончания у данных существительных одинаковые

- Все три группы склоняются по-разному

Дети делают предположения

Существительные делятся еще на три группы

склонение

Мужской или женский род, окончания -а, -я.

1 склонение: роща, девочка, вишня, подруга.

2 склонение: карандаш, сено, орёл, коршун, собрание.

3 склонение: брошь, тушь, лень, отмель.

Дети работают со словарем.

1 склонение: заря, газета, свобода.

2 склонение: колесо, багаж, горизонт.

3 склонение: колыбель, морковь, сирень.

Чтобы определить склонение имени существительного в косвенном падеже, нужно поставить это слово в начальную форму (И. п., ед. ч.):

(у) подруги — подруга (1-е скл)

(с) товарищем — товарищ (2-е скл)

(в) сирени — сирень (3-е скл)

  

  1.  Первичное проговаривание во внешней речи

 Смотрим упр. 27. Что там нужно сделать? Кто прочитает?

Прочитайте стихотворные строки. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

-Ребята, прочитайте стихотворение про себя.

-Кто такой Берендей? Вы слышали о таком?

-Выполните упражнение по заданию учебника.

Наклонилось к реч..ке дер..во

Так, что плавает листва.

Здравствуй, царство Берендеево,

Край лесного волш..бства.

А. Дементьев

Запишите стихотворные строки, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Укажите род, склонение и падеж каждого имени существительного рядом в скобках.

-Ребята, вы закончили? Если закончили, то давайте проверим устно, по одному слову.

Грамматико-орфографическое комментирование

Лексический анализ

Решение грамматико-орфографических задач

Языковой анализ

Берендеи – это те, кто постоянно живет в лесу.

(К) речке — (сочетание чк/чн без Ь).

Дерево — дерéвья, волшебства — волшéбный.

Здравствуй — непроизносимый согласный, проверочное слово здравие.

Наклонилось к речке (ж. р., 1 скл., Д. п.) дерево (ср. р., 2 скл., И. п.)

Так, что плавает листва. (ж. р., 1 скл., И. п.)

Здравствуй, царство (ср. р., 2 скл., И. п.) Берендеево, (ср. р., 2 скл., И. п.)

Край (м. р., 2 скл., И. п.) лесного волшебства. (ср. р., 2 скл., Р. п.)

Ф

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Ребята, проведем самостоятельную работу. Посмотрите на слайд.

Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные трех склонений разным цветом карандашей (красный- 1скл., синий- 2 скл., зеленый- 3 скл.) Определите падеж остальных существительных.

Быль – сказка, вред - польза, война – мир, грязь – чистота, работа – отдых, тишина – шум, тоска – веселье, нищета – богатство, молодость – старость.

- Как называются слова с противоположным значением?

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, которое дано им на слайде. После проверяют с помощью эталона.

1 скл.: сказка, польза, война, чистота, работа, тишина, тоска, нищета.

2 скл.: вред, мир, отдых, шум, веселье, богатство.

3 скл.: быль, грязь, молодость, старость.

- Антонимы.

 

  1.  Включение в систему знаний и повторение

- Чем мы сегодня занимались?

- Что такое склонение?

- Сколько групп склонений в русском языке?

- Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных.

- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

-Какие существительные относятся к 1 скл, 2ск, 3 скл?

Коммуникативный

Языковой синтез

Подводят итоги урока.

Три

Именительный падеж, единственное число, род, окончание

Чтобы правильно писать окончание существительного

Ф

  1.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Итак, наш урок подходит к завершению.

На слайде.

- Предлагаю вам оценить свою работу, закончив предложения.

- Я узнал(-а)…

- Мне было интересно…

- На этом уроке я похвалил(-а) бы себя за …

- На уроке я сумел(-а)…

Создание рефлексивного поля

Метод самооцениявания

Оценивают деятельность свою и своих товарищей.

Ф

Учитель: _________________

Методист: _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4

урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...