Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Маркова Алевтина Леонидовна

Данная методическая разработка урока по русскому языку по теме "Антонимы" предназначена для учителей начальных классов, работающих во 2 классе по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_antonimy_2_klass.doc446 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Панаевская школа-интернат»

Разработка урока по русскому языку

«Антонимы»

                                                       Выполнила: учитель начальных классов

                                                       Маркова Алевтина Леонидовна

Панаевск

2021 г.  

             

Технологическая карта урока

Предмет Русский язык

Класс

Базовый учебник  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2019 

Тема урока «Антонимы»

Цель урока дать учащимся представление о словах, противоположных по значению; ознакомить с термином «антонимы»; учить распознавать антонимы среди других слов, осознавать значимость употребления антонимов в одном предложении.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • знать названия слов с противоположным значением, уметь распознавать антонимы среди других слов.

Личностные:

  • учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха / неуспеха в своей учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности.

Познавательные: 

  • анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, структурирование знаний, обобщать и делать выводы,  постановка и формулирование проблемы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: 

  • планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Тип урока урок открытия нового знания

Необходимое оборудование карточки для групповой работы, нетбуки, «Моё настроение» для рефлексии

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

Организационное начало урока

1 мин

- Прозвенел звонок весёлый,

Мы урок начать готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок русского языка.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: настрой на работу, самоанализ готовности к уроку.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2 мин

- Как вы знаете, в нашей стране 2021 год объявлен Годом науки и технологий. Сегодня я вам предлагаю окунуться в удивительный мир открытий. Представьте, что мы с вами оказались в научной лаборатории по исследованию русского языка. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – три группы молодых учёных. В каждой группе есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе:  

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Будь внимательным.

5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

6. Говори только по делу.

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.

- Ну, что ж, друзья! Правила повторили, а теперь:

Слушайте, запоминайте!

Ни минуты не теряйте!

Пожелаю всем удачи –

За работу! В добрый час!

Читают правила работы в группе.

Личностные:

проявление интереса к уроку.

Коммуникативные:

умение договариваться, уступать, находить общее решение при работе в группе.

Регулятивные: умение правильно читать,

умение преподнести информацию.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

3 мин

- Вспомните, с какими словами мы познакомились на прошлом уроке? Как они называются? (Слова-синонимы)

- Что такое синонимы? (Синонимы – слова, которые произносятся по-разному, но по смыслу одинаковые или очень близкие)

- Перед вами лежат карточки с заданием. Ваша задача – выбрать слова-синонимы.

Алфавит, золотой, день, сказать, ночь, азбука, жёлтый, говорить.

- Все ли слова являются синонимами? (Нет, слова «день», «ночь» не синонимы). Почему же слова «день», «ночь» нельзя отнести к синонимам? С какой проблемной ситуацией вы столкнулись? ( Эти слова имеют противоположные значения.  Мы не знаем, как они называются.)

Выполняют задание с опорой на изученную ранее тему.

Познавательные: применение предметных знаний.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. 

Этап выявления места и причины затруднений

3 мин

- Как вы думаете, что мы сегодня будем исследовать в нашей лаборатории? (Слова с противоположным значением)

- Мы должны узнать, как называются такие слова, для чего они нужны, и где они могут нам встретиться.

- Чтобы мы плодотворно поработали, нам нужно составить алгоритм исследования.

Алгоритм исследования

  1. Как называются слова с противоположным значением?
  2. К какой группе слов (обозначающих предмет, признак предмета или действие предмета) относятся эти слова, и на какой вопрос они отвечают?
  3. Для чего в речи нужны антонимы?
  4. Где встречаются антонимы?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Выстраивают алгоритм исследования.

Регулятивные:

определение, формулировка учебной задачи на уроке в диалоге с учителем.

Познавательные: выбор средства, с помощью которого будет изучаться новая тема: алгоритм исследования.

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

7 мин

В стране родного языка

Не всё известно нам пока.

Работать мы сейчас начнём,

И сами до всего дойдём.

- Проведём 1 исследование «Как называются слова с противоположным значением?» Для этого разгадаем кроссворд.

Кроссворд

1.

А

2.

о

с

е

Н

ь

3.

м

е

Т

р

4.

п

е

т

у

ш

О

к

5.

о

д

и

Н

6.

с

п

а

с

И

б

о

7.

М

о

н

о

л

о

г

8.

м

Ы

1. Первая буква в алфавите (А).

2. Отгадайте загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень).

3. Мера длины (метр).

4. Допишите название русской народной сказки «… и бобовое зёрнышко» (Петушок).

5. Вставьте пропущенное слово в пословицу «… - за всех, все - за одного» (Один).

6. Подберите «вежливое слово». Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).

7. Речь одного лица (монолог).

8. Есть я и ты, а вместе … (мы).

- Ребята, если прочитаете буквы сверху вниз в выделенных клетках, узнаете название. Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)

Вывод: антонимы – это слова с противоположным значением.

1 лаборант: О происхождении слова

Слово антоним пришло из греческого языка, состоит из двух частей: «анти» обозначает «противоположный», «онима» переводится как «имя, название».

Разгадывают кроссворд.

Коммуникативные: умение  участвовать в диалоге, умение отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: умение правильно читать,

умение преподнести информацию.

Познавательные: применение предметных знаний из разных областей.

Физкультминутка

2 мин

Под весёлую музыку дети ищут пару из слов-антонимов и выстраиваются в шеренгу.

Например, весёлый-грустный, друг-враг, горячий-холодный, высоко-низко, правда-ложь, мириться-ссориться.

Выполняют задание.

Личностные:

ориентировка на здоровый образ жизни.

Реализация построенного проекта

5 мин

2 исследование: проблемный поиск

Подобрать антонимы, определить, к какой группе слов (обозначающих предмет, признак предмета или действие предмета) они относятся, и на какие вопросы они отвечают.

Задание для 1 группы:

Здоровье –

Жара –

Польза –

Задание для 2 группы: 

Близкий –

Белый –

Слабый –

Задание для 3 группы:

Любить –

Радовать –

Хвалить –

Вывод: слова-антонимы в паре отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одной и той же группе слов.

2 лаборант: Если возникла трудность в подборе антонимов, можно обратиться к словарю антонимов. Нужно запомнить, что не ко всем словам можно подобрать антонимы, например, яблоко, стул, арбуз, письмо и т.д.

Работают в группах, подбирают антонимы к словам.

Коммуникативные:

умение формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения других.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7 мин

3 исследование – «Для чего в речи нужны антонимы?»

- Чтобы ответить на этот вопрос, продолжите пословицы:

Ученье – свет, а неученье -… (тьма).

Знай больше, а говори … (меньше).

Хороша верёвка длинная, а речь … (короткая).

- Представьте нашу речь без антонимов. Какой бы она стала? (Она стала бы скудной и неинтересной).

- Так для чего нужны антонимы? (Они делают нашу речь более яркой и выразительной).

Вывод: антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.

4 исследование: «Где встречаются антонимы?»

- Давайте докажем, что антонимы встречаются не только на уроках русского языка.

Задание по группам:

1 группа – найти антонимы, которые встречаются на уроках математики;

2 группа – найти антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира;

3 группа – найти антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры.

Вывод: антонимы встречаются в повседневной жизни везде.

Учащиеся в парах выполняют задание.

Учащиеся в группе выполняют задание.

Познавательные:

уметь делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

4 мин

Работа на компьютерах: тестирование

Тест

1.Антонимы – это…

А) слова с противоположным значением

Б) слова с одинаковым или близким значение

В) многозначные слова

2. Найди неверно составленную пару антонимов:

А) трудолюбивый - ленивый

Б) громкий – тихий

В) зима – летний

3. Вставьте в пословицу недостающее слово-антоним: «Тяжело в учении, … в бою».

А) весело

Б) легко

В) трудно

4. Найди слово, которое не имеет антонима.

А) лёгкий

Б) нос

В) входить

Верные ответы: 1-а, 2-в, 3-б, 4-б.

Выполняют тест по теме на нетбуках.

Личностные:

Уметь применять полученные знания на практике

  1. Этпа включения

Этап включения в систему знаний и повторения (с формулировкой домашнего задания)

3 мин

- Итак, давайте подведём итоги нашего исследования, расскажем по схеме-кластер, что узнали об антониме.

3 лаборант: Антонимы – слова с противоположным значением, слова в паре отвечают на один  и тот же вопрос, относятся к одинаковой группе слов, они обогащают нашу речь, встречаются везде.

А вот прощальная игра…

Урок заканчивать пора.

И нам сейчас пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А вы ответите мне («низко»).

Скажу я слово «далеко»,

А вы ответите мне («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А вы ответите мне («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

Вы скажете («нашёл»).

Выполните домашнее задание по выбору:

1. Выполнить упр. 72 с. 55 в учебнике.

2. Записать 3 любые пословицы с антонимами.

3. Сочинить 3 авторские загадки с антонимами.

Дети оценивают свои достигнутые результаты.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Познавательные:

умение отбирать из своего опыта нужную информацию.

Личностные:

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Личностные: способность выбирать, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

«Моё настроение»

2 мин

-Перед вами лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке, используя  смайлики-антонимы: весёлый и грустный:

Весёлый смайлик: вы считаете, что урок прошёл для вас с пользой, вы научились находить антонимы  и можете помочь другим.

Грустный смайлик: вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно,  и вам нужна помощь.

Оценивают своё эмоциональное состояние на уроке.

Регулятивные:

самооценка работы на уроке.

Организационное завершение урока

1 мин

- Молодцы! Всем спасибо за хорошую работу!

Приложение 1

Правила работы в группе:

  1. Умей выслушать собеседника, не перебивай.

  1. Не согласен – объясни почему.

  1. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

  1. Будь внимательным.

  1. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

  1. Говори только по делу.

  1. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Приложение 2

Алгоритм исследования

  1. Как называются слова с противоположным значением?

  1. К какой группе слов (обозначающих предмет, признак предмета или действие предмета) относятся эти слова и на какой вопрос они отвечают?

  1. Для чего в речи нужны антонимы?

  1. Где встречаются антонимы?

Приложение 3

Кроссворд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

  1. Первая буква в алфавите (А).

  1. Отгадайте загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень).

  1. Мера длины (метр).

  1. Допишите название русской народной сказки «… и бобовое зёрнышко» (Петушок).

  1. Вставьте пропущенное слово в пословицу «… - за всех, все - за одного» (Один).

  1. Подберите «вежливое слово». Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).

  1. Речь одного лица (монолог).

  1. Есть я и ты, а вместе … (мы).

Приложение 4

Задание: подобрать антонимы, определить, к какой группе слов (обозначающих предмет, признак предмета или действие предмета) они относятся, и на какие вопросы они отвечают.

Задание для 1 группы:

Здоровье –

Жара –

Польза –

Задание для 2 группы: 

Близкий –

Белый –

Слабый –

Задание для 3 группы:

Любить –

Радовать –

Хвалить –

Приложение 5

Тест

1.Антонимы – это…

А) слова с противоположным значением

Б) слова с одинаковым или близким значением

В) многозначные слова

2. Найди неверно составленную пару антонимов:

А) трудолюбивый - ленивый

Б) громкий – тихий

В) зима – летний

3. Вставьте в пословицу недостающее слово-антоним: «Тяжело в учении, … в бою».

А) весело

Б) легко

В) трудно

4. Найди слово, которое не имеет антонима.

А) лёгкий

Б) нос

В) входить

Верные ответы: 1-а, 2-в, 3-б, 4-б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....