Имя существительное.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Муллагалиева Альбина Мидхатовна

Урок по теме "Имя существительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Имя существительное

Цель: формировать умение распознавать одушевлённые неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Фразеологизмы (работа по карточке)

III. Актуализация знаний

—  Разделите слова на группы.

Лиса, и, пушистый, на, листья, в, бегает, заманчивая, а, интересуется, по, осеннее, но, читаем, книга.

—  По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

—  Какие слова отнесли к первой группе? (Лиса, листья, книга.)

—  Что обозначают эти слова? (Предмет.)

—  На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)

—  Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Пушистый, заманчивая, осеннее.)

—  Что обозначают эти слова? (Признак предмета.)

—  На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой? Какая? Какое?)

—  Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Бегает, интересуется, читаем.)

—  Что обозначают эти слова? (Действие предмета.)

—  На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делает ? Что делаем ?)

—  Какие слова отнесли к следующей группе? (На, в, по.)

—  К какой части речи они относятся? (Предлоги.)

—  Какие слова отнесли к последней группе? (И, а, но.)

—  К какой части речи они относятся? (Союзы.)

IV. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте слова.

Осень, листва, книга, книжный, луг.

—  Какое слово лишнее? Почему? (Книжный — это имя прилагательное.)

—  К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.) 

—  Что вы знаете об имени существительном?

—  Приведите примеры имён существительных.

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику 

Упр. 93 (с. 55).

—  Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Прочитайте предложение, которое вы выписали. (А управляет трактором тракторист.)

—  Назовите одушевлённое имя существительное. (Тракторист.)

—  На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? (Кто?)

—  Назовите неодушевлённое имя существительное. (Трактор.)

—  На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные? (Что?)

2. Работа со словом из словаря

—  Отгадайте загадку.

Богатырь идёт железный,

Но работник он полезный.

Тащит плуги за собой,

Разговор ведёт с весной. (Трактор.)

—  Найдите слово трактор в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—  Составьте предложение со словом трактор, запишите.

—  Запомните написание этого слова.

  1. Работа по учебнику

Упр. 94 (с. 55).

—  Прочитайте внимательно пары слов. Сравните их.

—  К какой части речи относятся данные слова? Докажите.

—  Чем они похожи? (Написанием.)

—  Чем отличаются? (Ударением.)

—  А что можно сказать про лексическое значение этих пар слов? (Лексическое значение слов разное.)

—  Объясните значение каждого слова.

—  Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе. Приведите свои примеры.

—  Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе. Приведите свои примеры.

—  Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

 

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 95 (с. 55).

—  Какие слова пишутся с большой буквы? Приведите примеры.

Буква обычная выросла вдруг,     Выросла выше друзей и подруг.

Смотрят с почтеньем                    На букву подруги. Но почему?

За какие заслуги?                          Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.      Ставится в слове

Не зря и не просто                        Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,      Чтобы заметней ей быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо    Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая — совсем не пустяк: В букве большой уважения знак!

Е. Измайлов

2. Упражнение в написании имён собственных

—  Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита

Маргаритки на дворе.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

«Отыскалась твоя серёжка!»

—  Назовите слова, одинаковые по звучанию. (Маргарита — маргаритки, с поля — Поля, серёжку — Серёжка.)

—  Какие слова пишутся с большой буквы? (Имена людей.) 

VIII. Рефлексия

—  Выпишите имена существительные.

Стол, за которым ты сидишь. Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж. Тарелка, вилка, ложка, нож.

И каждый гвоздь, И каждый дом,

И караваи хлеба — Всё это сделано трудом, А не свалилось с неба.

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—  С каким словом из словаря вы познакомились?

Домашнее задание

Упр. 96 (с. 56).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....