Урок русского языка для 4 класса "Правописание приставок в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Утолина Екатерина Дмитриевна

Перед вами технологическая карта и презентация  к уроку русского языка для 4 класса по теме "Правописание приставок в глаголах" (УМК "начальная школа XXI века")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28.10_russkiy_yazyk.pptx1.01 МБ
Файл utolina_russkiy_yazyk_28.10.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Игра схожую с игрой в города, но вместо городов, мы будем говорить словарные слова и орфограмму в них. Вы можете использовать ваши словарики. Я начну со словарного слова метро, в данном слове присутствует такая орфограмма, как безударная гласная в корне слова. Вам нужно назвать словарное слово на букву «о». Повторим пройденное

Слайд 2

Минутка чистописания 2 Пп Рр Ии Сс Тт Аа Вв Кк Ии лететь, писать, думать.

Слайд 3

Правописание приставок в глаголах

Слайд 4

– Прочитайте. Определите, что в каждом случае стоит в скобках – предлог или приставка. – В первый столбик запишите слова с предлогами, во второй – с приставками. 4 ( По)тропинке, (во)дворе, (по)прыгать, (на) ливать , (по)гладить, (на)него, (по)дорожке, (на)звать, (про) бежка , (про)кричать, (по)себе, (под)землей, (на)мокнуть, (под)ставка.

Слайд 5

Минутка чистописания 5

Слайд 6

Составьте в тетрадях такие же схемы, используя за основу другие глаголы, которые вы придумаете сами. 6

Слайд 7

7 Съехать, переехать, выехать, отъехать, заехать, въехать, приехать, уехать.

Слайд 8

8 Правило

Слайд 9

9 Д аны верные и неверные утверждения. Ваша задача поставь «+», если утверждение верное; «-», если утверждение неверное , у себя в тетради. 1)Приставка оканчивается на з, если корень начинается с буквы глухого согласного . 2)Предлоги не пишутся перед глаголами . 3)Между предлогом и словом нельзя поставить другое слово . 4)Написание приставок, в которых есть гласные «а», «о», пишутся одинаково . 5)Перед звонким согласным в приставке пишется буква «з».

Слайд 10

1 - 2 + 3 - 4 + 5 + 10

Слайд 11

11 Домашнее задание Дома выполните упражнение 4 в учебнике на с. 79



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Ф.И.О. студента: Утолина Екатерина  Дмитриевна
Тема урока: Правописание приставок в глаголах.
Класс: 4В
Цель урока: формирование навыков грамотного написания приставок в глаголах.
Задачи урока:
Дидактические: закрепить знания учащихся о правописании приставок; систематизировать знания об употреблении разделительного твердого знака;
Развивающие:
 развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание и мышление учащихся;
Воспитательные:
 создавать условия для познавательного интереса к русскому языку; воспитывать аккуратность, ответственность за продукты собственной деятельности, самостоятельность.
Ресурсы урока:
 технологическая карта, учебник «Русский язык» 4 класс  Иванов С.В., мультимедийный проектор, презентация.


ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

организации учебной деятельности
(Ф- фронтальная,
И-индивидуальная,
П- парная,
Г- групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные
(П- познавательные,
Р- регулятивные,
К- коммуникативные)

Личностные

Организационный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке

Метод: словесный

Приемы: беседа

Приветствие. Настрой на работу. Проверка готовности.

(Приложение 1)

Приветствие. Положительное отношение к уроку. Демонстрация готовности к уроку.

Ф

-

Контроль учителем, самоконтроль

-

Р - контролировать свою деятельность; К- оформлять свои мысли в устной форме; К - слушать и понимать речь других;

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Актуализация знаний

Вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Актуализировать субъективный опыт учащихся

Методы: словесный

Приемы: беседа

Предлагает детям ответить на вопросы.

(Приложение 2)

Участвуют в беседе

Ф

Презентация

Контроль учителем

-

Р – контролировать свою деятельность; Р – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в повседневной жизни; интерес к учебному материалу;

Постановка цели и задач

Обеспечить мотивацию к восприятию и осмыслению нового материала

Методы: словесный

Приемы: беседа

 Приложение 3 Постановка темы и цели урока посредством выполнения задания

Участвуют в беседе, определяют тему урока.

Ф

Презентация

Контроль учителем, самоконтроль

-

К- выражать в речи свои мысли и действия; Р – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Анализировать свои действия и управлять ими.

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся

Методы: словесный

Приемы: беседа

Приложение 4

Участвуют в беседе, отгадывают загадки.

Ф

Презентация,  учебник

Контроль учителем, самоконтроль

Уметь отличать глагол от других частей речи;  уметь  отличать приставки от предлогов

К – контролировать свои действия в классе; Р – выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной формах; П – обрабатывать информацию, составлять аналогии.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу;

Физ.минутка

-

-

Приложение 5

-

-

-

-

-

-

-

Первичная проверка понимания

Установить правильность и осознанность понимания нового материала

Методы: словесный

Приемы: беседа

Приложение 6

Работа с рабочей тетрадью

Ф

И

Презентация, учебник, рабочая тетрадь

Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль

Уметь объяснять какие приставки всречаются у глаголов

К- выражать в речи свои мысли и действия;

Р – принимать учебную задачу, соответствующую этапу урока;

Р – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

Интерес к учебному материалу; соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной  учебной деятельности;

Первичное закрепление

Формировать умения самостоятельно принимать умения в разнообразных ситуациях

Методы: словесный

Приемы: беседа

Приложение 7

Проверка знаний

Работа в парах в  тетради,

Ф

И

Презентация, тетрадь

Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль

-

К – контролировать свои действия в классе;

Р – принимать учебную задачу, соответствующую этапу урока;

Р – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; К- выражать в речи свои мысли и действия;

Интерес к учебному материалу;

соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной  учебной деятельности;

Информация о домашнем задании

Включить изученный способ действий в систему знаний учащихся

Методы: словесный

Приемы: беседа

Устно разберем упражнение 4 на странице 79. От чего зависит выбор пропущенной буквы.

Данное упражнение будет вашим домашним заданием, спишите данные слова,  вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

Слушают учителя

Ф

-

самоконтроль

-

К - слушать и понимать речь других

П - обрабатывать информацию, Р - контролировать свою деятельность;

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по вопросам эмоционального состояния, мотивации деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Методы: словесный

Приемы: беседа

Приложение 8.

Отвечают на вопросы. Оценивают изученные знания на уроке.

Ф

И

-

Контроль понимания учителя, самоконтроль

-

Р- контролировать свою деятельность; К – слушать и понимать речь других; П – формулировать свои затруднения, быть готовым адекватно реагировать на нужды других;

Признавать свои ошибки;

Анализировать свои действия и управлять ими.

Подведение итогов

Подвести итоги урока, совместно с учащимися, выявить качественную оценку класса.

Методы: словесный

Приемы: беседа

Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать! До свидания!

Подводят итог урока.

Ф

-

самоконтроль

-

Р- контролировать свою деятельность; К – слушать и понимать речь других; П – формулировать свои затруднения, быть готовым адекватно реагировать на нужды других;

Признавать свои ошибки;

Анализировать свои действия и управлять ими.


Анализ наставника

Рекомендации: Содержания урока соответствует требованиям программы, поставленным целям. Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы: словесные, наглядные, практические. На протяжении всего урока прослеживается работа по формированию УУД. Использование презентации в качестве наглядного материала соответствовало теме урока. Проведение физминутки и зрительного режима соответствует этапам урока. Рекомендации: развивать навыки взаимооценки, следить за работой детей.

Оценка: ____5 (отлично)___________

Приложение 1

Добрый день, Ребята, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Напомню, меня зовут Екатерина Дмитриевна.

Приложение 2

Сейчас мы поиграем в следующую игру. Я задаю вопрос кто знает быстро поднимает руку. Отвечаем быстро и кратко.

1. Как одним словом назвать берёза, берёзовый, берёзка?

2. Сколько звуков в слове юла?

3. Ча-ща пиши с буквой ….

4. На какие вопросы отвечает родительный падеж?

5. Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета?

6. Как называется часть слова без окончания?

7. Сколько слогов в слове класс?

8. Какой знак ставится в конце вопросительного предложения?

9. Какая часть слова находится перед корнем?

10. Что обозначает имя существительное?

проведем небольшую игру схожую с игрой в города, но вместо городов, мы будем говорить словарные слова и орфограмму в них. Вы можете использовать ваши словарики.  Я начну со словарного слова метро, в данном слове присутствует такая орфограмма, как безударная гласная в корне слова. Вам нужно назвать словарное слово на букву «о».

Минутка чистописания.

На доске записано:

Пп Рр Ии Сс Тт Аа Вв Кк Ии

лететь, писать, думать.

Спишите буквы и слова с доски, постарайтесь писать аккуратно и красиво, не забывайте о правильной посадке.

Приложение 3

Обратите внимание на записанные вами буквы. Какое слово из них получилось?

Посмотрите на вторую строчку. Что общего у этих слов?

Предположите, опираясь на содержание минутки чистописания, какова тема урока?

Верно, тема нашего урока – «Правописание приставок в глаголах».

Приложение 4

Для начала, вспомним, что мы знаем о глаголе. Что такое глагол?

А что такое приставка? Это часть слова, стоящая перед его корнем.

Если приставка – это часть слова, то как она пишется со словами?

Откройте учебник на странице 77. Обратите внимание на слова в конце страницы. Самостоятельно определите, что в каждом случае стоит в скобках – предлог или приставка. Распределите их на 2 столбика: 1 -  слова с предлогами, 2 – слова с приставками.

 1 столбик: по тропинке, во дворе, на него, по дорожке, в ней, под землей, у тебя, по лужам, по нам, по себе, на выставке.

2 столбик: попрыгать, наливать, погладить, назвать, пробежка, прокричать, улетать, наклейка, поглядеть, поплакать, подставка, намокнуть.

Определите, какими частями речи являются слова первого столбика. Существительные и местоимения.

Есть ли среди слов первого столбика глаголы? Нет.

А  среди слов второго столбика? Есть.

Какой вывод мы можем с вами сделать? Глаголы не употребляются с предлогами

Приложение 5

Зарядка для глаз (чтение учителем со слайда.)

Приложение 6.

Посмотрите на схему на экране. Здесь мы видим, как с помощью приставок образуют глаголы, взяв за основу глагол . Прочитайте, какие получились глаголы. (Сбежать, перебежать, выбежать, отбежать, забежать, вбежать, прибежать, убежать.)

Составьте в тетрадях такие же схемы, используя за основу другие глаголы, которые вы придумаете сами. Составляют свои схемы.

Просит несколько учеников озвучить, какие глаголы у них получились. Озвучивают, какие глаголы у них получились.

А сейчас давайте вместе составим такую схему, взяв за основу глагол ехать. Если кто-то из учеников составлял слово с этим глаголом, его схему разбирают на доске. - Съехать, переехать, выехать, отъехать, заехать, въехать, приехать, уехать.

Обратите внимание на твердый знак в нескольких словах. Почему там нужен твердый знак.

Если приставка заканчивается на согласную и сочетается с корнем, начинающимся с букв е, ё, ю, я, то перед после приставки пишется твердый знак.

Если корень начинается с звонкого звука, то приставка оканчивается на з, если корень начинается с глухого звука, то приставка оканчивается на с.

Приложение 7

Проверим как хорошо  вы запомнили новую тему, выполнив проверочную работу. (на слайде)

Приложение 8

Что вы узнали сегодня нового на уроке? Что вам было интересно? Что вы делали в первый раз? Что у вас получилось, а что нет? Что было для вас сложно? Что вам понравилось на занятии, а что нет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме " НЕ с глаголами"

Урок-путешествие по сказке по теме " НЕ с глаголами"-4 класс...

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в ...

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать умения определять число глаголов; изменять глаголы по числамПланируемые результаты:·        Предметные: знать: ка...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умений определять число глаголов, и...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять ...