Единственное и множественное число имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бадакина Ольга Сергеевна

Конспект урока русского языка по теме "Единственное и множественное число имен прилагательных" 2 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinstvennoe_i_mnozhestvennoe_chislo_imyon_prilagatelnyh.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2  классе.

Учитель: Бадакина О.С.

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», часть 2. Москва «Просвещение», 2018год.

Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 Цель: формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе.

 Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена  работа на данном уроке.

 Предметные (УУД):

1) формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;

2) определять  число имен прилагательных;

3) развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;

4) способность контролировать  свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные  признаки прилагательного.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои   действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.  

  Коммуникативные (УУД):

 1) учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

 2) уметь формулировать собственное мнение и позицию;

 3) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные (УУД):

1) развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре.

2) развитие самостоятельности;

3) развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

                 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

примечание

.1.Организационный момент.

Психологический настрой

Прочитайте высказывание на экране.

 «Всегда - учиться, всё - знать!
Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

Как  вы понимаете  его смысл?(чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях.)

Как это связать с нашей работой на уроке?   (мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Отгадайте загадку:  Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт

В лесу подснежник расцветёт

-чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях.)

  -мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях)

2.Актуализация знаний.

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности.

-Прочитайте два текста.

Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко  над облаками кружат ласточки.

Был жаркий день. Смотрю  на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

-Сравните эти тексты. Чем они отличаются? (в первом тексте нет прилагательных)

Какой из тестов, на ваш взгляд, более красивый? Почему?(Второй текст более красивый, потому что он ярче описывает обстановку)

- Какая часть речи сделала второй текст более красивым и понятным?(Прилагательное сделало второй текст более красивым и понятным)

- Что вы уже знаете о прилагательном, как части речи? (Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным).

-в первом тексте нет прилагательных)

-Второй текст более красивый, потому что он ярче описывает обстановку)

-Прилагательное сделало второй текст более красивым и понятным)

3.Постановка проблемы.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, создать условия поиска.

Был жаркий день. Смотрю  на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

- Определите число у существительных.

День- ед.ч., небо- ед.ч., облака мн.ч., ласточки – мн.ч.

 Как определяли? (Если сущ. обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число).

Какой вывод можно сделать? (Существительные могут быть единственного и множественного числа).

- У кого здесь возникли затруднения? -

Определите число у прилагательных. ……( не можем).

- У кого возникли затруднения? Почему? (не изучали)

- На какой вопрос мы сегодня будем отвечать на уроке? Чему должны научиться?(как опрделить число у имён прилагательных. Определять единст.и множест.число у имён прилагательных)

Как вы думаете, какова тема урока? (Единственное и множественное число имен прилагательных.).  

Цель  урока: формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе.

Если сущ. обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число.

Существительные могут быть единственного и множественного числа).

как опрделить число у имён прилагательных.

Определять единст.и множест.число у имён прилагательных)

4.Построение проекта, выхода из затруднения.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание, создать условия для поиска.

Прочитайте словосочетания на слайде. (жаркий день, голубое небо, белые облака, белогрудые ласточки)

-В каком числе употреблены имена существительные и имена прилагательные в каждом столбике?

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные в единст. Числе?(какой, какая,какое)

- А во множественном?(какие)

- Кто смог определить число у прилагательных? У кого получилось? Расскажите, как вы это сделали?

- Какая часть речи вам помогла определить число у прилагательных? Почему?

- Какой вывод можно сделать о числе прилагательных? (Прилагательные могут быть единственного и множественного числа)

- Где мы сможем проверить ваши  предположения? (В учебнике стр. 92 читают правило).

Давайте познакомимся с правилом.  Откройте учебник на с. 92.

Что обозначают имена прилагательные в ед.ч.? (признак одного предмета)На  какой вопрос отвечают?

Что обозначают имена прилагательные во мн.ч.?(признак нескольких предметов) На  какой вопрос отвечают?

какой, какая,какое

какие

(Прилагательные могут быть единственного и множественного числа)

5.Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику с. 92 упр.158.  Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить вместе таблицу.

Единственное число

Множественное число

Вопрос

 

Окончание

- Какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?

Укажите над именами прилагательными и существительными их число.

Вывод: Как определить число имен прилагательных? Составление алгоритма:

  1. Определи число существительного.
  2. Поставь вопрос к прилагательному.
  3. Определи число прилагательного.

- Где можно применить полученные знания?

:

Как определить число имен прилагательных? Составление алгоритма:

  1. Определи число существительного.
  2. Поставь вопрос к прилагательному.
  3. Определи число прилагательного.

6.Первичная проверка понимания. 

-Сейчас я буду показывать вам предметные картинки , а вы подберите подходящие по смыслу прилагательные .Например: стол (какой) квадратный

Следующее задание на партах (карточки).

Как вам удобно работать с этим заданием. Работа в парах.  

А поможет вам алгоритм.

Как определить, в каком числе нам нужно употребить имя прилагательное?

- От какой части речи это зависит?

- Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения.

______ месяц март.   _______  небо, снега _______.  На снегах тени - как синие молнии.  ______ даль,_______ льды.  ______ на снегу следы. _______ перелески, _______ канавы. Первые _______ лужи и последние ________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир ______! (Н.Сладков)

Почему автор назвал март голубым?

В каком предложении выражена главная мысль.

- Как вы определили в каком числе нужно употребить прилагательное голубой в данном тексте?(по нашему  алгоритму)

Какой заголовок можно придумать к этому тексу?

Как вы думаете ,почему автор не употребил в этом тексте глаголы?(глаголы обозначают признак действия.А прил.сделали этот текст выразительнее,понятнее)

Проверка по образцу в учебнике. Учебник стр.93, упр. 159. Какой вывод сделаем?

Вывод: Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

Работа в парах.  

Потому что в марте приходит весна.Всё тает.

В первом предложении.

7.Рефлексия.

 Цель: умение применять свои знания на практике; подведение итога урока,  создание положительного настроя;  дать  возможность каждому высказаться.

Заканчивается наш урок. Вы получили новые знания.

 - Какую цель  мы ставили в начале урока?    

- Чью работу на уроке вы отметили?

 -  Какое задание вам было интересно выполнять?

- Какое задание было для вас трудным?

) На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

-Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.

Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.

-Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

8..Домашнее задание:

Стр. 93, упр. 160.

-Дорогие ребята и наши гости, я желаю вам :»Пусть всё же вокруг вас будет удивительным и разным! И вокруг вас и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова-прилагательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 2 класс. Единственное и множественное число имен прилагательных.

Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. Цель:...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имен прилагательных"

         Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В основе урока лежит системно-деятельностный  метод обучения. На уроке по теме «Единственное...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...

2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...