Урок русского языка "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ивашкеева Светлана Николаевна

Урок русского языка "Наречие" УМК "Школа России" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_narechie.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме

 «Наречие как часть речи»

 4 класс УМК «Школа России»  

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

  • учить находить наречие среди других частей речи;
  • учить выделять грамматические признаки наречий;
  • содействовать развитию умения употреблять наречие в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • находить наречия среди данных слов
  • анализировать грамматические признаки наречия
  • определять роль наречий в предложении и тексте.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения;
  • составлять план действий по решению проблемной ситуации;
  • проводить самооценку – соотносить с образцом.

Личностные:

  • адекватно реагировать на возникшие затруднения, находить выход из сложившейся ситуации.
  • - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
  • - (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
  • - (направленные на достижение предметных  результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы:

  • фронтальная
  • самостоятельная
  • групповая

Межпредметные связи: чтение, окружающий мир (составление плана действий)

Оборудование:  учебник «Русский язык»  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 4 класс, мультимедийный проектор, презентация «Наречие», карточки частей речи, Лист самооценки, тесты, Листы исследования для групповой работы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презен-

тация

1.

Мотивирование к учебной деятельности.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Какими должны быть вы, чтобы урок получился?

- А какой должна быть я на этом уроке?

- Отметьте смайлик своего настроения в листе самооценки.

Ответы учащихся.

Отмечают в Листах самооценки своё настроение.

Минутка чистописания.

- Чему учимся на уроках русского языка?

- Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединений.

- Напишите заглавную букву Ч в соединении со строчной ч.

- Характеристика буквы.

- На второй строчке напишите группы букв: чст рч иа еи.

- Составьте слова из этих букв. Напишите на третьей строчке.

Грамотно и красиво писать.

Чч

Буква ч обозначает согласный звук [ч]. Он глухой непарный, мягкий непарный. 

чст рч иа еи.

Части речи.

2.

Актуализация знаний.

- Что такое части речи?

- На какие две группы разделены  изученные части речи?

- Назовите служебные части речи.

- Выбери карточки на доске.

- Почему они так называются?

- Прочитайте слова:

от, и, не, в, а, но, за, ни, да

- К каким частям речи относятся эти слова?

1 ряд – выпишите только предлоги

2 ряд – союзы

3 ряд – частицы

- Какие части речи относятся к самостоятельным частям речи?

- Чем они отличаются от служебных?

Группы слов, которые объединены общими признаками.

Самостоятельные и  служебные.

Предлоги, союзы, частицы.

Служат для связи слов и частей предложения.

К служебным.

Ученик у доски соединяет стрелками слова с карточками.

Существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные.

Имеют лексическое значение,

морфологические признаки,

являются членами предложения.

3.

Выявление места и причины затруднения.

Словарная работа

- Составим таблицу изученных частей речи.

существительное

прилагательное

глагол

предмет

признак предмета

действие предмета

кто? что?

какой?

что делать?

Одуш/неодуш

Собств/нариц

род

род

время

число

число

род

падеж

падеж

число

лицо

подлежащее

дополнение

определение

сказуемое

- Сформулируйте правило к каждой части речи по таблице.

- Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

- Что общего у этих слов?

- Распределите слова на группы по частям речи.

Сев_р,  инт_ресный,  св_ркать,  с_годня,  ж_лать,  ж_лезо,  пр_красный.        

Работа в парах.

-У кого не было ошибок?

В листе самооценки поставьте значок.

- Какое слово вы не написали ни в один столбик? Почему?

- Мы знакомились кратко с этой частью речи в 3 классе. Кто помнит, как она называется? (ставлю карточку наречие)

3 ученика у доски выбирают магнитные карточки к каждой части речи.

Проговаривают правила.

Словарные. Во всех словах пропущена безударная гласная  е.

Сущ.       Прилаг.          Глагол

север      интересный      сверкать

железо   прекрасный        желать  

Взаимопроверка.

Отмечают в Листах самооценки знак.

Сегодня.

Оно не относится ни к одной части речи.

Наречие.

Слайд 2

Слайд 3

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

-Что предстоит нам узнать сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы.

  • Что такое наречие, что оно обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Как изменяется?
  • Каким членом предложения является?
  • Для чего используем эти слова в нашей речи?

- Так как  работа предстоит большая, предлагаю разделить её между вами. Как можно это сделать?

- Как называют людей, которые ищут информацию по проблеме, устанавливают факты, проводят опыты?

- Значит, вы будете исследователями.

Чтобы исследование прошло результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- Как нужно работать в группе, чтобы всё получилось?

- Выберите спикера в группе.

Формулируют вопросы, ориентируясь на таблицу.

Разделиться на группы.

Исследователи.

Работать сообща,  помогать друг другу, уважать мнение каждого, не перебивать.

Слайд 4

5.

Реализация построенного проекта.

Каждая группа получает «Лист исследования» и самостоятельно выполняет задания по нему, делает вывод.

Работают в группах.

Используют дополнительный материал  из Этимологического словаря, учебника.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Каждая группа выполняет  задания, чтобы ответить на один из вопросов по исследованию новой части речи.

- Представьте работу группы.

- Сформулируйте  правило, пользуясь составленной таблицей.

- Прочитайте правило в учебнике на с.74.

- Сравните вывод учебника с нашим выводом.

-Почему удалось нам быстро справиться с большой работой?

- Оцените свой вклад в работе группы (насколько ты оказался полезен группе).

Спикеры групп представляют результаты своей работы.

(ставят карточку в таблице на доске)

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы как? когда? где? зачем? откуда? почему? куда? Наречие не изменяется. В предложении является  второстепенным членом – обстоятельством.

Отмечают в Листах самооценки знак.

Слайды

5-15

Физкультминутка

Пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ...

-Какие слова по значению вы слышали в физкультминутке? Как они называются?

Антонимы.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Как распознать части речи?

- Назовите вопросы, на которые отвечают наречия.

- Прочитайте задание к упр.127 стр.74.

- Чему будем учиться?

- Запишите вопросы в 4 столбика.

- Выполните задание к упражнению.

Проверка.

- Оцените свою работу.

По вопросам и грамматическим признакам.

Ответы учащихся.

Правильно ставить вопросы к наречиям.

Самостоятельно выполняют упр.127 стр.74.

Отмечают в Листах самооценки знак.

Слайд

16

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Диагностика достижения планируемых результатов.

Тест

Проверка.

- Оцените свою работу.

Отмечают правильные ответы на индивидуальных карточках.

Ваня К. выполняет задание на компьютере.

Отмечают в Листах самооценки знак.

Слайды

17-18

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

Я знаю…

Я умею…

Я понимаю…

Я хотел бы узнать…

- Об этом мы обязательно узнаем на следующем уроке.

- В начале урока я спросила вас, каким вы хотели бы видеть этот урок?  Несколько ответов я записала: интересный, позитивный, познавательный, хороший, отличный.

Какими частями речи вы выразили свои ответы?

А теперь ответьте, КАК прошёл этот урок?

Какую часть речи вы использовали?

Отметьте смайлик своего настроения.

Я знаю, что такое  наречие…

Я понимаю, для чего нужны наречия …

Я умею находить наречие в предложении…

Я хотел бы узнать…

Прилагательными.

Ответы учащихся.

Наречие.

Отмечают в Листах самооценки своё настроение.

Слайд

19

Слайд

20

Домашнее задание

Дома найдите и выпишите 5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

Или выполните задание на карточках: заменить фразеологизм одним словом – наречием.

Записывают домашнее задание.

Слайд

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...