рабочая программа 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Сахарова Ирина Алексеевна

рабочая программа 4 класс по русскому языку, математике, литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx85.26 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки»

Озинского района Саратовской области

СОГЛАСОВАНО

 Руководитель ШМО

 ____________/Е.Н. Прокопьева /

 Протокол № ___

от «___» ___________20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________/Л.Г. Косолапова/

 «____» ___________20____ г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «СОШ р.п. Озинки»

_______________/ О.В.Бибикова/

 Приказ № _________

 

от «____» _________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

__Сахаровой Ирины Алексеевны, учителя начальных классов I квалификационной категории,____

Ф.И.О., категория

__________по литературному чтению , 4 «б» класс, УМК «Начальная школа XXI века» _______________

предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании методического совета протокол № ________ «__»___________20_____ г.

        

к/р

тест

Провероч. работа

ИКР

год

Р.п.Озинки 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучения в 4 «б»  классе МОУ «СОШ р.п.Озинки» и составлена на основе авторской программы Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – Руководитель проекта - член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова- 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 165с.), отражающего содержание обучения по основным предметам начальной школы, При составлении данной рабочей программы учитывались следующие документы:

* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению (2004 г.);

* Примерная программа начального общего образования Министерства образования РФ;

*Авторская программа «Литературное чтение» под рук Л.А.Ефросининой из сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: «Вентана-Граф», 2010.

Программа Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» рассчитана на 136 часов.

Данная рабочая программа рассчитана на 105 часов (35 недель): по учебному плану МБОУ СОШ № 3  в 4 классе на этот предмет выделяется 3 часа в неделю.

Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой предмета «Литературное чтение» в 4 классе осуществляется на основе:

- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 3-е изд., дораб. -М.:Вентана-Граф, 2007.

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. - М.:Вентана-Граф, 2012.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся – проверка навыка чтения вслух, молча; проверка уровня начитанности и читательских умений, проверка сформированности учебной и читательской деятельности, тестирование.

Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19. 11. 98г. №1561/ 14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Изменения, внесѐнные в рабочую программу: в связи с тем, что рабочая программа предмета «Литературное чтение» рассчитана на 105 часов, то на каждом уроке дети знакомятся с новым произведением. Много произведений предусматривается для самостоятельного чтения.

Основные формы организации учебной деятельности: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, комбинированный урок, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом на изучение литературного чтения в начальной школе отводится 472 часа. В школьном учебном плане на изучение «Литературное чтение» в 4 классе отводится 3 часа в неделю. Таким образом, в 4 классе за год должно быть проведено 105 часов.

Планируемые результаты

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Учащиеся научатся:    

  • проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
  • воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
  • пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
  • читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча – не менее 100 слов в минуту в соответствии с индивидуальными возможностями);
  • читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;
  • пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
  • различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу;
  • ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
  • работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;
  • понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;
  • пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;
  • выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;
  • составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
  • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;
  • сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя две-три отличительные особенности;
  • формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объема (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;
  • работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Учащиеся научатся:

  • различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный; соотносить типы текста с жанром;
  • сопоставлять жанры произведений фольклоры (сказка, былины, песня, пословица, загадка) по структуре;
  • использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенный герои, положительные и отрицательные герои произведения;
  • практически находить в тексте произведения средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры – и объяснять их роль;
  • подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
  • различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газета, журналы), использовать их для решения учебных задач;
  • находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения.

Раздел «Творческая деятельность»

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение;
  • выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
  • писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений;
  • создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);

Учащиеся получат возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
  • сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
  • создавать собственные тексты (повествование – по аналогии; рассуждение – развернутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя или пейзаж;

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Учащиеся научатся:

  • находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;
  • прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа ее структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
  • работать с моделями, таблицами и схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
  • использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;
  • пользоваться разными источниками, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;
  • находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;
  • собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать ее, развивая эрудицию и читательский кругозор;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

  1. Содержание учебного предмета, курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие художественного произведения.

 Создание условий для полноценного восприятия произведения в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.                                                                                                                                                                                 Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимание роли описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.                                                                                                                                                       Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.                                                                                          

Чтение. Осознанное, правильное выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений.

 Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев. Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тек5сте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.                                                                                                                                                                        

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

 Тематика. Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине, других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.

 Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно - художественных произведений, разнообразных по жанрам и темам. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день- деньской"), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный и напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т.д.)гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре)                                                                                                                                                                                                                                     Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

 Рассказы: художественные, научно - популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.                                                                          Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.

 Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация.                                                                                                                                                                                                                                  Научно - популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия; термины; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

 Очерк- повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношении ем человека к Родине, к людям, к природе.

 Библиографические сведения о новой книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименование детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.        

 Произведения фольклора: сказки («Иван-царевич и Серый волк», «Марья Моревна»), загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки, легенды («Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»), былины («Волх Всеславович», «Вольга Святославич», «Святогор»), героические песни («Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море»).

Басни. Русские баснописцы: И. А. Крылов («Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Квартет», «Крестьянин в беде», «Осёл и Соловей»), И. И. Хемницер («Стрекоза», «Друзья»), Л. Н. Толстой («Стрекоза и муравьи»), И. И. Дмитриев («Муха», «Петух, кот и мышонок»), А. Е. Измайлов («Кукушка», «Лестница»).

Произведения В. А. Жуковского: «Песня», «Ночь», «Вечер», «Загадки», «Спящая царевна» (сказка), «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».

Произведения А. С. Пушкина: «Осень» (отрывок), «И. И. Пущину», «Зимняя дорога» (в сокращении), «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о золотом петушке».

Произведения М. Ю. Лермонтова: «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины», «Утёс», «Казачья колыбельная песня», «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

Произведения П. П.  Ершова:  «Конёк-Горбунок»  (отрывки), «Кто он?» (в сокращении).

Произведения В. М. Гаршина: «Лягушка-путешественница» (сказка), «Сказка о жабе и розе».

Произведения русских писателей о детях: Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (глава IV, в сокращении), К. М. Станюкович «Максимка», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел».

Произведения зарубежных писателей: В. Гюго «Козетта» (отдельные главы), Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки), «Приключения Гекльберри Финна» (главы из романа), Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди» (в сокращении), «Самое невероятное», «Девочка со спичками», «Дети года» (стихотворение).

В мире книг: Детская Библия. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Мифы Древней Греции: «Арион», «Дедал и Икар». Мифы народов мира: «Ярило-Солнце» (славянский миф), «Творение», «Создание ночи»  (древнеиндийские мифы),  «Подвиги стрелка И»  (древнекитайский   миф).   Книги  Древней  Руси:  «Повести  временных  лет» (отрывки), «О князе Владимире» (отрывок из жития).

Произведения Л. Н. Толстого: «Акула», «Черепаха», «Русак» (рассказы), «Два брата» (сказка), «Мужик и Водяной» (басня), «Святогор-богатырь» (былина).

Стихи А. А. Блока: «Россия», «Рождество», «На поле Куликовом».

Стихи К. Д. Бальмонта: «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Русский язык» (в сокращении), «Золотая рыбка».

Произведения А. И. Куприна: «Скворцы» (рассказ), «Четверо нищих» (легенда), «Воспоминания об А. П. Чехове».

Стихи И. А. Бунина: «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Листопад» (отрывок).

Произведения С. Я. Маршака: «Словарь», «Загадки», «Зелёная застава» (стихотворения), «Двенадцать месяцев» (избранные картины), «Сказка про козла» (пьесы),  «Ледяной остров»  (повесть в стихах),  перевод Р. Бёрнса «В горах моё сердце».

Стихи Н. А. Заболоцкого: «Детство», «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу».

Произведения о детях войны: В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы), К. Симонов «Сын артиллериста».

Стихи Н. М. Рубцова: «Берёзы», «Тихая моя родина», «Ласточка».

Произведения С. В. Михалкова: стихотворения «Школа», «Хижина дяди Тома», «Как бы мы жили без книг?», басни «Зеркало», «Любитель книг», «Чужая беда», сказка «Как старик корову продавал».

Юмористические произведения: Н. Носов «Федина задача», И. Гамазкова «Страдания», В. Драгунский «Тайное становится явным», М. Горький «Пепе».

Очерки: И. Соколов-Микитов «Родина», М. Шолохов «Любимая мать-отчизна», А. Куприн «Сказки Пушкина», Н. Шер «Картины-сказки», М. Горький «О сказках», Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич», С. В. Михалков «Слово о Крылове», К. И. Чуковский «Николай Алексеевич Некрасов», К. Г. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), А. И. Куприн «Памяти Чехова», В. М. Рыбаков «О книге Дж. Свифта», В. М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона» (в сокращении),  Р.  Сеф  «О  стихах  Джона  Чиарди»,  М.  Горький  «О  книгах», Ю. Яковлев «Право на жизнь».

                                                                                                                                                 

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество.  Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда. Миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.  

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.                  

 

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

 Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.    Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на неё каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.                                                                                                                                                                                                                                            

Чтение: работа с информацией

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержание книги по её названию и оформлению.                                                                                             Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).                                                                                                                Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.                                                                                       Нахождение информации, применение её для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи.                                                                                                                                                                                                                 Оценка полученной информации о книге и литературных героях.                                                                                                                                                                                              

Содержание тем учебного предмета «Литературное чтение»

Виды контрольных работ

Кол-во работ

Дата проведения

Проверка уровня начитанности и читательских умений

4

Проверка сформированности учебной и читательской деятельности

1

Проверка навыка чтения вслух, молча

3

ИТОГО

8

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

УМК «Начальная школа XXI века»

4-б класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Коррекция

Примечание

1 четверть

1

Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Повторение.

Дополнительное чтение.

Крупицы народной мудрости.

 1

02.09

2

Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Контрольное чтение наизусть №1. Малые жанры фольклора.

1

03.09

3

«Былины».

 Былина «Волхв Всеславович».

1

06.09

4

Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна».

1

07.09

5

«Народные легенды». «Легенда о граде Китеже».

1

10.09

6

«Легенда о покорении Сибири Ермаком». Книги с народными легендами.

1

13.09

7

«Народные песни».

Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

1

14.09

8

Слушание и работа с книгами. «Народные песни». Дополнительное чтение.

Песня-слава «Русская Земля».

Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море».

1

17.09

9

Обобщение. «Книги с фольклорными произведениями». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя».

Книги с былинами и легендами.

1

20.09

10

«Произведения русских баснописцев».

И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

И. Хемницер «Стрекоза».

Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи».

1

21.09

11

Слушание и работа с книгами.

«Произведения русских баснописцев».

И. Хемницер «Друзья».

Дополнительное чтение.

И. Крылов «Крестьянин в беде».

Контрольное чтение наизусть №2. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

1

24.09

12

«Произведения русских баснописцев».

А. Измайлов. «Кукушка».

Дополнительное чтение.

 А. Измайлов. «Лестница».

1

27.09

13

«Баснописец И.А. Крылов».

И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Дополнительное чтение.

И. Крылов «Осёл и Соловей».

С. Михалков «Слово о Крылове».

1

28.09

14

Контрольное чтение наизусть №3.

И. Крылов «Мартышка и очки».

Обобщение по разделу «Басни». Рубрика «Проверьте себя».

1

01.10

15

«Стихотворения Жуковского». В. Жуковский «Песня», «Ночь».

1

04.10

16

«Волшебные сказки в стихах». В. Жуковский «Спящая царевна».

1

05.10

17

Слушание и работа с книгами.  «Книги В.А. Жуковского».

Дополнительное чтение.

В. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери».

1

08.10

18

Обобщение.

«Произведения Жуковского». Рубрика «Проверьте себя» (в тетради).

1

11.10

19

«Повторение изученных произведений А.С. Пушкина».

Стихотворение «Осень» (отрывки).

Дополнительное чтение.

Г. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении).

1

12.10

20

«Стихи А.С. Пушкина».

А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога».

Контрольное чтение наизусть №4.

А.С. Пушкин «Осень».

1

15.10

21

«Сказки А.С. Пушкина».

Дополнительное чтение.

А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

Из воспоминаний В.И. Даля.

1

18.10

 

22

«Стихи М.Ю. Лермонтова».

М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...»

1

19.10

23

«Стихи о природе М.Ю. Лермонтова». М. Лермонтов «Горные вершины».

Контрольное чтение наизусть №5.

М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...»

1

22.10

24

Слушание и работа с книгами.  «Книги М.Ю. Лермонтова».

Дополнительное чтение.

М. Лермонтов «Казачья колыбельная песня».

1

25.10

25

«Литературные (авторские) сказки». П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывки).

1

26.10

26

«Литературные (авторские) сказки». П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывки).

1

27

Обобщение

«Русские поэты». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя».

1

28

«Сказки В.М. Гаршина».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

29

«Сказки В.М. Гаршина».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

30

Слушание и работа с детскими книгами.

«Авторские сказки». Дополнительное чтение.

В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

31

«Повторение литературных сказок». Рубрика «Проверьте себя».

Контрольное чтение наизусть №6.

В. Гаршин «Сказка о жабе и розе» (фрагмент).

1

32

«Произведения о детях».

Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).

1

33

«Произведения о детях».

Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).

1

34

Слушание и работа с книгами.  «Произведения о детях».

Дополнительное чтение. К. Станюкович. «Максимка».

Контрольное чтение наизусть № 7.

Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (фрагмент).

1

35

«Произведения русских писателей о детях».

Дополнительное чтение.

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Рубрика «Книжная полка».

1

36

Обобщение по разделу.

«Произведения русских писателей о детях». Рубрика «Проверьте себя».

1

37

«Произведения о детях».

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).

1

38

«Произведения о детях».

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).

1

39

«Произведения зарубежных писателей о детях».

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки).

1

40

«Сказки зарубежных писателей».

Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди».

1

41

«Сказки зарубежных писателей».

Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди».

1

42

«Произведения Х.-К. Андерсена».

Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года». Книги Х.-К. Андерсена.

1

43

Слушание и работа с детскими книгами. К.Г. Паустовский «Великий сказочник» (текст дан в учебнике хрестоматии). Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен «Девочка со спичками»

1

44

«Книга книг — Библия». Детская Библия. Библейские предания.

Дополнительное чтение.

Библейское предание «Суд Соломона».

1

45

«Мифы Древней Греции». Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар».

1

46

«Мифы народов мира». Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

Дополнительное чтение.

Древнеиндийский миф «Создание ночи».

1

47

Слушание и работа с детскими книгами.

«Мифы народов мира».

Дополнительное чтение.

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

1

48

«Книги Древней Руси».

«Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире» (отрывок из жития).

1

49

«Первая славянская азбука».

Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке».

1

.

50

Слушание и работа с детскими книгами.

«Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого».

Дополнительное чтение.

«Воспоминания Л.Н. Толстого».

1

51

«Художественные рассказы». Л.Н. Толстой «Акула».

1

52

 «Басни Л.Н. Толстого».

Л.Н. Толстой «Мужик и Водяной».

1

53

«Научно-популярные рассказы».

Л.Н. Толстой. «Черепаха».

1

54

«Познавательные рассказы». Л.Н. Толстой «Русак».

1

55

Слушание и работа с детскими книгами.

«Былины Л.Н. Толстого».

Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».

1

56

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя».

1

57

«Стихи о Родине». А. Блок «Россия».

1

58

«Стихи А.А. Блока для детей». А. Блок «Рождество».

Контрольное чтение наизусть № 9.

А. Блок «Россия».

1

59

«Стихи о Родине и о природе».

К. Бальмонт «Россия».

1

.

60

«Стихи о Родине и о природе».

К. Бальмонт «К зиме».

1

61

«Стихи о природе».

К. Бальмонт «Снежинка».

1

62

«Сказочные стихи».

К. Бальмонт Камыши. «У чудищ».

1

63

«Рассказы о животных».

А. Куприн «Скворцы».

1

64

Слушание и работа с детскими книгами.

«Сказки и легенды русских писателей».

Дополнительное чтение.

А. Куприн «Четверо нищих».

1

65

Слушание и работа с детскими книгами.

«Произведения о животных». Рубрика «Книжная полка».

Дополнительное чтение.

Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк».

Песков «В гостях у Сетон-Томпсона».

1

66

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя» в тетради.

1

67

 «Стихи о природе».

И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство».

1

68

Слушание и работа с детскими книгами.

«Стихи русских поэтов».

Дополнительное чтение.

К. Чуковский, Н. Некрасов

Контрольное чтение наизусть №11.

1

69

Обобщение.

«Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверьте себя»

1

70

«Стихотворения С.Я. Маршака».

С. Маршак «Словарь».

1

        

71

Дополнительное чтение.

С. Маршак «Загадки», «Зелёная застава».

1

72

«Пьесы-сказки С.Я. Маршака».

«Двенадцать месяцев» (избранные картины).

1

73

 «Пьесы-сказки С.Я. Маршака».

«Двенадцать месяцев» (избранные картины).

1

74

Дополнительное чтение.

С. Маршак «Сказка про козла».

1

75

«С. Маршак — переводчик».

Р. Бернс «В горах моё сердце...» (перевод С. Маршака).

1

76

Комплексная разноуровневая контрольная работа.

1

77

Библиотечный урок

 «Маршак — сказочник, поэт, драматург, переводчик».

1

78

 «Стихи для детей».

Н. Заболоцкий «Детство».

1

79

«Стихи Н.А. Заболоцкого».

Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».

1

80

Библиотечный урок.

«Стихи русских поэтов». Книги со стихотворениями русских поэтов.

1

81

«Произведения о детях войны».

Дополнительное чтение.

В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы).

1

82

В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы).

1

83

Слушание и работа с детскими книгами.

«Книги о детях войны».

Детские журналы и книги.

1

84

Дополнительное чтение.

К. Симонов «Сын артиллериста».

1

85

«Стихи о родной природе». Н. Рубцов «Берёзы».

1

86

«Стихи о Родине».

Н. Рубцов «Тихая моя родина».

Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Ласточка».

Контрольное чтение наизусть №13.

Н. Рубцов «Берёзы».

1

87

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя».

1

88

«Произведения С.В. Михалкова».

С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».

Дополнительное чтение.

С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

1

89

«Юмористические рассказы о детях и для детей».

Н. Носов «Федина задача».

1

 90

«Юмористические стихи» И. Гамазкова. «Страдания».

Дополнительное чтение.

В. Драгунский «Тайное становится явным».

1

91

«Очерки о Родине».

И. Соколов-Микитов «Родина».

Дополнительное чтение.

М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна».

1

92

«Очерки о людях». А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки».

1

93

Слушание и работа с книгами. «Темы очерков».

Дополнительное чтение.

Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди».

Детские газеты и журналы.

1

94

Библиотечный урок

 «Писатели о писателях».

Проект.

1

95

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя».

Дополнительное чтение. М. Горький. «О книгах». Ю. Яковлев «Право на жизнь».

1

96

«В мире фантастики».

Н. Вагнер «Фея Фантаста».

1

97

Н. Вагнер «Берёза».

1

98

Слушание и работа с детскими книгами.  «Книги Н.П. Вагнера».

1

99

Дополнительное чтение.

Н. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина».

1

100

«Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы).

1

101

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя»

1

102

Дополнительное чтение.

М. Горький «О книгах». Н. Найдёнова «Мой друг». Рубрика «Книжная полка».

1

103

Дополнительное чтение В.В.Вересаев «Легенда», «Звезда».Восточная сказка.

1

104

Контрольная работа. Проверка уровня начитанности и читательских умений.

1

105

Библиотечный урок. «В мире книг». Летнее чтение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...