Рабочая программа русский язык 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Бревнова Наталья Михайловна

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе: концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление); авторской программы по русскому языку Т. Г. Рамзаева 2 класс

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённая приказом Минобрнауки от 06.10.2009г № 373 ( с изменениями)
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ п. Таёжный утверждённая приказом по школе от 31.08.2015 г.№233
  •  концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление)
  •  авторской программы по русскому языку Т. Г. Рамзаева -9-еизд.,стереотип.-М.:Дрофа,2017

1.2 Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия

Для учащихся

Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник .класс-М.:Дрофа 2015г.

Для учителя

1.Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник .2класс-М.:Дрофа 2015г.

2.Троицкая, Н. Б.Развитие речи 2кл.: рабочая тетрадь к учебнику  Рамзаевой Т. Г «Русский язык»/Н.Б.Троицкая.- 4-е изд.,стериотип.-М.:Дрофа,2014-32с. ISBN 978-5-358-14148-3

3.Гуркова, И.В.  Тесты к  учебнику Рамзаевой Т. Г «Русский язык 2 класс» учеб.пособие/И.В.Гуркова-3-е изд., стериотип.-М.:Дрофа,2013.-142, [2]с.ISBN 978-5-358-12720-3

Рамзаева Т. Г. Русский язык. 1—4 классы .Рабочая программа/ Т. Г. Рамзаева. -9-е изд., стереотип.-М.: Дрофа 2014.-91, [5]с.ISBN 978-5-358-14223-7

Лебедев,В.А. Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаева. «Русский язык 2 класс»: Методическое пособие-/В.А. Лебедев, Г.И. Мишуринская.-3-е изд., стериотип.- М.: Дрофа 2013.-301, [3]с.ISBN 978-5-358-11457-9

1.3 Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУСОШ п.Таёжный на 2018-19 учебный год на изучение предмета русский язык в 2 классе  4 часа  в неделю всего 136 часов

2.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Совпадают с требованиями ФГОС и примерной авторской программы по предмету

Предметные результаты обучения русскому языку во  2 классе 

—        овладение разными видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание);

—        усвоение основ знаний ( в соответствии с программой 2 класса) из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса),лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: основа слова, корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

—        формирование каллиграфических и  простейших  орфографических навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме в минимальном объёме;

—        обогащение словаря, умение пользоваться орфографическим словарём и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

В целом можно определить предметные результаты обучения как компетенции — способности применять личностные свойства, практический опыт, знания и умения для успешной деятельности: общения, обучения, игры, образования.

Предметные результаты обучения конкретизированы в тематическом планировании, в разделе «Вид деятельности».

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам  к концу 2 класса

Обучающие должны знать:

  • Название русского алфавита;
  • признаки гласных и согласных звуков;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
  • правила переноса слов.

Обучающиеся должны уметь:

  • Каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, искажений букв.
  • Делить слова на слоги, выделять  ударный слог, переносить слова по слогам.
  • Обозначать на письме мягкость согласных буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком(ь);
  • Писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
  • Писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
  • Правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах;
  • Писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота, слова с разделительным мягким (ь), слова с непроверяемым, написанием, данные в программе 2 класса.
  • Писать раздельно предлоги со словами;
  • Производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;
  • Правильно ставить вопрос и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
  • Различать слова, отвечающие на вопрос кто? И слова отвечающие на вопрос что?;
  • Устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
  • Составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам;
  • Употреблять заглавную           букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
  • Распознавать простое нераспространённое и простое предложение;
  • Определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
  • Делить сплошной текст на предложения (3-4) предложения;
  • Устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх часте)
  • Писать изложение по вопросам текста из 30-45 слов;
  • Составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
  • Употреблять при записи текста красную строку.

В результате формируются такие личностные универсальные учебные действия:

  • Школьная мотивационная основа учебной деятельности при сочетании социальных, учебно- познавательных и внешних мотивов на базе    положительного отношения к школе и учению;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, анализа причин успеха, результата и внешних оценок своей деятельности (со стороны учителя, товарищей, родителей);
  • ценностно-смысловые установки, отражающие личностные качества и социальные компетентности.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Основные функции языка (коммуникативная, познавательная, регулятивная, эмотивная) способствуют формированию у учащихся универсальных учебных действий — познавательных, регулятивных и коммуникативных, которые обеспечивают успехи по другим школьным предметам, что в целом позволяет говорить о достижении первоклассниками  метапредметных результатов в освоении основной образовательной программы.

Познание окружающей действительности осуществляется через овладение системой родного языка. При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление следующих

познавательных  универсальных учебных действий:

- как анализ, обобщение, классификация, установление аналогий.

 -поиск, переработка и отправление информации совершаются с преимущественным использованием языковых средств, наряду со

 знаково-символическими, основой для формирования которых служит также язык.

 В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой:

-чтение, письмо, эффективная работа с учебной книгой.

Языковое начальное образование оказывает существенное влияние на процесс формирования

регулятивных универсальных  учебных действий: 

-целеполагание, ориентировка, планирование, коррекция, волевая саморегуляция, контроль и оценка, которые могут формулироваться учащимися в громко речевой и умственной форме благодаря освоению основных языковых единиц.

Это позволит им перейти от внешнего контроля к самоконтролю, от внешней оценки к самооценке, поможет в организации сотрудничества и планировании  учебной деятельности.

В процессе изучения русского языка ученик научится:

 -осознавать богатства языка,

-умело использовать язык для эффективного общения, как устного, так и письменного.

Языковая личность младшего школьника характеризуется тем, что в ее структуре развиваются компетенции, позволяющие ему адекватно использовать речевые и языковые средства для решения различных

КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ: 

-строить монологическое высказывание,

-владеть диалоговой формой общения,

-ориентироваться в ситуации общения.

 Курс русского языка имеет коммуникативно- познавательную направленность, что обусловливает коммуникативную мотивацию при изучении различных разделов и тем курса, функциональное рассмотрение языковых единиц. Формирование коммуникативных умений происходит в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема

Кол-во

 часов

Контрольные, практические работы

содержание

Характеристика видов деятельности

Первая четверть (44 ч)

Повторяем то, что знаем

2

Функции слова, предложения, текста в речи; слово и слог; слог и звук

Знакомятся с учебником, его структурой, назначением. Анализируют текст и предложение, составляют предложения и записывают их, правильно оформляя на письме.

Устанавливают количество слогов в слове.

 Различают гласные и согласные звуки.

Определяют ударение в слове.

Списывают предложения и тексты (выборочное списывание), диктуя себе по слогам.

Проверяют написанное (взаимопроверка).

Речь

4

тест

Речь устная и письменная. Тема текста, последовательность предложений в тексте. Знаки в конце предложения.

воробей, лисица, вдруг

Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. Анализируют деформированный текст. Списывают предложения и тексты, правильно оформляя предложения на письме. Пишут зрительно-слуховые диктанты; сравнивают произношение и написание слов из словаря

Звуки и буквы

8

тест

Особенности звуков и букв. Гласные и согласные звуки и обозначение их буквами. Слова с буквой э в начале слова. Речевой этикет. Слова-приветствия. Согласный звук [й'] и буква и. Контрольное списывание с делением сплошного текста на предложения и другими грамматическими заданиями.

 Москва, ягода, карандаш

Различают звук и букву. Звуки произносят. Буквы называют.

 Различают гласные и согласные звуки.

Делают звуковой и звуко-буквенный анализ слов. Сравнивают и сопоставляют звучание слов.

Делят слова на слоги, в том числе и с буквой й. Объясняют особенности гласных и согласных. Характеризуют звуки.

Соотносят звук и его качественную характеристику. Списывают слова и предложения.

Пишут зрительно-слуховые диктанты.

Записывают предложения и тексты по памяти. Анализируют деформированный текст, записывают его, правильно оформляя предложения на письме.

Письменно передают содержание текста, опираясь на вопросы, озаглавливают этот текст.

Составляют предложения на аналогичную тему и записывают их

Буквы и, а, у после букв шипящих. Сочетания чн, чк

11

Словарный диктант

Контрольная работа

диктант

Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч'], [щ']. Написание орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

Диктант (32 слова) с грамматическими заданиями, рабочий, сорока, товарищ, капуста, хороший

Распознают мягкие и твердые шипящие звуки, правильно произносят их. Определяют наличие в словах орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Развивают умение правильно писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, шу, чк, чн. Списывают тексты с данными орфограммами, проверяя написанное по учебнику. Пишут под диктовку слова и тексты. Записывают тексты по памяти. Учатся писать слова из словаря, употребляя их в тексте. Составляют предложения, правильно оформляя их на письме. Составляют тексты по серии картинок, по пословице, сопоставляя их с текстами в учебнике. Озаглавливают текст с помощью пословицы. Отгадывают и записывают загадки, записывают

отгадки к ним

Алфавит

2

Алфавит, функция алфавита в жизни людей, тетрадь

Правильно называют буквы алфавита.

Производят звуко-буквенный анализ слова.

 Развивают умение пользоваться алфавитом в практической деятельности (при работе со словарями, при посещении библиотеки и т. д.)

Слово и слог. Перенос слов

6

тест

диктант

Слог, количество слогов в слове, правила переноса слов. Контрольное списывание с делением слов на слоги. Диктант с предварительной подготовкой, фамилия, петух, ученик, одежда, дежурный

Сопоставляют количество гласных звуков и количество слогов в слове.

Делят слова на слоги, в том числе и для переноса слов. Выделяют ударный слог.

 Списывают слова и предложения.

Пишут тексты по памяти, диктуя себе по слогам.

Составляют предложения по схеме

Предложение и текст

11

Словарный диктант

Проверочная работа

Коммуникативная функция предложения. Главные члены предложения (грамматическая основа): подлежащее и сказуемое. Правописание заглавной буквы в начале предложения, знаки препинания в конце предложения. Диктант за первую четверть (26 слов) с грамматическими заданиями, собака, быстро

Текст, признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста. План текста, типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Изложение зрительно воспринятого текста, ребята, весело, скоро

Сопоставляют слова и предложения.

Анализируют деформированное предложение.

Устанавливают связи слов в предложении.

 Составляют (в том числе и по картинке) предложения, правильно оформляют предложения на письме.

 Находят и подчеркивают в предложении главные члены. Классифицируют предложения по цели высказывания. Находят в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Сопоставляют распространенные и нераспространенные предложения.

Списывают предложения и тексты из учебника, диктуя себе по слогам

Сравнивают текст и набор предложений.

Анализируют текст: определяют границы предложения, выбирают знак для конца предложения.

 Воспроизводят текст. Распознают типы текстов (в зависимости от цели высказывания).

Соотносят текст и заголовок. Выбирают наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Анализируют и корректируют тексты, находят в тексте смысловые ошибки.

Списывают предложения и тексты из учебника, диктуя себе по слогам

Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме

8

Предупредительный диктант.

тест

диктант

Твердые и мягкие согласные звуки, обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Словарный диктант с предварительной подготовкой. Выборочный диктант. Изложение текста по вопросам.

пальто, медведь, медведица, учитель, учительница, заяц

Сравнивают и различают твердые и мягкие согласные звуки.

 Группируют согласные звуки по твердости-мягкости. Характеризуют согласные звуки по мягкости-твердости. Соотносят звучание и написание слов.

 Объясняют случаи расхождения написания и звучания. Делят слова с ь в середине слова на слоги и переносят их на другую строку.

Делают звуко-буквенный анализ слов.

 Группируют слова по типу орфограмм.

 Составляют предложения по картинке.

 Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки (в том числе и с помощью орфографического словаря). Делят текст на части с соблюдением красной строки. Учатся писать изложение повествовательного текста

Звонкие и глухие согласные звуки .

5

тест

диктант

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные глухие и звонкие согласные. Способы проверки слов с парными глухими и звонкими согласными. Самостоятельная работа. Контрольное списывание сапог, мороз

Различают парные глухие и звонкие согласные. Анализируют звуковой состав слова.

Характеризуют согласные звуки по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости, наличия парности звуков по этим признакам.

Соотносят звучание и написание слов, объясняют расхождение звучания и написания.

Находят слова, требующие проверки (с парными глухими и звонкими согласными звуками на конце). Обосновывают написание слов («докажи, что в слове глаз на конце пишется буква з»).

 Сопоставляют буквы в проверочном и проверяемом словах.

Группируют слова по месту и по типу орфограммы. Доказывают написание слов, используя орфографический словарь.

 Анализируют текст с точки зрения наличия в нем орфограмм «парные звонкие и глухие согласные». Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах .

9

 диктант

Контрольное списывание

Контрольная работа

Ударение, ударный слог, обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка безударных гласных. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Контрольное списывание.

 Диктант с предварительной подготовкой.

Диктант (26 слов), деревня, коньки

Различают ударные и безударные гласные звуки. Находят слова, различающиеся ударением. Соотносят гласные ударные и безударные звуки и их качественную характеристику. Характеризуют гласные звуки. Определяют наличие в слове орфограмм с безударным гласным Соотносят звучание и написание слова, объясняют случаи расхождения звучания и написания. Обосновывают написание безударного гласного в слове («Докажи, что в слове гора пишется буква о»). Группируют слова по типам орфограмм (с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными). Анализируют текст с точки зрения наличия в нем слов с орфограммами безударных гласных. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки, используя орфографический словарь учебника. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Анализируют предложение, выделяя в нем грамматическую основу, устанавливают связь слов в предложении. Анализируют, восстанавливают и дополняют деформированный текст, в том числе и с опорой на картинку. Озаглавливают тексты. Пишут слуховые диктанты. Записывают по памяти тексты из учебника, диктуя себе по слогам. Составляют (в том числе и по схеме) и правильно записывают предложения. Составляют рассказ по картинке

Разделительный ь .

6

Тест

диктант

Разделительный мягкий знак (ь). Мягкий знак для обозначения мягкости согласных звуков. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Диктант за вторую четверть

(41 слово) с грамматическими заданиями.

Соотносят и сравнивают написание, произношение и значение слов с разделительным ь и без него. Сопоставляют и различают функцию ь, показателя мягкости, и функцию разделительного ь. Анализируют предложения: находят по схеме главные члены предложения и слова, связанные с ними по смыслу. Задают смысловые вопросы от слова к слову в предложении, устанавливают связь слов в предложении. Анализируют деформированный текст. Определяют границы предложений, выбирают знак для конца предложений. Анализируют и восстанавливают деформированный текст. Пишутсловарные диктанты, тексты из учебника по памяти, контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки

Двойные согласные.

3

Проверочная работа

Обозначение долгих согласных звуков двумя одинаковыми буквами. Перенос слов с двойными согласными, суббота, класс, русский язык, берёза

Наблюдают и записывают слова с двойными согласными. Выясняют лексическое значение таких слов с использованием словаря. Определяют в слове наличие орфограмм с двойными согласными. Доказывают написание таких слов, используя орфографический словарь учебника. Делят слова с двойными согласными на слоги для переноса с одной строки на другую. Восстанавливают деформированные предложения. Списывают текст из учебника, дополняя его предложениями. Отгадывают загадки и записывают их и отгадки к ним

Слово и предложение. Имя существительное

 12 ч

Словарный диктант.

Тест

диктант

Функции слова в предложении и предложения в тексте. Комплексная работа по структуре текста: озаглавливание, порядок предложений в тексте, связь предложений в тексте. Имя существительное, его значение, признаки, использование в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные. Структура повествовательного текста, связь частей повествовательного текста Изложение текста по вопросам.

Контрольное списывание.

Выборочное списывание.

Изложение по вопросам с дополнением текста.

Диктант (34 слова), ворона, пенал, корова, молоко, город

Задают вопросы к словам — названиям предметов, к словам—названиям признаков предметов, словам, обозначающим действия предметов. Классифицируют слова по их принадлежности к различным частям речи. Наблюдают за признаками имен существительных в предложении, распознают одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам кто? и что? Различают имена собственные и нарицательные. Употребляют при записи имен собственных заглавную букву. Выделяют в предложении главные члены, устанавливают связь между словами в предложении. Составляют предложения из данных слов. Записывают слова и предложения под диктовку. Анализируют и восстанавливают деформированные предложения. Читают в учебнике тексты, анализируют их структуру, средства связи частей текста, озаглавливают тексты. Анализируют деформированный текст, восстанавливают его, правильно оформляя запись предложений. Воспроизводят текст по вопросам и опорным словам. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Обосновывают целесообразность выбора языковых средств. Определяют наличие в слове орфограмм на правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Повторяют правописание слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу, чн, чк. Списывают из учебника предложения и тексты, анализируя при этом орфограммы в словах

Глагол

8 ч

Проверочная работа

диктант

Глагол, его значение, признаки, использование в речи, начальная (неопределенная) форма глагола; употребление глаголов в форме единственного и множественного числа; формы настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов; неопределенная форма глагола. Структура повествовательного текста. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой

Ставят вопросы к глаголам в предложении. Устанавливают связь между словами в предложении. Наблюдают за употреблением глаголов в речи в разных формах времени и числа. Изменяют глаголы по числам, временам (без употребления термина, по вопросам). Составляют предложения, в том числе и по картинкам. Анализируют деформированный текст. Пишут диктанты. Устанавливают последовательность частей текста

Имя прилагательное

 7ч

Словарный диктант.

Тест

диктант

Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи; формы единственного и множественного числа; прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы). Контрольное списывание

Наблюдают за ролью имен прилагательных в речи. Ставят вопросы к именам прилагательным в предложении. Подбирают имена прилагательные к именам существительным, соотносят имена прилагательные с именами существительными (составляют словосочетания). Изменяют имена прилагательные по числам. Оценивают целесообразность выбора имен прилагательных для характеристики предмета, в том числе синонимичных и антонимичных прилагательных. Составляют текст-описание, подбирают заголовок к тексту, анализируютсозданный текст, оценивают работу с текстом. Пишут слуховые диктанты, комментируя орфограммы. Списывают тексты из учебника, находят прилагательные. Определяют наличие изученных орфограмм в тексте (буквы а, у, и после шипящих, безударный гласный в двусложных словах, парные глухие и звонкие согласные на конце слов, разделительный ь), объясняют написание слов. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки

Предлог

тест

Предлог — служебная часть речи, роль предлога в предложении, правописание предлогов с другими словами.

Проверочная работа, хорошо

Наблюдают за особенностями употребления предлогов в речи. Определяют наличие орфограмм в тексте (раздельное написание предлогов со словами, проверяемые и непроверяемые безударные гласные). Анализируют деформированный текст. Определяют границы предложений. Выбирают знак препинания в конце предложения. Контролируют правильность записи текста, находят неверно

записанные слова и исправляют ошибки. Восстанавливают деформированный текст. Составляют текст по аналогии, озаглавливают его. Пишут слуховые диктанты. Обосновывают целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения (речевой этикет: слова благодарности)

Родственные (одно- коренные) слова

 6ч

диктант

Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Одно- коренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов. Диктант за третью четверть (37 слов) с грамматическими заданиями

Наблюдают за однокоренными словами, вычленяя их признаки (значение и общая часть слова). Выделяют в словах корень. Наблюдают за единообразным написанием корня в родственных словах. Группируют слова по общему корню. Контролируют правильность объединения слов в группу одно- коренных слов. Подбирают родственные слова. Анализируют текст с точки зрения наличия в нем родственных слов. Объясняют значение слова с помощью простейшего (устного) словообразовательного анализа. Пишут текст по памяти с предварительным языковым анализом. Составляют текст по картинке и по вопросам. Озаглавливают текст

Безударные гласные в корне

 5 ч

Проверочная работа

Словарный диктант

Корень слова, ударные и безударные гласные звуки в корне, буквы для их обозначения. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Способы проверки. Контрольное списывание

Знакомятся со способом проверки безударных гласных в корне (подбор однокоренных слов) и применяют его в практике письма наряду с изменением формы слова. Подбирают однокоренные слова. Определяют в корне орфограммы (безударные проверяемые гласные). Доказывают правильность подбора проверочного слова, обосновывают написание слов («Докажи, что в корне слова трава пишется букв а»). Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Записывают тексты по памяти, применяя способы проверки безударного гласного в корне. Отгадывают загадки, списывают их, записывают отгадки. Анализируют текст в учебнике, делят его на части

Парные звонкие и глухие согласные в корне

6 ч

диктант

Корень слова, звонкие и глухие согласные звуки в корне слова,буквы для их обозначения. Правописание букв согласных в корне слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Диктант (39 слов) с грамматическими заданиями

Наблюдают за произношением и написанием парных глухих и звонких согласных в корне слова. Применяют два способа проверки написания парных звонких и глухих согласных (изменение формы слова и подбор однокоренных слов). Подбирают однокоренные слова. Определяют в корне орфограммы (проверяемые парные глухие и звонкие согласные звуки в корне слова). Доказывают правильность подбора проверочного слова. Обосновывают написание слов («Докажи, что в слове хлеб на конце пишется буква б»). Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Пишут по памяти тексты и загадки, записывают отгадки. Оценивают свое написание диктанта, анализируют допущенные ошибки. Восстанавливают деформированные предложения и тексты, определяя границы предложений и правильно оформляя их на письме. Составляют текст по опорным словам. Письменно передают по памяти содержание текста

Предложение

5 ч

Контрольная работа

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении, лопата

Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак препинания в конце предложения. Устанавливают связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы от слова к слову. Находят главные членыи зависимые от них второстепенные члены предложения. Составляют схемы предложений. Пишут диктанты, в том числе и с предварительной подготовкой. Выбирают наиболее подходящий заголовок для текста. Воспроизводят текст. Составляют текст по картинному плану и заданному началу. Анализируют и корректируют созданные тексты

Повторение

 7 ч

Контрольная работа

Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. Слог, ударные и безударные слоги. Правила переноса слов, в том числе с буквой ь, правило правописания слов с разделительным ь. Алфавит. Имя существительное, имя

прилагательное, глагол. Предложения и текст как единицы речи учебника, определяя в них роль изученных частей речи

Характеризуют звуки. Делят слово на слоги, в том числе и для переноса слов на другую строку. Пользуются алфавитом (в учебных целях). Сопоставляют и сравнивают части речи по значению и роли в предложении. Определяют в словах наличие изученных орфограмм (заглавная буква в начале предложения и в именах собственных; жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн; безударные гласные звуки в корне; парные глухие и звонкие согласные в корне). Анализируют текст с точки зрения наличия в нем изученных орфограмм. Списывают тексты из Пишут тексты под диктовку и по памяти, контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слова и исправляют ошибки. Делят текст на части. Воспроизводят текст по вопросам. Составляют текст по картинкам и по плану, а также с опорой на наблюдения и собственный опыт. Озаглавливают текст. Анализируют и редактируют свой текст. Оценивают текст. Находят в тексте смысловые ошибки

4.Система оценки достижения планируемых предметных результатов. Критерии оценивания.

Проверка орфографических и пунктуационных  умений (диктант)

Оценка «5»  – нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно одно исправление графического характера).

Оценка «4» – допущено 1 - 2 орфографические ошибки; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка «3» – допущено 3 - 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.

Оценка «2» – допущено  более  5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (изучаются в каждом классе).

За ошибку не считаются:

  • ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались ранее;
  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
  • единичный случай замены одного слова без искажения смысла;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов)  на одно и то же правило.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;
  • две пунктуационные ошибки;
  • повторение ошибок в одном и том же слове;
  • 2 негрубые ошибки.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  • повторение одной и той же буквы в слове;
  • недописанное слово;
  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание

        Для проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений проводится выполнение грамматических заданий. Задания данного вида могут проводиться отдельно от контрольного  диктанта и контрольного списывания или проводиться после диктанта (не более 4 видов грамматических разборов). В таком случае выставляются 2 отметки: за диктант и задание по отдельности.

Оценка «5» - выполнено без ошибок.

Оценка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

Оценка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Словарный диктант

Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений.

Оценка «4» - допущена 1- 2 ошибки или 1 ошибка и 1-2 исправления.

Оценка «3» - допущены 2- 3 ошибки и 1 исправление.

Оценка «2» - допущено 4 и более ошибок.

Контрольное списывание

        Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.

Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений.

Оценка «4» - допущены 1-2 исправления или 1 ошибка.

Оценка «3» - допущены 3-5 исправлений или 2 - 3 ошибки.

Оценка «2» - допущено 6 и более исправлений или 4 и более ошибок.

Изложение, сочинение        

Для проверки формирования навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста  проводятся изложения и сочинения.

Основными критериями оценки изложений и сочинений является  полное, последовательное  воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного,  правильное употребление слов и построение предложений,  орфографическая грамотность. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой –только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

Контрольное изложение и контрольное сочинение оценивается двумя отметками: за содержание и грамотность (5/4).

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Оценка «5» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • правильное и последовательное воспроизведение авторского текста;
  • логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок;
  • богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

  • нет орфографических и пунктуационных ошибок;
  • допускается 1 -2 исправления.

Оценка «4» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
  • имеются отдельные фактические и речевые неточности;
  • допускается не более 3 речевых недочетов, недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

  • 1-2 орфографические и 1- 2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Оценка «3» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • допущены некоторые отступления  от авторского текста;
  • допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей,  в построении 2–3 предложений;
  • беден словарь;
  • имеются речевые неточности;
  • есть недочёты в построении и употреблении слов (допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста);

б) грамотность:

  • 3 – 5 орфографических ошибок  и  3  пунктуационные ошибки,  1–2  исправления.

  Оценка «2» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • работа не соответствует теме;
  • имеются значительные отступления от авторской темы;
  • много фактических неточностей;
  • нарушена последовательность изложения мыслей;
  • во всех частях работы отсутствует связь между ними;
  • словарь беден;
  • более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

  • более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок,  3–5 исправлений.  

Тесты

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания  в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Оценка устных ответов

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика учитываются: полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, речевое оформление ответа. Ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения и правила.

Оценка «5»

Ученик обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

-обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и  составленные самостоятельно;

-излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» 

-Ответ отвечает тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускаются единичные ошибки, которые ученик сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения, некоторые неточности в формулировке правил.

Оценка «3» 

 Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

-излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

-не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

-излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка «2» 

Ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Положительная оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.

5.КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУС УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Тема раздела

Тема урока

дата

Стр учебника

примечание

план

факт

1

Повторение- 2часа

Повторяем то, что знаем. Предложение. Слово и слог.

3-5

2

Повторяем то, что знаем. Перенос слова.

6-9

3

Речь -  4часа

Речь в жизни человека.

10-11

4

Устная и письменная речь.

11-13

5

Выделение предложений в устной и письменной речи.

14-15

6

Речь. Тест.

5-7

Повторение №1

7

Звуки и буквы-8часов

Особенности звуков и букв.

16-17

8

Гласные и согласные звуки.

18-20

9

Гласные звуки и буквы, которые их обозначают

21-22

10

Р.Р.Составление рассказа «Экскурсия в лес» по вопросам. Слова с буквой э.

23-24

11

Речевой этикет. Слова приветствия.

25-26

12

Согласные звуки и буквы, которые их обозначают.

27-29

13

 Согласный звук [й'] и буква Й.

30-32

14

Звуки и буквы. Тест

15

Буквы и, а, у после букв шипящих. Сочетания чн, чк ,чт,щн,нщ.-

 11 часов

Шипящие согласные звуки.

33-

16

Правописание слов с сочетаниями ЖИ,ШИ. Словарный диктант.

34-37

17

Р.Р. Устное сочинение по серии картинок .Деление текста на части.

38

18

Слова с сочетаниями ча, ща,чу,щу.

40-41

19

Упражнения в написании слов с сочетаниями ча,ща,чу,щу

42-43

20

Смысловая связь между предложениями в тексте.

44-46

21

 Слова с сочетаниями чк,чн.

48-49

22

Правописание слов с сочетаниями чк,чн,чт,щн,нщ.

50-51

23

Контрольная работа по теме «Буквы и, а, у после букв шипящих. Сочетания чн, чк ,чт,щн,нщ»

24

Диктант по теме «Буквы и, а, у после букв шипящих. Сочетания чн, чк ,чт, щн, нщ».

25

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

26

Алфавит- 2 часа.

Алфавит или азбука.

52-53

27

Практическое значение алфавита.

54-55

28

Слово и слог. Перенос слов-6 часов

Слово и слог.

56-57

29

Виды слогов. Деление на слоги.

58-60

30

Перенос слов.

61-62

31

Перенос слов с буквами й и ь в середине слова. Тест.

63-65

32

Диктант по теме «Слово и слог. Перенос слов»

33

 Закрепление изученного.

66

34

Предложение и текст-11 часов

Предложение как единица речи.

67-68

35

Знаки препинания в конце предложения.

69-70

36

Смысловое ударение.Словарный диктант.

71-72

37

Общеепонятие о главных членах предложения.

73

38

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

74-75

39

Общее понятие о тексте.

76-77

40

Виды текстов.

77-78

41

Структурные части текста- повествования.

79

42

Р.Р.Составление рассказа по картинкам. Изложение по опорным словам.

80

43

Проверочная работа по теме «Предложение. Текст.»

44

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

45

Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме- 8 часов

Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме буквами гласных.

83-84

46

Мягкий знак- указатель согласного звука. 

85-86

47

Обозначение мягкости согласных в середине слова.

87-88

48

Предупредительный диктант.

90-91

49

Мягкий знак в середине слова. Тест.

92

50

Р.Р. Изложение текста по вопросам.

Упр145

51

Диктант по теме «Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме»

52

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

53

Звонкие и глухие согласные звуки – 5 часов

Особенности произношения звонких и глухих согласных звуков. Парные согласные по глухости звонкости.

93-95

54

 Оглушение согласных звуков на конце слова. Слабая и сильная позиция согласных звуков.

96-97

55

Обозначение парных согласных звуков на конце слова.

98-99

56

Упражнения в написании с парными согласными на конце слова. Тест.

100,  з-26,28

57

Административная контрольная работа за 1 полугодие.Диктант с грамматическим заданием.

58

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах- 9часов

Ударение.

102-103

59

Особенности русского ударения. Контрольное списывание.

104-105

60

Ударные и безударные слоги.

106

61

 Сильная и слабая позиция гласного звука. Предупредительный диктант.

107

62

Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

108-109

63

Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах.

110

64

Упражнения в написании безударных гласных.

65

 Восстановление деформированного текста.

113 упр.198

66

Сопоставление написания  букв гласных в ударных и безударных слогах.

111-112

67

Разделительный ь -6 часов

Понятие о разделительном мягком знаке.

114-115

68

Сопоставление ь-показателя мягкости согласных и разделительного ь. Самостоятельная работа.

116-117

№1,2

69

Упражнение в написании слов с разделительным ь-показателем мягкости согласных.

118-119

70

Диктант по теме «Разделительный ь».

71

Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с ь.

72

Закрепление изученного. Тест.

73

Двойные согласные  -3 часа

Слова с двойными согласными.

120-121

74

Двойные согласные на стыке морфем.

122-123

75

Перенос слова с двойными согласными. Проверочная работа.

76

Имя существительное- 12часов

Слово и предложение.

2 ч 3-4

77

Имя существительное.

5-7

78

Имя существительное как часть речи обозначающее предмет.

7-8

79

Распознавание существительных отвечающих на вопросы Кто? Что?

8-9

80

Обобщение знаний об именах существительных. Словарный диктант.

10-11

81

 Большая буква в именах, отчествах, фамилиях.

12-13

82

 Большая буква в название кличек животных.

13-14

83

Большая буква в географических названиях.

14-15

84

Обощение знаний о написании имён собственных. Тест.

85

Р.Р.Изложениепо вопросам.

Упр249 ,16

86

Диктант по теме «Имя существительное»

87

Работа над ошибками Закрепление изученного.

88

Глагол- 8 часов

Глагол как часть речи- обозначающий действие предметов.

18-19

89

Глагол. Роль глагола в тексте.

20-21

90

Глаголы в единственном и множественном числе.

22-23

91

Изменение глаголов по временам.

24-25

92

Глаголы отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

26

93

Распространение сказуемого словами выражающее пространственные отношения. Проверочная работа.

94

Востановление деформированного текста по  картинкам и его продолжение.

Упр267

95

Диктант по теме «Глагол».

96

Имя прилагательное- 7 часов

Имя прилагательное как часть речи, обозначающая признак предмета.

29

97

Имена прилагательные в речи.

30

98

Единственное и множественное число имён прилагательных.

31-32

99

Распространение подлежащего.Словарный диктант.

33-35

100

Прилагательные антонимы.

33-34

101

Упражнение в написании имён прилагательных. Тест.

102

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

103

Предлог- 5часов

Предлог как слово. Роль предлогов в предложении.

36

104

Раздельное написание предлогов.

39

105

Единообразное написание предлогов.

40

106

Р.Р. Составление устного рассказа по картинке. Озаглавливание текста.

Упр.289

107

Речевой этикет. Слова благодарности. Тест.

42

108

Родственные (однокоренные) слова- 6часов

Родственные слова. Корень общая часть родственных слов.

43-44

109

 Корень общая часть родственных слов.

45-47

110

Корень слова

49-50

111

Закрепление изученного корень слова. Самостоятельная работа

112

Р.Р. Сочинение по картинке и опорным словам.

Упр.300

113

Диктант по теме «Предлог. Родственные слова.»

114

Безударные гласные в корне -5 часов

Гласные в слабой позиции. Проверочные слова.

53-54

115

Способы проверки безударного гласного в корне слова.

55-

116

Закрепление изученного проверка безударного гласного.Словарный диктант.

56-57

117

Упражнения в написании безударных гласных в корне.

57-58

118

 Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне»

119

Парные звонкие и глухие согласные в корне- 6 часов

 Парные звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их сильная и слабая позиция.

59-60

120

Проверка парных согласных в корне.

60-61

121

Орфограмма.

63

122

Р.Р. Изложение по опорным словам.

Упр.326,62

123

Контрольный диктант.

124

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

65

125

Предложение- 5 часов

Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения.

66

126

Связь слов в предложении.

67

127

Смысловая связь между предложениями в тексте.

68-69

128

Деление предложений на смысловые отрезки. Пауза.

70

129

Контрольная работа по теме «Предложение»

130

Повторение- 7 часа

Административная комплексная контрольная работа.

131

 Упражнения в написании безударных гласных в корне.

132

 Упражнения в написании парных согласных в корне.

133

Упражнения в написании парных согласных на конце слова.

134

Упражнения в написании однокоренных слов.

135

 Упражнения в написании слов с двойными согласными.

136

Закрепление изученного за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"

              Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку ...

рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович),  2016-17 уч. год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...

Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс

РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...