Русский язык. Работа над ошибками.
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс)

Коваленко Лариса Валериевна

Памятки для сформрованности навыков самостоятельной работы над ошибками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_rabota_nad_oshibkami.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                         

                       

                             

                                       

   

   

                                  РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Большая буква в начале предложения.

а) Выпиши предложение правильно.

       б) Подчеркни заглавную букву.

Делай так:   Выпал пушистый снег. Дети рады.

2. Пропуск (повтор) буквы.

а) Выпиши слово.

      б) Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так:  звонок, ученик

3. Пропуск (повтор) слога.

а) Раздели слово на слоги.

б) Обозначь гласные.

Делай так:  у-чи-тель – 3 слога

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

      Раздели слово на слоги для переноса.

      Делай так: оси –на

      Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на

      новую строку.

5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

      а) Подчеркни мягкий знак ( ь) и согласную перед ним.

      б) Запиши ещё три  слова на эту орфограмму.

      Делай так:  ель - тень, пень, коньки

6. Гласные после шипящих.

     а) Выпиши слово правильно.

     б) Придумай и запиши ещё три слова на эту орфограмму.

    Делай так: малыши – ежи, шина, животное

7. Сочетание чк, чн, нщ, щн.

     а) Выпиши слово правильно.

     б) Подчеркни сочетание.

     в) Запиши ещё три слова на эту орфограмму.

     Например: дочка – речка, удочка, ночка

8. Ударение.

     а) Выпиши слова.  

     б) оставь в них правильно знак ударения.

     Например: алфавит, азбука, портфель

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

    а) Выпиши слово.

    б) Поставь ударение.

    в) Выдели корень.

    г)  В корне  подчеркни безударную гласную.

    д) Подбери проверочное слово и запиши рядом.

    Делай так:  сады – сад

                       волна – волны

                       червивый – червь

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

      а) Выпиши слово. Запомни, как оно пишется.

      б) Обозначь ударение, подчеркни гласную.

      в) Запиши два однокоренных слова.

       Например: ягода – словарное слово,, ягодка, ягодный

11. Парные звонкие и глухие согласные.

      а) Запиши слово, в котором допущена ошибка правильно.

      б) Проверь согласную.

      Делай так: мороз – морозы

                        ягодка – ягода

12. Большая буква в имени собственном.

      а) Выпиши слово правильно.

      б) Запиши ещё три слова  на эту  орфограмму.

       Делай так: Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск

13. Разделительный мягкий знак.

      а) Выпиши слово правильно, запиши три слова на эту орфограмму.

      б) Подчеркни мягкий знак ( ь) и гласную букву.

      Делай так: вьюга - листья, соловьи, вьют

      Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными    

      буквами е, ё, и, ю, я.

14. Двойные согласные в корне.

      а) Выпиши слово правильно.

      б) Раздели слово для переноса.

      в) Запиши ещё два однокоренных слова.

      г) Подчеркни двойную согласную.

      Делай так: группа - груп-па, групповой, подгруппа

15. Знаки препинания в конце предложения.

      а) Выпиши предложение правильно.

      б) Придумай своё или найди в  учебнике предложение с таким же знаком и запиши.        

      в) Подчеркни  знак.

      Делай так: Ты любишь  отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?

16. Состав слова.

      а) Выпиши слово.

      б) Разбери его по составу.

      в) Запиши 1 - 2 однокоренных слова.

      Делай так: поездка- ездок, ездить

17. Гласные и согласные в приставках.

      а) Выпиши слово правильно.

      б) Выдели в нём приставку.

      в) Запиши ещё два слова с этой же приставкой.

      Делай так:  побежали – полетели, потянули, посмотрели

                         отнёс – отбежал, отлетел, отметил

18. Правописание приставки со словом.

      а) Выпиши слово.

      б) Выдели приставку.

      в) Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

       Например: заехал – уехал, переехал, доехал

       Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется  слитно со словом.

19. Правописание предлога со словом.

      а) Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.

      б) Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

      Делай так: к_берегу- к ( какому?) берегу, к ( крутому) берегу

      Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом.

                         У глаголов нет предлогов.

      Например: Лодка отплыла от берега.

20. Разделительный твёрдый знак ( ъ).

      а) Выпиши  слово правильно.

     б) Запиши  ещё три слова   с  этой  орфограммой.

     в) Выдели приставку.

     г) Подчеркни гласную.

      Например: съезд – объявление, объём, съёмка

      Запомни! Разделительный твёрдый знак ( ъ) пишется только после приставок, которые

      оканчиваются на согласную, перед   гласными буквами е, ё, ю, я.

21. Непроизносимые согласные в корне слова.

      а) Прочитай слово. Подбери к нему несколько  однокоренных слов.

      б) Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную.

      В) Обозначь орфограмму.

      Делай так:  звёздный – звезда, звёздочка

                         честный – честь

22. Соединительные гласные в сложных словах ( о, е ).

      а) Выпиши слово правильно.

      б) Выдели корни.

      в) Подчеркни гласную.

      г) Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.

      Делай так:  водовоз, самолёт

23. Предлог с местоимением.

      а) Выпиши из предложения местоимения с предлогом.

      б) Запиши ещё три  примера на эту орфограмму.

      Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся

      отдельно.

24. Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных.

      а) Выпиши из предложения существительное.

      б) Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное.    

      в) Обозначь орфограмму.

     Делай так:  в доме ( каком?) новом

     Запомни! У слов - вопросов всегда ударные окончания.

25. НЕ с глаголом.

       а) Выпиши глагол с не .

       б) Запиши ещё три слова на это правило.

       в) Подчеркни орфограмму.

       Делай так:  не_пришёл, не_ выучил, не_знал

26. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.

       а) Задай вопрос к глаголу.

       б) Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму.

       в) Запиши ещё три слова на это правило.

      Делай так:  (что делать?) шить, замечать, гулять, смотреть

27. Разбор предложения.

       а) Выпиши предложение.

       б) Подчеркни главные члены.

       в) Обозначь части речи.

       г) Выпиши слова парами с вопросами (словосочетания).

      Делай так:    Седые облака плывут к облакам.  ( Повеств., невоскл., рапр.)

       туманы ( какие?) седые; плывут ( куда? к чему?) к облакам;

28. Однородные члены предложения.

       а) Выпиши предложение.

       б) Обозначь однородные члены и слово, от  которого они зависят.

       в) Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания  и союзах  между однородными членами.

      г) Выполни схему предложения.

      Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

   29. Сложное предложение.

      а) Выпиши правильно.

      б) Подчеркни грамматические основы.

      в) Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

      Например:   В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.

30. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

      а) Выпиши существительное.

      б) Поставь его в начальную форму.

      в) Определи тип склонения.

      г) Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши  пример.

       Делай так:  на опушке ( на земле, 1 скл.),

                          на полянке ( на земле. 1 скл.)

                          у  речки ( у земли, 1 скл.)

31. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

      а) Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.

      б) Поставь к прилагательному вопрос от существительного.

      в) Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.

      г) Выдели окончание прилагательного.

      Делай так: к лесу ( какому?)  дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.

32. Предлог с местоимением.

      а) Выпиши из предложения местоимение с предлогом.

      б) Запиши ещё два примера на эту орфограмму.

      Делай так:  у  нас, ко  мне, с  тобой

      Запомни!  Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся

      отдельно.

33. Мягкий знак  ь на конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени.

      а) Выпиши глагол правильно.

      б) Запиши ещё три глагола на эту  орфограмму.

     Делай так:  пишешь, решаешь, читаешь, рисуешь ( наст. вр., 2 –го лица, ед. ч.)

     Запомни! На конце глаголов 2 – го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).

34. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

       а) Выпиши глагол правильно.

       б) Поставь ударение.

       в) Поставь глагол в начальную ( неопределённую) форму.

       г) Посмотри на гласную перед  -ть. 

       д) Определи спряжение глагола и гласную, которую  следует писать в окончании

       глагола единственного и множественного числа.

      Делай так:  пишет – писать, глаг., 1 спр., ( - е, - ут, - ют)

                          ставит – ставить, глаг., 2 спр., ( - и, - ат, - ят) 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками".

Перечень орфограмм,изучаемых в начальной школе....

Памятки по русскому языку. Работа над ошибками.

Памятки по русскому языку для 1-4 классов....

Урок русского языка "работа над ошибками. Обобщение знаний о предлоге. П\Р. "Проверь себя"

Обобщение знаний о предлоге, распознавание имён существительных , оценка своих достижений....

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками"

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками"...

Памятка по русскому языку (работа над ошибками).

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в 3 - 4 классе....

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками"

Памятка по работе над ошибками в начальной школе....

Учебно-методическое пособие по русскому языку "Работа над ошибками". Памятка для ученика начальной школы.

Работа над ошибками- важнейшее звено в системе обучения. Приёмы работы с "Памяткой" на уроках русского языка. Памятка для учащихся....