Русский язык 3 класс "Что такое окончание?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Долженко Ольга Яковлевна

Конспект урока русского языка "Что такое окончание?" 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy_yazyk_3_klass_chto_takoe_okonchanie.zip718.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  РСОШ  №1 с. Родино

Родинского района Алтайского края

Урок русского языка

Тема «Что такое окончание»

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык»

3 класс, часть 1. Москва. Просвещение 2020

УМК: «Школа России»

Учитель: Долженко Ольга Яковлевна

2020 год

План урока русского языка.  

Тема:  Что такое окончание.

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык» 3 класс часть 1. Москва. Просвещение 2020

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 3

Технология: проблемного обучения

Цель:

1.Развитие умений анализировать формы одного и того же  слова, находить и  выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. 

2. Формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.

3. Развитие интереса учащихся  к предмету через  познавательную деятельность.

 4. Воспитание любви к Родине, чувства сопричастности к истории своей страны.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Задачи:

           -Познакомить с новой частью слова- окончанием 

-Находить окончание  слова, путём изменения его по числам.

-Выявить  значение окончания.

          -Находить нулевое окончание

Планируемые результаты урока:

Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;

Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;

Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;

Сформируются начальные формы рефлексии;

Сформируется базовый уровень умений:

          Знать, что такое окончание

Находить окончание  слова, путём изменения его по числам.

 Определять значение окончания.

          – Находить нулевое окончание.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре.

Личностные:

  • Выполнять правила этикета.
  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор;  мультимедийная презентация к уроку

Технологическая карта урока русского языка «Что такое  окончание»

Этап

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.  Самоопределение к деятельности

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

Запишите число, классная работа

Включение в деловой ритм урока.

Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Прочитайте, пожалуйста, предложения на слайде и найдите форму одного и того же слова.

Берёзу называют символом России.

Русь моя, люблю твои берёзы!

Берёза воспета в поэзии.

Под берёзой нашли грибок. О берёзе слагали песни. На берёзах распустились почки.

Выпишите эти слова и выделите в них корень.

Что такое корень?

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Рассказывают правило

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков

3.  Постановка учебной задачи

4.  Построение проекта выхода из затруднения

Посмотрите, все ли части слова выделены?

Мы можем назвать эту часть слова? Почему? Значит наша цель – узнать: Где стоит часть слова, которую мы не выделили. Как бы вы её назвали?

Давайте мы сейчас разгадаем ребус и узнаем, как же правильно называется эта часть слова.

Работа в паре.

Правильно, эта часть слова называется окончание .

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Что такое  окончание?

А теперь давайте поставим для себя конкретные задачи.

Что мы должны узнать на этом уроке?

  • Что такое окончание?
  •  Как выделить окончание?
  • Для чего служит

     окончание?

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Разгадывают ребус.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: постановка вопросов;

познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

5.  Первичное закрепление

Работа по учебнику, стр. 79 упр. 142

Выделите корень в словах.

Выделите изменяемую часть в слове  так

Что же такое окончание?

Ваше предположение.

Правильно, это часть слова. А какая это часть слова?

Правильно, это изменяемая часть слова.

Разбираем правило на стр 80

Давайте ещё раз повторим какие мы знаем теперь части слова.

Что такое корень и что такое окончание?

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т. д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6. Физминутка

С первой задачей мы справились. Теперь мы должны узнать для чего служит окончание.

Стр. 80 упр. 144

Посмотрите, пожалуйста, на текст упражнения. Всё ли там написано этих предложениях правильно? Что нам надо изменить? Для чего? Изменяйте. Что при этом меняется? Значит, для чего служит окончание?

А теперь самостоятельно запишите правильно слова, чтоб получились словосочетания.

Проверим по учебнику, правильные ли мы сделали выводы.

А теперь повторим всё, что мы узнали об окончании на сегодняшнем уроке.

Что мы должны сделать, чтобы восстановить связь слов в предложении? Давайте выделим окончание, что мы для этого должны сделать?

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурироватьзнания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

7.  Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

1.Прочитайте текст на слайде, выпишите форму одного и того слова, выделите окончание. 

В воздухе кружился тополиный пух. Легко дышать морским воздухом. Без воздуха на Земле погибнет всё живое.

(После выполнения идёт проверка по эталону.)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

8.Работа в группе

Выделить окончание в словах, обозначающих название деревьев.

У каждого дерева свой вид.  Сосна стройная. Берёза кудрявая. Ива развесистая. Осина трепетная. Дуб  могучий. Ель колючая. Клен высокий.

9.  Рефлексия деятельности

(итог урока)

Давайте подведём итог сегодняшнего урока и ответим на следующие вопросы:

А теперь возьмите в руки красный карандаш, если вы смогли ответить на все вопросы, зелёный, если ответили на 3 вопроса и жёлтый, если ответили на 1 или 2 вопроса.

Выставляем оценки.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование

10. Домашнее задание

стр. 80 выучить правило;

        стр. 81 упр. 146


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....

Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя:            Формиров...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах  и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» 2 класс

Урок русского языка« Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» 2 класс...