Открытый урок.Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Терентьева Венера Тагировна

Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?».

Цели деятельности учителя: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: понятие «однокоренные слова», «корень слова»;.

уметь: находить однокоренные слова в предложении(тексте);подбирать однокоренные слова.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник: Русский язык 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1 / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М. : Просвещение, 2017. – 152 с.; презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:07.10.2020.                                                                                                ФИО учителя: Терентьева Венера Тагировна.

                                                                                        

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?».

Цели деятельности учителя: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова. 

Планируемые результаты

Предметные: 

знать: понятие «однокоренные слова», «корень слова»;

уметь: находить однокоренные слова в предложении(тексте);подбирать однокоренные слова.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник: Русский язык 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1 / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М. : Просвещение, 2017. – 152 с.; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

 УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте, ребята!

Чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.

Приветствуют.

Р.: самоорганизация.

II.Актуализация знаний и мотивация

Практич.: письменное орфографическое упражнение.

Словесн.:ответы на вопросы.,составление предложений со словами.

Фронтальная работа:

-Я прочитаю вам сказку. Ваша задача узнать, кто же пришёл к нам в гости на урок исходя из содержания сказки.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное чудо. Вместо ветвей росли слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

-Но для того, чтобы «необыкновенное чудо» выросло нам нужно выполнить задания. При правильном выполнении каждого задания и соблюдения правил на уроке, «необыкновенное чудо»  будет расти.

Фронтальная работа:

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

- У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

-Отступите две строки запишите число, классная работа.

- У каждого из вас в тетради прописаны буквы и соединения букв, ваша задача прописать их. Главное не скорость, а правильность написания букв.

-Выдача карточек детям, кто работает индивидуально на оценку.

-Запишите слова по картинкам.

Язык, яблоко, заяц, ягода, яблоня.

-Поставьте ударение

-Поменяйтесь тетрадями проверьте (!.+.-)

-Составить предложение с одним из них

Запасливый заяц собирал ягоду.

-Найдите грамматическую основу. На какие вопросы отвечают?

Появление ствола дерева.

Посмотрите на экран

– Чему удивился мальчик Петя?

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)

– Какое ещё значение слова корень вам известно?

– Оказывается, у слова корень несколько значений.

- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова?

информацию? (в словаре)

 Корень:

 1) подземная часть растения;

 2) часть волоса, зуба, ногтя;

 3) начало, источник чего-либо;

 4) часть слова.

 - Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие

слова, которые имеют много значений? (многозначные ).

Вспомните, как называются такие слова.

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно?

Появление веток.

Ответ: заяц собирал.

Ответ: подлежащее отвечает на вопросы (кто?что?), сказуемое отвечает на вопросы(

что делает и т.д?).

Ответ: часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.

Ответ: многозначными.

Ответ: часть слова.

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

П.: контроль и оценка результатов деятельности.

III.Постановка учебной задачи

Словес.: ответы на вопросы

Фронтальная работа:

 Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

– Что мы сейчас делали?

Тема: Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?».

Цели деятельности учителя: познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова».

Ответ: планировали свою деятельность.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

IV.Открытие нового знания

Словесн.:эвристическая беседа;

ответы на вопросы.

 

Фронтальная работа:

На экране появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадитьпосадка, садовник, садовый.

-Посмотрите на экран

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

(Е. Измайлов)

-Давайте попробуем прочитать эти слова.

-Как они называются?

– Что такое однокоренные слова?

– Запишите эти слова.

– Выделите корень значком.

-По готовности дайте мне знать.

Ответ: в каждом предложении есть однородные члены предложения.

Ответ: однокоренными.

Ответ: слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

П.: контроль и оценка результатов деятельности.

Словесн.:чтение правила;

Фронтальная работа:

-Молодцы! Теперь прочитаем правило на странице 61.

-У. прочитай правило.

Работа в парах:

-Теперь повернитесь к соседу по парте и расскажите правило друг другу.

-Кто хочет рассказать правило?

-И. молодец!

Рассказывают правило оценивая друг друга.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

К.: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практич.:письменное упражнение;

списывание.

Словесн.:устный ответ;эвристическая беседа.

Фронтальная работа:

-Ребята, давайте выполним упражнение 88 на странице 62.

-Прочитайте задание. По готовности дайте мне знать.

-Прочитайте задание под красной точкой.

-Что нужно выполнить в этом задании?

- Нам необходимо списать данные пары слов.

Я буду вызывать вас по цепочке, каждый будет писать одну пару слов выделяя корень в словах.

-Несколько ребят будут выполнять данное задание самостоятельно. Трое первых ребят, кто выполнит данное задание получают оценку.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

П.:анализ объектов с целью выделения признаков.

Динамическая пауза

Песня.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесн.:ответы на вопросы.

Практич.:составление предложения.

Наглядн.:слайд.

-Ребята, вы заметили на странице 61 очень большое правило, мы с вами его уже повторили и рассказали. Теперь нам с вами необходимо закрепить знание данного правила.

На следующей строке нам необходимо записать группы родственных слов.

1 вариант записывает 1 группу слов – «дом».

2 вариант записывает 2 группу слов – «слон».

Кто записал ручку на локоток по готовности.

-Хорошо, теперь ваша задача оценить правильность выполнения данного задания вашим соседом. Обменялись тетрадями, оценили работу вашего товарища.

Если без ошибок ставим - +.

Если есть 1-2 ошибки ставим - !.

Если более 3 ошибок ставим - -.

Анализируют слова учителя.

 

П:анализ объектов с целью выделения признаков;

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата.

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесн.: упражнение на распознавание однокоренных слов.

Наглядн.:слайд, карточки.

Работа в парах:

-Сейчас, мы с вами выполним очень интересное задание. Но для этого вы должны закрыть учебники и тетради. А я смотрю.

Работа в парах.

- А теперь поработаем в парах. Возьмите карточку.

- На ней два разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.

1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:

лес сад

вода больной

море деревянный

садовый лесной

боль водичка

дерево моряк

2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.

лес           мёд      

лестница медведь

лесник     медовый

лесной     сладкий

лесок

-Давайте сверим ваши работы с экраном: кто выполнил 1 задание?

-Удалось выполнить без ошибок? Работали в паре?

-А кто 2?

 

Выполняют задания в паре или самостоятельно.

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата;

Л.:смыслообразование;

П.:анализ объектов с целью выделения признаков.

VII.Рефлексия деятельности(по продукту)

-Ребята, наш урок подходит к концу и мне очень интересно как для вас он прошёл.

-Для этого вам нужно раскрасить листочек в соответствии с утверждением и изображением цвета.

-Приклейте свой листик.

Домашнее задание:

Упр.90,91,94. Правила знать!

Анализируют урок.

Р.: оценка

Л.: нравственно-этическая ориентация.

Л.:смыслообразование.

Практич.: подбор однокоренных слов.

Дополнительное задание:

-Подбери к каждому слову  - однокоренное то, от которого образовалось данное слово.

1. Берёзовый – б . рёза.

2. С . нтябрьский - ____________________.

3. В . етерок - ________________________.

4. Сах . рный - ________________________.

5. Ябл . нька - ________________________.

Л.:смыслообразование;

П.:анализ объектов с целью выделения признаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ФГОС "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Урок разрабртан с требованиями ФГОС. Урок по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"....

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?

Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?»  Конспект урока...