«Лексическое значение слова. Части речи». 3 класс. Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мошникова Наталия Руслановна

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" . Урок закрепления и обобщения знаний с использованием приемов социо-игровой педагогики. На уроке используется приём "Эстафета". Работа идёт в группах сменного состава.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip1.28 МБ
Файл rebus_estafeta.docx452.82 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение и закрепление изученного «Лексическое значение слова. Части речи»

Эстафета на уроке

Цели урока: повторить и обобщить знания учащихся о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе).

УУД:

Предметные:

  • совершенствовать умение правильно определять и употреблять части речи, отрабатывать умение отличать одну часть речи от другой, находить главные и второстепенные члены предложения.

Метапредметные:

  • - развивать умение извлекать информацию из разных источников: словари, карточки, презентация
  • - Выявлять сущность, особенности объектов и на основе анализа делать выводы;
  • Обобщать и классифицировать по общим признакам;
  • - Формировать умение работать в парах и группах, а также умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

Личностные:

  • - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этап                              

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                     

Что подготовить

1

Организационный момент

Раздать карточки (сюжетная картинка)

Сложить сюжетную картинку и наклеить на картон.

Деление на группы

Картинки разрезать на 4 части

2

Приветствие

Начнем урок с приветствия, а помогут нам в этом наши руки. Приготовили правую руку и здороваемся с соседом так:

Показать наглядно

Желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Подготовить стаканчики с ручками, карандашами и линейками.

3

Правила работы в группе

Я надеюсь, что успех нам будет способствовать на уроке. А чтобы все получилось, нужно вспомнить правила работы в группах.

Показать слайд и обозначить жестами.

Объясняют жесты

        Слайд 1

4

Расчет в группе

А теперь проведите расчёт в группе. Выберите, кто будет первым, вторым …..

Даю вам на это 30 с.

Отсчёт секунд (руки)

Расчёт по порядку в группе.

5

Разминка

Давайте проверим, как у вас это получилось.  Для этого я показываю порядок разминки для групп. Ваша задача по порядку встать, хлопнуть в ладоши и сесть, следующий встает сразу же после того, как сядет предыдущий номер.

Выполняют разминку-проверку

Образец на 1 группе

6

Актуализация знаний

Первые посыльные идут ко мне за заданием, которое они потом объяснят своей группе.

Выдать ребус.

1 посыльный: отгадать слово и записать на листе маркером крупно.

Сделать вопросительные знаки на группу

Что означает слово эстафета? Где найти точное значение слова?

Выбирают нужный словарь

На столе несколько словарей. Словарь толковый, антонимов, синонимов, омонимов...

Разложить словари

                                              Проверка

Сколько значений имеет слово? Как называются такие   слова?

Подводит итог.

Назвать значения.

Такие слова называются многозначными.

Слайд 2

Спросить 1 группу

Активизирует знания учащихся.

Какое отношение к уроку русского языка имеет слово «эстафета?

Попробуем воспользоваться эстафетой на нашем уроке.

Выдвигают гипотезы.

7

Эстафета

А сейчас 2 посыльные идут ко мне за следующим заданием.

Каждой команде выдаётся карточка с указанием изученной части речи (прилагательное, сущ, глагол, местоимение, числительное, предлог).

2 ученик - к учителю. Задача : выбрать только слова нужной части речи и наклеить карточки на выданный лист.

Эстафета

Подготовить листы картона с названием части речи, разложить слова разных частей речи на последнем столе и свободных партах

Проверка

Организует проверку

Называют ответы по цепочке(1- 4) группы отвечают в указанном порядке

 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Вопрос: О чём сегодня будем говорить на уроке?

Отвечают на вопрос: Части речи

8

Обобщение и систематизация знаний:

1.Составление рассказа о части речи (теория)

Подготовьте рассказ о части речи.

План

1.Как называется!

2.Что обозначает?

3.На какие вопросы отвечает?

4.Каким членом предложения является?

Выдает задание.

Задача: составить рассказ о части речи.

Дети составляют рассказ.

Карточки с планом рассказа на обратной стороне листа

Проверка

Организует проверку работы по цепочке (указывает порядок выступления групп)

Отвечают по цепочке в указанном порядке.

Остальные хлопают в ладоши при правильном ответе.

2.Составление словосочетаний (прил. + сущ.)

Эстафета

Объясняет задание фронтально.

Слова какой части речи записаны на доске? С какой частью речи они чаще всего связаны?

Сейчас мы снова проведем эстафету.

Образец работы вместе с 1 номерами, далее сами.

Показывает образец записи на листе А4 (прикрепить на марк.доску)

Ученики каждой группы (по одному от группы) выходят к доске, стирают прилагательное (запоминают), находят в списке (на двери класса) подходящее словарное слово и «несут» словосочетание в группу. В группе это словосочетание записывают. Обозначают главное и зависимое слово (образец на слайде).

На доске за-писаны прилагатель-ные, на двери класса таблички со словарными словами.

На доске записать прилагательные, на двери класса прикрепить таблички со словарными словами.

Образец на маркерной доске.

Запись в тетрадь

Проверка структуры

Выберите карточку, на которой указана структура записанных вами словосочетаний. Слово какой части речи главное?

Выбирают карточку, показывают номер правильного ответа(1)

1.        прил. + сущ.

2.        сущ.+сущ.

3.        глаг.+ сущ.

Поменять место в классе

Подготовить карточки

9

Применение знаний и умений в новой ситуации

А теперь сложное задание, но я уверена, что вы справитесь, если будете работать дружно. Ко мне подходят 1 посыльные.

Выдаются карточки, на которых КАРАНДАШОМ записаны предложения.

Организовать смену групп.

А теперь придумайте предложения по схемам на листочке. В этом вам могут помочь картинки, собранные перед уроком.

Учитель консультирует и проверяет группы.

Первый  ученик - к учителю.

Задача детей: подчеркнуть ГЧП и подписать части речи РУЧКОЙ.

Далее стереть предложение.

Смена групп.

Задача придумать предложение по схеме и указанным частям речи и записать КАРАНДАШОМ.

Синтаксический                                  разбор НАОБОРОТ!

Смену групп провести несколько раз в зависимости от времени

Подготовить листочки с предложениями

10

Творческое применение полученных знаний

Давайте посмотрим на  картинки, которые вы собрали в начале урока и придумаем существительные, глаголы, прилагательные и т.д..

Работают по сюжетной картинке, собранной в начале урока.

Придумать несколько глаголов (сущ., прил., числ. по картинке).

Организовать проверку, следуя указанному порядку групп.

Проверка по цепочке

11

Рефлексия деятельности (итог урока)

 

Организует рефлексию.

Используя прилагательные, напишите на маркерной доске, какой сегодня был урок?

Что мы сегодня делали на уроке? (используем глаголы)

Какую тему повторяли? (используем сущ.)

Какую оценку поставили бы себе? (используем числ.)

Кто молодцы? (используем местоимение)

???

Придумывают и называют слова

Самоанализ

Цели урока: повторить и обобщить знания учащихся о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе). Этот урок проводится во 2 день после 2-недельных каникул.

УУД:

Предметные:

  • совершенствовать умение правильно определять и употреблять части речи, отрабатывать умение отличать одну часть речи от другой, находить главные и второстепенные члены предложения.

Метапредметные:

  • - развивать умение извлекать информацию из разных источников: словари, карточки, презентация
  • - Выявлять сущность, особенности объектов и на основе анализа делать выводы;
  • Обобщать и классифицировать по общим признакам;
  • - Формировать умение работать в парах и группах, а также умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

Личностные:

  • - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Выбор формат работа в группе-  для более активного включения учащихся в работу.

Учащиеся были активны. Материал урока некоторыми детьми усвоен частично, Основная часть детей смогли применить полученные знания при закреплении материала. На уроках я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания до подведения итогов.

Прием «эстафета» используется по нескольким причинам:

  1. Дети двигаются
  2. Учатся сотрудничать
  3. Интерес к выполнению задания
  4. Умение быстро ориентироваться в обстановке

Эстафета для меня – это ритм, успеть вовремя, движение, она оживляет урок и делает ребят более собранными и мобилизованными, тренирует память, внимание, ускоряется скорость принятия решений, учит работать сообща, понимать, что успех зависит от всей команды.

Запись урока была начата в тот момент, когда дети уже распределились на группы. Выбор участников групп был случаен. Дети должны были объединиться, сложив картинку.

Далее было организовано приветствие детей, используя игру и тактильное общение. Осознание того, что они команда и работать нужно сообща.

Ребята искали значение слова «Эстафета» в словариках. Тут мы использовали применение знаний в новой ситуации, так как ранее дети работали с конкретным словарём по теме урока и только в учебнике. На уроке им предложено было выбрать нужный словарь и найти значение слова в настоящем толковом словаре.

Используя посыльных я не даю задание сама и не жду, пока все дети услышат меня. Задание дается только одному представителю от группы. Обычно за урок ребята могут быть посыльными несколько раз в зависимости от темы урока и сложности заданий. И далее задание в группу приносит уже ученик. Его задача не забыть задание и объяснить ребятам. То есть посыльный выступает в роли учителя в данный момент. При работе групп учитель только консультирует ребят при необходимости.

Было проведено 2 эстафеты:

В первой ребята должны были найти слова нужной части речи и принести в группу. Группа же могла оценить правильность выбора.

Во 2 эстафете работа была более самостоятельной, так как участник группы должен был запомнить прилагательное, соотнести его с подходящим существительным и принести его в группу. При выполнении этого задания шла тренировка памяти.

Ребята работают активно, весело и без учительского указания «А теперь ты делай, ты говори»

Высказывания по эстафете: каждый должен встать самостоятельно без указания учителя и сесть также, а следующий встанет тот, о ком договорились. Таким образом, дети сами внимательно следят друг за другом, не отвлекаются, работают сообща.

В задании «Синтаксический разбор наоборот» кроме повторения частей речи шла работа над синтаксисом в новых условиях. Задание было достаточно сложным. Помочь в составлении предложений могли картинки, собранные в начале урока. Соответственно, ребята работали и над развитием речи.  

И опять шла смена групп=движение.

Итог урока провели в игровой форме, используя творческое задание: ответить на вопросы, используя разные части речи.



Предварительный просмотр:

 Э https://icon2.cleanpng.com/20181205/qtj/kisspng-table-drawing-animation-image-furniture-dresser-clipart-furnature-15-clip-arts-for-free-5c089a2859e170.4895108515440676243682.jpg    https://miro.medium.com/max/2400/1*NNyfluUs5vfPtA6tfwjAmg.png         https://miro.medium.com/max/2400/1*NNyfluUs5vfPtA6tfwjAmg.png

Эhttps://icon2.cleanpng.com/20181205/qtj/kisspng-table-drawing-animation-image-furniture-dresser-clipart-furnature-15-clip-arts-for-free-5c089a2859e170.4895108515440676243682.jpg  https://miro.medium.com/max/2400/1*NNyfluUs5vfPtA6tfwjAmg.png                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическое значение слова во 2 классе. (Интегрированный урок)

Материал данного урока знакомит детей с лексическим значением слов, развивает умение объяснять  слова самостоятельно, учит находить лексическое значение слов в словарях ( школьных и С. И. Ожегова...

Тест по русскому языку для 2 класса " Части речи" УМК "Школа России"

Тест  является проверочной работой в конце изученной темы " Части речи"...

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Конспект открытого урока по русскому языку по теме:" Распознавание частей речи" (Программа "Школа России", 3 класс)

Урок рефлексии Тема: « Распознавание частей речи»Цель: Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.Задачи:Обучающие: Развивать умение различать части реч...

конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси

конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси...

Конспект урока по теме "Местоимение (личное) как часть речи его значение, употребление в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложенииПланируемые результаты: Предметные:- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...