Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение".
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Лавринович Екатерина Андреевна

Открытй урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимения" ФГОС. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 4 классе

«Роль местоимений в речи»

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомиться с ролью местоимений в речи;
  • распознавать местоимения среди других частей речи;
  • указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль;
  • подчеркивать главные члены предложения;
  • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах, при проверке;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Организация класса

- Начинаем урок русского языка, проверьте, как организовано ваше рабочее место. У каждого из вас маршрутные листы, учебник, тетрадь, карточки с заданиями.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова древнеримского  писателя Петрония:

«Чему бы ты не научился, ты учишься для себя»

- Как вы понимаете эти слова?

- Каким вы хотели бы увидеть наш урок?

- Я желаю вам быть внимательными, любознательными, активными. Писать красиво, правильно, грамотно и аккуратно.

2.Минутка чистописания

-Отгадайте загадку:

                                        Когда руки бывают чистыми?

                                        Когда они…….!

- Разделите слово вымыты на слоги.

- Что общего в написании этих букв?

- Как вы думаете, какая работа вам предстоит?

- Вспомните правила каллиграфии.

Пропишите эти слоги, соблюдая правила каллиграфии:

1 ряд прописывают слог  ВЫ, 2 ряд прописывают слог  МЫ, 3 ряд прописывают слог  ТЫ

-Оцените свою работу на минутке чистописания  в маршрутном листе. Сверьте свою работу с образцом на слайде

Минутка чистописания

     

                       1 балл – написано аккуратно, в соответствии с правилами каллиграфии

                                        0 баллов – написано небрежно, правила каллиграфии не соблюдались

- Ребята, с какой целью проводили минутку чистописания?

- Вернемся к нашей отгадке ВЫМЫТЫ

- Что вы можете прочитать в слогах этого слова? Что это за слова?

- Устно составьте предложение, употребляя в нем одно из этих местоимений.

3.Актуализация знаний

- Возьмите карточку белую карточку со словами

Вставьте пропущенные буквы

в….агон        т..арелка        ябл..ко

в…кзал        д..рога                                ж..лезо

ст…кан        р…кета                               ж..вотное

- Прочитайте, что за слова записаны в карточке?

- Какая орфограмма объединяет слова?

- Вставьте пропущенные буквы.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа с образцом на доске, исправьте ошибки, если они есть.

- Оцените работу в маршрутном листе в графе «Словарная работа»

        

Минутка чистописания

Словарная работа

     

        3 балла – ошибок нет

                                              2 балла – 1-2 ошибки

                                              0 баллов – больше 3 ошибок

- Ребята, с какой целью выполняли данную работу?

4.Самоопределение к деятельности

- Что общего у этих групп слов?

- Вспомните, что вы знаете об имени существительном и расскажите об этой части речи по плану

        

1.Название

2.Что обозначает

3.На какие вопросы отвечает

4.Какие признаки имеет

5.Роль в предложении

- Подумайте, по каким признакам я сгруппировала слова в карточке?

- Как вы определили род?

- Какие слова подставляли к первой группе слов?

- Ко второй группе?

- И к третьей группе слов?

        (на доске появляются слова-помощники)

- К какой части речи относятся эти слова-помощники?

-Кто догадался, какова тема урока?

Сегодня тема нашего урока «Роль местоимений в речи».

- Это для вас новая тема?

- Какие задачи поставим перед собой?

                на доске

Часть речи….

Вопрос……

Роль…..

- Сегодня в течение урока, работая над темой, заполним «Исследовательскую карточку», она лежит у вас на парте. Рассмотрите карточку.

        

        Исследовательская карточка

1.Местоимение – это…………, которая  не …………………, а ……………….. на него.

2.Употребляется вместо…………………………….

3.Отвечает на вопросы ………………………………

4.Роль в предложении ………………………………..

5. Работа по теме урока

- Мир местоимений широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления, местоимения занимают 3 место, после имен существительных и глаголов.

- Назовите местоимения.

-У вас в конвертах карточки с местоимениями, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос.

1.Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

2. Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

3. Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

4. Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

5.Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?


6. Если это группа лиц?

- Какое местоимение еще не назвали?

- Ребята, а вы знаете, как называют эти местоимения?

- А где мы это можем узнать?

- Откройте У. с.52.  Прочитайте правило.

- Как вы думаете, почему эти местоимения называют личными?

- Повернитесь друг к другу и расскажите друг другу данное правило.

- С какой целью выполнили данную работу?

6.Физкультминутка

-Я буду называть слова, относящиеся к разным частям речи. Если услышите местоимение – хлопаете в ладоши, если слово, относящееся к другой части речи – приседаете.

        «улица, она, они, поют, слушают, оно, красный, я, за, медленно, вы, мы, и, красивый»

Работа в парах

- Следующее задание вы будите выполнять в парах. Вспомните правила работы в паре.

- Возьмите следующую карточку с текстом, прочитайте текст

        Синица.

Синица знакома всем. У синицы черная шапочка на голове и желтая грудка. Летом синица питается насекомыми. Зимой синица перелетает ближе к людям, что пережить трудное зимнее время.

- О ком этот рассказ?

- А чем мы можем помочь зимой синице?

- Какова главная мысль этого текста?

- Ребята, а какой в тексте имеется недостаток?

- Как можно исправить этот недостаток.

- Исправьте текст. Замените во 2 и 3 предложении слово синица другими словами и в этих же предложениях подчеркните основу.

-Прочитайте получившийся текст.

- Вместо какой части речи употребили слова ОНА, У НЕЕ?

- Называют ли слова ОНА, У НЕЕ конкретный предмет или указывают на него?

- Сделайте вывод: что такое местоимение?

- Вместо какой части речи употребляются местоимения?

- Давайте заполним нашу исследовательскую карточку и заполним пункт 1 и 2. Заполняем.

- Можем ли мы заполнить 3 пункт карты?

- На какие вопросы отвечает местоимение? Почему?

- Назовите основу в 3 предложении.

- Каким членом предложения является местоимение ОНА?

- Назовите основу во 2 предложении?

- Каким членом предложения является местоимение У НЕЕ?

- Сделайте вывод: какова роль местоимений в предложении?

- Заполните следующий пункт  в  карте.

- что же мы узнали о местоимении в ходе выполнения данного задания?

- Оцените работу в паре в маршрутном листе.

        

Минутка чистописания

Словарная работа

Работа в паре

     

        3 балла – работали дружно, задание выполнили верно.

2 балла – работали дружно, допустили ошибки

                                                  0 баллов – выполнили задание не верно

- Вспомните тему нашего урока?

- Как вы думаете, а какова роль местоимений в нашей речи?

7. Закрепление изученного материала

- Следующую работу вы выполните самостоятельно. У вас на партах лежат две карточки синего и красного цвета. На карточке синего цвета задание базового уровня, за которое при правильном его  выполнении, вы получите 3 балла.

- А на красной карточке задание повышенного уровня сложности, если вы выполняете правильно это задание, заработает 5 баллов.

- Подумайте и определитесь, с какой карточкой будите работать. Если определились, можете приступать к выполнению задания.

Замени повторяющиеся имена      существительные местоимениями.

У нас в доме был ежик. Ежик был очень маленький. Когда ежика гладили, ежик  прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика.

Вставь подходящие по смыслу местоимения.


На высоком дереве …… увидел птичье гнездо. ….. было засыпано пушистым снегом. В ..… зимовали клесты. У … вывелись птенцы. Мимо гнезда  пролетала небольшая птичка и села на тонкую  ветку.   … не сводила с … глаз. Птенцам тепло в мороз под мягким маминым крылом.

- Давайте проверим, как вы выполнили  работу.

Сверьте свою  работу с образцом на доске, если есть ошибки - исправьте.

- Оцените самостоятельную работу в маршрутном листе.

        

Минутка чистописания

Словарная работа

Работа в паре

Самостоятельная работа

     

3 балла – работа выполнена, верно

2 балла – допущена 1 ошибка

0 баллов – допущено 2 ошибки

                                                                                                5  баллов – работа выполнена, верно

                                                                                                2 балла – допущена 1 ошибка

                                                                0 баллов – допущено 2 ошибки

8.Подведение итогов урока

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

- Мы их решили?

- Ребята, а речь человека возможна  без употребления местоимений?

- Что произойдет с нашей речью, если из нее вдруг исчезнут местоимения?

- Где могут пригодиться вам те знания о местоимении, которые вы сегодня получили?

- Был ли урок вам полезен? Чем?

- Подведем итоги в маршрутном листе. Посчитайте общее количество баллов и внесите их в графу «Итоговый балл (отместка). Переведите баллы в отметку.

Минутка чистописания

Словарная работа

Работа в паре

Самостоятельная работа

Общее количество баллов (отметка)

Отметка учителя

     

9-10 баллов – 5

8-7 баллов – 4

менее 6 0 баллов – 3

9.Рефлексия

-Посмотрите на слайд

                научился

        выполнил

активно участвовал                затруднялся

узнал что-то новое

        ничего не понял

- Продолжите фразу, употребляя местоимение Я,  и слова под стрелочками.

10. Домашняя работа

У.с.53 упр.110, 111.

Проверяют рабочее место.

Всему чему ты учишься в школе, зависит от тебя самого. А оценку за учебу тебе будет ставить жизнь.

Познавательным, интересным.

Когда они вымыты.

Вы-мы-ты

В написании букв одинаковые элементы.

Минутка чистописания.

Наклон, ширина, высота, элементы.

Прописывают слоги.

Оценивают работу

Чтобы писать правильно, аккуратно.

Мы, вы, ты – это местоимения.

Составляют предложение.

Словарные слова

Непроверяемая безударная гласная

Взаимопроверка.

Вспомнить написание словарных слов.

Все слова имена существительные.

Имя существительное –самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?. Имеет следующие признаки: род, склонение, неод/одуш, собс/нариц,изменяется по числам и падежам. Роль  в предложении: подлежащее и вторст.чл.предложения.

По родам (муж,ср,жен)

Подставляли слова-помощники

ОН, МОЙ

ОНА, МОЯ

ОНО, МОЕ

Местоимения

Роль местоимений в речи

Нет, это повторение.

1.Вспомнить, что такое местоимение.

2.На какие вопросы отвечает местоимение.

3.Какова роль местоимений в речи и предложении.

Я, ты, он, она, оно, они, мы, ты, вы.

Я

Мы

Ты, вы

При обращении к человеку старшему по возрасту или положению.

Он, она

Они

Оно

В учебнике.

Все они указывают на лица

Вспомнить личные местоимения

Работать дружно, слушать друг друга, уважать мнение собеседника, один говорит, другой слушает.

О синице.

Можем подкормить ее.

Помогать зимой зимующим птицам.

Повторяется слово синица

Заменить слово синица другим словом.

Синица.

Синица знакома всем. У НЕЕ  черная шапочка на голове и желтая грудка. Летом ОНА  питается насекомыми. Зимой синица перелетает ближе к людям, что пережить трудное зимнее время.

Вместо имени существительного.

Указывают на предмет.

Местоимение- это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

Вместо имени существительного.

Да.

Кто? Что?

Она питается

Подлежащее

Шапочка и грудка подлежащее, сказуемое отсутствует

Второстепенным членом предложения

Подлежащее, вторс.чл.предложения.

Роль местоимений в речи

Местоимения заменяют повторяющие слова и делают нашу речь разнообразной, помогают избежать повторы.

Выполняют работу на карточках.

Местоимения заменяют повторяющие слова и делают нашу речь разнообразной, помогают избежать повторы.

Речь будет некрасивой, будут повторяться одни и те же слова.

При написании изложений, сочинений.

Ответы детей

Заполняют маршрутный лист



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

вымыты вы вы мы мы ты ты

Слайд 4

Минутка чистописания Словарная работа Работа в паре Самостоятельная работа Общее количество баллов (отметка) Отметка учителя 1 балл – написано аккуратно, правила каллиграфии соблюдал 0 баллов – написано небрежно, правила каллиграфии не соблюдал вы вы вы вы мы мы мы мы ты ты ты ты

Слайд 5

в…гон т.. релка ябл …ко в...кзал д..рога ж.. лезо ст… кан р…кета ж.. вотн …е Вставь пропущенные буквы

Слайд 6

в А гон т А релка ябл О ко в О кзал д О рога ж Е лезо ст А кан р А кета ж И вотн О е Вставь пропущенные буквы

Слайд 7

Минутка чистописания Словарная работа Работа в паре Самостоятельная работа Общее количество баллов (отметка) Отметка учителя 3 балла – ошибок нет 2 балла – одна, две ошибки 0 баллов – больше трех ошибок

Слайд 8

Имя существительное? 1.Название 2.Что означает 3.На какие вопросы отвечает 4.Какие признаки имеет 5.Роль в предложении

Слайд 9

в А гон т А релка ябл О ко в О кзал д О рога ж Е лезо ст А кан р А кета ж И вотн О е ОН МОЙ ОНА МОЯ ОНО МОЕ

Слайд 10

Часть речи……... Вопрос……………. Роль………………….

Слайд 11

1.Вспомнить, что такое местоимения 2.На какие вопросы отвечают местоимения 3.Какова роль местоимений в речи и предложении

Слайд 12

Исследовательская карточка 1 .Местоимение – это…………, которая не …………………, а ……………….. на него. 2 .Употребляется вместо ………………… 3 .Отвечает на вопросы …………………… 4 .Роль в предложении ………………………

Слайд 13

ТЫ ВЫ ОНИ ОН ОНА Я ОНО МЫ

Слайд 15

Синица. Синица знакома всем. У синицы черная шапочка на голове и желтая грудка. Летом синица питается насекомыми. Зимой синица перелетает ближе к людям, чтобы пережить трудное зимнее время.

Слайд 16

Синица. Синица знакома всем. У нее черная шапочка на голове и желтая грудка . Летом она питается насекомыми. Зимой синица перелетает ближе к людям, чтобы пережить трудное зимнее время.

Слайд 17

Минутка чистописания Словарная работа Работа в паре Самостоятельная работа Общее количество баллов (отметка) Отметка учителя 3 балла – работали дружно, задание выполнено верно 2 балла – работали дружно, допустили ошибки 0 баллов – выполнили задание неверно

Слайд 18

На высоком дереве …… увидел птичье гнездо. ….. было засыпано пушистым снегом. В ..… зимовали клесты. У … вывелись птенцы. Мимо гнезда пролетала небольшая птичка и села на тонкую ветку. … не сводила с … глаз. Птенцам тепло в мороз под мягким маминым крылом. Замени повторяющиеся имена существительные местоимениями. У нас в доме был ежик. Ежик был очень маленький. Когда ежика гладили, ежик прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика. Вставь подходящие по смыслу местоимения

Слайд 19

На высоком дереве я увидел птичье гнездо. Оно было засыпано пушистым снегом. В нем зимовали клесты. У них вывелись птенцы. Мимо гнезда пролетала небольшая птичка и села на тонкую ветку. Она не сводила с них глаз. Птенцам тепло в мороз под мягким маминым крылом. У нас в доме был ежик. Он был очень маленький. Когда его гладили, он прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика.

Слайд 20

Минутка чистописания Словарная работа Работа в паре Самостоятельная работа Общее количество баллов (отметка) Отметка учителя 3 балла – задание выполнено верно 2 балла – допущена 1 ошибка 0 баллов – допущено 2 ошибки 5 баллов – задание выполнено верно 2 балла – допущена 1 ошибка 0 баллов – допущено 2 ошибки

Слайд 21

Минутка чистописания Словарная работа Работа в паре Самостоятельная работа Общее количество баллов (отметка) Отметка учителя 11 - 12 баллов – 5 10 - 9 баллов – 4 8 – 6 баллов - 3

Слайд 22

Я ничего не понял затруднялся узнал что-то новое выполнил активно участвовал научился

Слайд 23

Домашняя работа У.с.53 упр.110, 111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Открытый урок русского языка 4 класс

Закрепление знаний об однородных членах предложения...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...