Тема: «Н. М Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина»»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)


Данный конспект содержит все этапы урока по теме: Н. М Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина»

 

Дидактическая цель: способствовать знакомству детей со стихотворениями «Берёзы» и «Тихая моя Родина»;  формировать умение анализировать лирические стихотворения.

 


 

                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Конспект урока литературного чтения,

проведенного 2.04.2019 г. в 4 «Г» классе  

обучающейся 31 группы

Медведевой Маргариты Николаевны

Тема: «Н. М Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина»»

Учитель    _________________ / Колтыкова Е. А/                          

Методист __________________/ Быкова О.В./                          

Оценка      _____________

2019

Тема: Н. М Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина»

Дидактическая цель: способствовать знакомству детей со стихотворениями «Берёзы» и «Тихая моя Родина»;  формировать умение анализировать лирические стихотворения.

Планируемые результаты:

Предметные:  научатся прогнозировать содержание произведения; узнавать  художественные  приёмы.

Метапредметные:

Регулятивные:  научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; уметь работать коллективно  по составленному алгоритму действия.

Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  информацию, полученную на уроке; делать выводы о результатах совместной работы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; выполнять исполнителя.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; сохранять мотивацию к учёбе; выражать положительное отношение к процессу познания.

Материально-техническое обеспечение: наглядный материал, презентация, компьютер, доска, учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мобилизующая часть

1) Приветствие

- Добрый день, ребята.

Смолкли шаги в коридоре,

Урок нам пора начинать.

Поэзии тонкие струны

Будут сегодня звучать.

Приветствуют учителя.

II. Проверка домашнего задания

1) Беседа

- О каком писателе мы говорили на прошлом уроке? ( о Н. А. Заболоцком)    

- Вспомним,  какие произведения Заболоцкого вы знаете? («Детство», «Лебедь в зоопарке)

1) Чтение стихотворений наизусть

- А теперь давайте проверим, как вы подготовили дома выразительное чтение стихотворения Н.А Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»

Выразительное чтение  стихотворения  – «Лебедь в зоопарке».

III. Определение темы и целей урока

1) Беседа

- Обратите внимание на слайд и скажите, с какими авторами вы уже знакомы?

- А сегодня мы познакомимся с еще одним выдающимся русским писателем Николаем Михайловичем Рубцовым.

- Я предлагаю вам познакомиться с картиной Левитана «Берёзовая роща».

- Как вы  думаете, о чем сегодня пойдет речь? (о березе)

- Да, березка – это милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины, ее издавна считают символом России. Воспета она в музыке, живописи и конечно, поэзии.

- Что вы видите на картине?

-Как вы думаете, нравится ли картина автору?

- Да, я согласна, художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой русской природы и русской березы.

С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

- Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок с помощью слов помощников

Я познакомлюсь…

Я узнаю…

Я буду уметь…

(Познакомиться со стихотворением «Березы», проанализировать стихотворение, развивать навык выразительного чтения)

IV. Подготовка к восприятию текста

1) Беседа

- Какие стихи о березе вы помните? Тогда я вам помогу (отрывок стихотворения на слайде)

-Да, ребята, береза вдохновила на творчество, не только художников и музыкантов, но и простого  мальчишку, ставшего впоследствии известным русским поэтом Николая Михайловича Рубцова. (Фото Николая Рубцова)

2) Справка о истории создания стихотворения

-Простой деревенский мальчишка, воспитывавшийся в детском доме в трудное послевоенное время. Яркими впечатлениями, которые запали в душу маленького Николая, были простые русские березки под его окном. И даже через много лет эти воспоминания его не оставили. Береза у Рубцова – символ связи времен, символ родного дома. Так и появилось стихотворение  «Березы».

3) Словесное рисование

- Ребята, закройте глаза, расслабьтесь и на минуточку представьте, что вы в лесу, вокруг шелестят кроны деревьев, шумит от тихого ветерка зеленая трава. А сколько цветов! Цветы, ах, как они пахнут, вдохните и почувствуйте их аромат. Чувствуете, какой легкий, приятный запах. А небо, оно такое голубое, голубое. А на нём солнышко протягивает к вам свои лучи и нежно касается вашей кожи, чувствуете, как они коснулись вашего лица, рук. А, теперь прислушайтесь, слышите, как поют птицы? Они поют о весне, о лете, о теплых и сказочно красивых краях.

- Что представили…?

-Ну, вот мы, побывали в воображаемом лесу, и наступило время поэзии.

Участвуют в беседе, знакомятся с историей создания стихотворения.

V. Первичное восприятие текста

1) Прослушивание аудиозаписи

- Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

Чтение стихотворения диктором.

Слушают аудиозапись стихотворения «Березы»

VI. Эмоционально – оценочная беседа

1) Беседа

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

- Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают различные точки зрения.)

Воспользуйтесь « Словарем настроений»

На доске « Словарь настроений»

Весёлое

Чудесное

Грустное

Мечтательное

Радостное

Спокойное

Восторженное

Тоскливое

Шутливое

Бодрое

Тревожное

Задумчивое

- Какое же настроения испытывает герой Рубцова? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.

2) Словарная работа

- Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?

- Оград, проза,  невольно.

- Кто может объяснить значение этих слов?

- Давайте обратимся к слайду презентации и узнаем значение данных слов. ( Ограда - стена, забор, решетка: то, чем огорожено или отгорожено что-нибудь.  Проза – это  устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи.  Невольно - непроизвольно, безотчетно, бессознательно, инстинктивно, машинально, механически. )

3) Физультминутка
На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Раз - вперёд наклонимся.
Два - назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать?
(Приседания.)
На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)
И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)

Отвечают на вопросы учителя.

VII. Повторное чтение и языковой анализ

1) Чтение про себя

- Прочитайте стихотворение про себя и определите, какие темы затронуты в данном стихотворении?

2) Беседа - Только ли тема березы затронута в стихотворении?

- Тема Родины. Найдите слова в тексте.

- Тема детства. Найдите в тексте.

- Тема гибели отца.  Найдите в тексте.

- А при помощи чего автор сумел передать красоту родной природы? ( При помощи слов).

- А какие слова украшают это стихотворение?

(Эпитеты - на слайде, олицетворения – на слайде,

сравнения – на слайде)

- Так какие воспоминания  пробуждают березы? (вспоминает детство, берёзу над могилой матери, гибель отца на войне)

- Почему при виде берез у поэта набегают слезы? Как поэт сам отвечает на этот вопрос?  (с первых лет я с ними жил и рос)

Участвуют в анализе стихотворения, читают стихотворение.

VIII. Первичное восприятие текста

1) Прослушивание аудиозаписи

- Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Рубцова «Тихая моя Родина»

(Звучит песня в исполнении Геннадия Заволокина на стихи Николая Рубцова "Тихая моя родина")

Слушают аудиозапись стихотворения «Тихая моя Родина»

IX. Эмоционально – оценочная беседа

1) Беседа

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

- Какое настроение хотел передать поэт? (печаль от встречи с изменившимися родными местами.)

Отвечают на вопросы учителя.

X. Повторное чтение и языковой анализ

1) Чтение стихотворения про себя

-  Для того, чтобы подробнее познакомиться с этим стихотворением, откройте учебники на 109 странице, ваша задача прочитать стихотворение вполголоса, чтобы не мешать, друг другу, и выделить в тексте слова, которые вам будут непонятны.

2) Языковой анализ

- Ребята, какие слова были для вас непонятны?

Погост - кладбище, обычно сельское (в старину - церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем)

Обо́з- вереница повозок, саней и тому подобное, перевозящих какие-либо грузы или людей.

Обитель - то же, что монастырь.

- Какова тема этого стихотворения? (Возвращение на родину).
- Какие чувства испытывает лирический герой? (Тихая грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной).
- Какие картины детства встают перед глазами поэта?
- Какое значение имеет повторение слова «тихий»? (Здесь всё просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края пусть тиха и неприметна, но неповторима).
- Подумайте, что ещё постоянно возвращает поэта к родным местам? (Память о матери. К ней он обращается во многих своих стихотворениях, называя ласково «матушка», «маменька»).

- Какие средства выразительности использует автор? (эпитеты: «тихая», «тихо ответили», «зелёный простор»; олицетворение: «Речка … Будет бежать и бежать»; сравнение: «Словно ворона весёлая»)

- Для чего он их использует? (Для передачи настроения героя и для описания его малой родины)

- В учебнике дана иллюстрация к данному стихотворения, я предлагаю вам найти строки из стихотворения, к которым нарисована данная иллюстрация.

Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

XI. Выразительное чтение

1) Конкурс «Лучший чтец»

- Поэтическое слово эмоционально, выразительно и наша задача – научиться читать эти стихотворения так, чтобы передать душевное состояние.

- От чьего имени написаны эти произведение?

- Да, ребята, это грустный рассказ лирического героя о себе.

- Как мы должны читать эти стихотворения?  (Плавно, мелодично)

- А почему оно плавно и мелодично? (Потому что использованы рифмы).

- А что такое рифма?

- Назовите рифмующиеся слова  в произведении «Берёзы».

- Сейчас мы устроим конкурс на лучшего чтеца, только вы должны помнить правила чтения стихотворения и соблюдать их. Остальные ребята оценивают выступающего и выбирают победителя.

 - Вспомним алгоритм выразительного чтения:

 1)  проставь паузы;

 2)  подчеркни слова, которые нужно выделить голосом при чтении;

3) читай не торопясь, соблюдай паузы, вдумывайся в то, что читаешь. 

(Выразительное чтение 5 учащихся.)

- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось наиболее точно передать настроение главного героя?

Участвуют в конкурсе на лучшего чтеца.

X. Итог урока

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Вспомним , какие цели ставили? 

1. Познакомиться со стихотворением.

2. Проанализировать.

3. Научиться читать выразительно.

- Достигли поставленных целей? Докажи.

- С какими стихотворениями познакомились?

- Кто автор?

- Стихотворения Рубцова затронули самые сокровенные струны моего сердца. Приложите свою ладошку на грудь, послушайте… А вашего?

Отвечают на вопросы учителя

XI. Задание на дом

- Выучите наизусть стихотворение Рубцова «Берёзы» или «Тихая моя Родина» по выбору

Записывают домашнее задание

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Н.м. Рубцов " Тихая моя Родина"

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по стихотворению Николая Михайловича Рубцова " Тихая моя Родина" На уроке конкретно рассмотрели понятие "РОДИНА", " МАЛАЯ РОДИНА"....

Проект урока по литературному чтению " Н.М. Рубцов " Тихая моя Родина"

Проект урока по литературному чтению " Н.М. Рубцов " Тихая моя Родина"...

Конспект урока литературного чтения в 4 «В» классе на тему: «СТИХИ О РОДИНЕ. Н. М. РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Педагог: Леванова Юлия АлексеевнаТип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для  формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Ти...

Урок литературного чтения Тема: Н.М.Рубцов «Тихая моя родина»

Цель урока: Познакомить учащихся с миром поэзии Н. М.Рубцова, достичь глубины понимания текста и авторской позиции....

Урок литературного чтения Тема: Н.М.Рубцов «Тихая моя родина»

Цель урока: Познакомить учащихся с миром поэзии Н. М.Рубцова, достичь глубины понимания текста и авторской позиции....

Конспект урока литературного чтения по теме: «Н. М Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина»»

В данном материале представлен конспект урока литературного чтения по теме: «Н. М Рубцов «Берёзы», «Тихая моя Родина»»...

Урок литературного чтения в 4 классе "Н. М. Рубцов «Тихая моя Родина». ""

- развитие умения анализировать произведение;- учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в произведении;- учить детей видеть красоту русской природы;- развивать н...