Урок 44. Ударение. Ударный слог.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Соболев Даниил Владимирович

Урок русского языка во 2 классе к УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_44._udarenie._udarnyy_slog.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Ударение. Ударный слог. (2 класс)

Место урока в разделе

Ударение. Ударный слог.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Формирование умения ставить ударение.

Задачи урока

Показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; развивать устную речь детей при составлении предложений;  воспитывать культуру речи и поведения детей.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать определение понятия ударение, ударный и безударный слог.

Уметь определять ударение в слове, различать ударные и безударные слоги.

Определять постановку ударения на примере слов-омографов.

Различать букву, которая обозначает ударный слог.

Познавательные УУД

П1- правильно формулировать изучаемые понятия; П2- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.

Регулятивные УУД

Р1 - умение определять и формулировать тему урока, высказывать своё мнение; Р2- оценивать правильность выполнения действий на уроке; Р3- планировать и регулировать деятельность.

Коммуникативные УУД

К1- соблюдать правила культуры общения, проявлять интерес к общению; К2- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; К3- анализировать работу

Л1- учиться чувствовать красоту и выразительность речи; Л2- приобщаться к формированию социально-ориентированного взгляда на мир; Л3- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Л4- проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь; Л5- ценностное отношение к здоровому образу жизни; Л6- учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Климанова, Бабушкина. Русский язык. 2 класс. Учебник, рабочая тетрадь.

Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах/ Ушаков Н.Н. – М.: Просвещение, 1971.

учебник: Климанова, Бабушкина. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч.  – М: Просвещение, 2020 г., компьютер, проектор.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Организация пространства

Классно – урочная система.

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный момент (2 мин)

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу;

- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Мы за парты дружно сели и на доску посмотрели.

-Ребята, проверьте свое рабочее место. На парте у вас должен лежать учебник, пенал, тетрадь.

Беседа (фронтальная)

Подготовка к уроку, создание положительного настроя к учебной деятельности

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

2

Актуализация знаний (5 мин.)

Организовать актуализацию умений составлять слоги в слово, умение точно выражать свою мысль;

1. Минутка чистописания.

И

И

Ии

- Что можете сказать об этом звуке?

2. Словарная работа.

-Если наступил на ножку,

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори : «Простите»

Или лучше «Извините».

Извините (записывается на доске)

- Запишите слово Извините в своих словариках, подчеркните орфограммы.

-Сколько в слове слогов?

-Какой слог ударный?

-Составьте предложение с этим словом.

-Давайте запишем его в тетрадях, а слово извините поделим на слоги.

Из-ви-ни-те, я опоздал на урок!

Беседа/самостоятельная работа (фронтальная/индивидуальная)

Подготовка к изучению нового материала.

Прописывают в тетради

-Это гласный звук, делает согласный мягким.

Записывают в тетрадях

- Из-ви-ни-те (4 слога)

- Ударный 3 слог

- Извините, я опоздал на урок!

Записывают предложение в тетрадях.

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

3

Формулирование темы урока, постановка цели

(5 мин.)

Подвести обучающихся к постановке темы и цели урока. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность

–Спишите предложение.

КОЛЯ НАРИСОВАЛ ЗАМОК.

- К какому рисунку подходит эта запись?

- Составьте в парах предложение, чтобы было понятно о каком предмете идет речь.

-Почему сейчас стало понятно, о каком предмете идет речь?

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить?

-Какая цель будет у нашего урока?

Беседа(фронтальная) Выявление основной проблемы урока.

Записывают предложение.

-Оба рисунка могут быть правильным ответом, все зависит от ударения.

Составляют предложение, записывают

- Построили предложение, где раскрывается значение слова и от постановки ударения.

- об ударении.

- Научиться ставить правильное ударение

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4

Открытие новых знаний (10 мин.)

Определить новые знания, смысл изученного. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность.

 -Внимание!(ударяю в колокольчик). Что вы услышали?

-Почему бколокольчик зазвучал?

-А сейчас одинаковый ли звук от удара? (ударяю послабее, сильнее-слабее)

-Почему? От чего зависит сила звука?

 –Ударить можно не только в колокольчик, но и «ударить» можно голосом.

- Как вы это понимаете?

-Попробуем в слове замок и замок выделить ударный слог.

-Что сначала сделаем?

-Потом выделим ударный слог?

-Сделайте выводы, что же такое ударение и ударный слог?

Ребята, ударение прислало нам письмо:

«Дорогие ребята! Я хочу, чтобы вы никогда не забывали обо мне, поэтому хочу раскрыть секрет.

Меня можно писать косой черточкой сверху вниз. Тогда я становлюсь похожим на тонкую ручку волшебного молотка. Я словно бью по ударному слогу молоточком и прошу: «Произнесите ударный слог сильнее, громче!»

А еще меня можно писать наоборот. Вести черточку снизу вверх. Как бы вытягивать ударный слог из слова. Я будто прошу:

«Тяните ударный слог в слове, выделяйте его голосом».

Вообще-то, ребята, пишите меня, как хотите. Хоть как молоток, хоть как дождик. Только никогда обо мне не забывайте. Я ведь не простая черточка, а почти волшебная.

Ваш друг- Знак Ударения.»

- Ребята, какими способами мы можем писать знак ударения?

- А где ставится знак ударения?

Беседа

(фронтальная)

Создание проблемной ситуации.

- звон колокольчика

- был удар

- Нет, звук был то тише, то громче.

- Сила звука зависит от силы удара.

- Выделить силой голоса.

-  разделим на слоги

- Да, поставим знак ударения.

- Ударение – это выделение голосом ударной гласной. А ударный слог – это слог, в котором содержится ударная гласная.

Внимательно слушают послание.

- Мы можем писать черту сверху-вниз, а можем и снизу-вверх.

- Знак ударения ставится над ударной гласной.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий

5

Физкультминутка

(3 мин.)

Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Показывает физкультминутку:

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)

Физкультминутка (фронтальная)

Выполняют физкультминутку.

Устанавливать причинно-следственные связи;

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

6

Закрепление полученных знаний

(20 мин.)

Закрепить систематизированные знания по изученной теме. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность.

Работа по учебнику:

Упр. 126 (с.86)

- Прочитайте строки из стихотворения Я. Козловского.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Но… по-разному нас слышат.

-Как называются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному?

- Ребята, приведите примеры таких слов.

- Молодцы, ребята. А теперь посмотри следующее упражнение.

Упр. 127 (с.86)

Прочитайте пары слов. В чем их сходства и различия?

КрУжки-кружкИ, замкИ-зАмки, стрЕлки-стрелкИ, плАчу, плачУ.

Составьте предложения со словами любой пары.

Упр. 128 (с.86)

Какие слова мы одинаково пишем, но по-разному произносим?

Спишите стихи. Поставьте в этих словах ударение. Объясните, какую роль выполняет ударение в слове.

КОсит косец, а зайчишка косИт.

ТрУсит трусишка, а ослик трусИт.

В ведерко руки окУни,

Не бойся: это Окуни. 

-Ребята, сделайте вывод.

-Как называется слог, на который падает ударение?

- Как отличить ударный слог от безударного?

Работа в рабочей тетради

№ 81 (с.45)

Выполните самостоятельно по заданию: Прочитайте предложения. На какой слог падает ударение в выделенных словах? Обозначь этот слог дугой.

Образец для проверки:

ЖУчка громко лаяла. Воробей поймал жучкА. СелО ясное стоит на берегу реки. Красное солнце сЕло за рекой. Возьми сОли и солИ суп.

Закрепление полученных знаний (фронтальная) Применение знаний на практике

Применение приобретенного умения на практике (индивидуальная) Проверка усвояемости изученного материала

Читают стихотворение

- Омографы. Произносятся по-разному из-за различий в ударении.

-СтрелкИ-стрЕлки, мукА-мУка, плАчу-плачУ и т.п.

Читают задание

- Мы взяли кружки для чая – Мы начертили кружки. Мы строим песочные замки – Мы проверяем дверные замки. Стрелки часов показывают двенадцать – Стрелки приготовились к выстрелу. Я плачу, когда чищу лук – Я плачу за обеды в школе (примерные ответы).

-Это слова-омографы.

- Оно помогает нам определить смысл слова.

Записывают в тетрадях, выполнение у доски.

- В зависимости от того, на какой слог падает ударение, меняется значение слова.

- Ударный слог.

- Ударный слог произносится сильнее других и четче.

Выполняют задание в рабочих тетрадях

Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий.

7

Подведение итогов урока. Рефлексия

(3 мин.)

Подвести итог работы на уроке. Развивать память, кругозор, внимательность. Воспитывать уважение к учебной деятельности.

- На какие звуки в слове падает ударение – гласные или согласные?

- Как произносится ударный слог?

- Какова роль ударения в слове?

Беседа/рефлексия (фронтальная/индивидуальная)

Подведение итогов урока

- На гласные звуки.

- Ударный слог произносится с выделением, ударом в голосе.

- Ударение помогает понять смысл слова.

Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

8

Домашнее задание

(2 мин.)

- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: РТ с.46 № 83

Вам необходимо поставить ударение во всех словах, подчеркнуть ту букву, на которую всегда падает ударение.

Записывают домашнее задание, слушают объяснение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Ударение. Ударный слог."

УМК "Перспектива", разработка урока русского языка с презентацией...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Ударение. Ударный слог."

УМК "Перспектива", разработка урока русского языка с презентацией...

План - конспект урока русского языка «Ударение. Ударный слог» 2 класс («Перспектива»)

План - конспект урока русского языка («Перспектива») «Ударение. Ударный слог» 2 класс...

Презентация к уроку русского языка "Ударение. Ударный слог"

Цели: • Актуализировать знания об ударении.• Вести наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов-омографов.• Научить:— различать постановку уд...

Конспект урока русского языка "Ударение. Ударный слог." 2 класс УМК «Перспектива»

Конспект урокарусского языка 2 класс УМК «Перспектива»...

Урок русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема. "Ударение. Ударный слог"

На уроке ведется наблюдение за изменениями значения слов в зависимости от ударения на примере слов-омографов. Ребята участся различать постановку ударения в словах-омографах, выполнять учебное задание...

Конспект логопедического занятия " Ударение. Ударный слог".

Конспект логопедического занятия с обучающимися 3-го класса со смешанной дисграфией...