«Имя существительное. Повторение изученного».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Брылина Виктория Владиславовна

Обобщение и систематизация знаний учащихся о части речи – имя существительное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока37.12 КБ
Файл Раздаточный материал119.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:19.01.2021                                                                                                        ФИО учителя: Балдина Надежда Александровна

Школа: 104                                                                                                                ФИ студента: Брылина Виктория, 31 группа

Класс: 3 «А»                                                                                                                ФИО методиста: Солопова Татьяна Викторовна

Кабинет: 209

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Имя существительное. Повторение изученного».

Цели деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний учащихся о части речи – имя существительное.        

Планируемые результаты

Предметные:

- знать грамматические признаки имени существительного;

- уметь отличать имя существительное от других частей речи;

Личностные:

- формирование учебной мотивации; адекватной самооценки;

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу,

- осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат.

Тип урока: урок рефлексии;

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина УМК «Перспектива», 3 класс 1 часть, презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Психологический настрой

2 мин

Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут Виктория Владиславовна, сегодня я у вас буду вести урок русского языка.

Как сказал Николай Александрович Бердяев «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Садитесь.

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.

Перед вами на столах лежат цветные смайлики: красный, желтый, синий.

Посмотрите внимательно и выберите тот, который соответствует вашему эмоциональному настроению сейчас.

Красный - вы полны энергии, готовы активно работать. Желтый – вы

спокойны. Синий – вы испытываете чувство тревоги, беспокойство.

Слушают учителя.

Настраиваются на урок.

Поднимают смайлики в соответствии с настроением.

Р: саморегуляция;

Л: смыслообразование;

II. Актуализация знаний и мотивация

Словарный метод:

Беседа, пословица

Практический метод:

Работа в парах

2 мин

А девизом нашего урока будет пословица «Знание собирается по капле».

Как вы её понимаете?

Определите какими частями речи будут являться слова в пословице.

Какая часть речи употребляется чаще?

Все верно!

У вас на партах лежат листочки с таблицей. Вам нужно в парах найти из данной таблицы слова о зиме.

Какой частью речи являются данные слова?

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает данная часть речи?

Что еще знаете об имени существительном?

- Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу.

Называют из каких частей речи состоит пословица.

- Имени существительного.

-Мороз, снежинка, коньки, вьюга, метель, снег, иней, декабрь, лыжи, елка, сани.

- Имя существительное.

- Имя существительное обозначает предмет.

- Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что?

- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: кто?что? и обозначает предмет.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

III. Постановка учебной задачи

Словарный метод:

Беседа

4 мин

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Как бы вы сформулировали тему урока?

Для чего надо повторять, какую цель перед собой поставим?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Страна называется «Имя существительное»

План нашего урока:

1.Вспомнить что такое имя существительное, грамматические признаки.

2.Потренироваться в определении рода и числа.

На партах вы видите маршрутный лист, в котором несколько станций.

На каждой станции вы будете оценивать свои результаты смайликами. Зеленые – с заданиями вы справились легко. Красный – у вас возникли трудности при выполнении заданий.

- Повторению части речи – имя существительное.

- Имя существительное. Повторение изученного.

- Когда мы повторяем, то выясняем, все ли понятно и над чем еще надо поработать. Очень важно понять, что я не знаю, и самому найти способ справиться с затруднениями.

Цель: повторить изученное о части речи – имя существительное.

Слушают учителя.

Составляют план урока совместно с учителем.

Слушают учителя.

Л: смыслообразование;

Р: целеполагание;

Р: планирование;

VII. Включение в систему знаний Практический метод:

Каллиграфическое упражнение

Словарный метод:

Беседа

Игровой метод:

Загадка

Имитативный метод:

Упражнение

Практический метод:

Взаимопроверка

Метод языкового анализа:

Упражнение

Словарный метод:

Беседа

Частично-поисковый метод

Физминутка

Практический метод:

Выполнение задание

Словесный метод:

Беседа

Практический метод:

Выполнение задание

Практический метод:

Выполнение задание

Практический метод:

Работа в группах

26 мин

Минутка чистописания.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число

Девятнадцатое января.

Классная работа.

пу пу пу

путь 

Мы с вами отправляемся в путь.

Кто может сказать, что такое путешествие?

А чтобы нам отправится в наше путешествие, мы должны отгадать загадку.

У него 15 братьев,

Все они любят вместе кататься.

Самый старший из них с трубой.

Правильно. В свое увлекательное путешествие мы отправимся на поезде.

1 станция. «Какое слово лишнее?»

Словарная работа.

п.льто, праз.ник , п.суда, б.рёза, завтр.кать, п.сок

-Выписать имена существительные, вставить пропущенные буквы, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы

-Какое слово лишнее? Почему?

-А теперь проведём взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сверяйте ответы соседа по парте с записями на экране.

Оцените свою работу смайликами.

Какой можно сделать вывод?

2 станция. «Сказочная»

Прочитайте отрывок произведения.

Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек. 
Коли парень ты румяный, 
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать, 
Так и станем величать. 
Коли красная девица, 
Будь нам милая сестрица.

Из какого произведения этот отрывок? Назовите автора этого произведения.

Вам нужно назвать одушевленные имена существительные.  Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?

Вспомните, какие имена существительные относятся к одушевлённым, а какие к неодушевлённым.

В данном отрывке назовите одушевленные имена существительные. 

3 станция. «Отдыхай-ка»

Физминутка для глаз.

Оцените свои достижения на маршрутном листе.

4 станция. «Один – много»

Изменить число имён существительных.

Утёнок, береза, сосед, коньки, пальто.

Цыплята, сады, сны, дни, кенгуру, ножницы.

Проверяем свои ответы с ответами, которые представлены на слайде.

-Какие слова вызвали затруднения?

Не все имена существительные изменяются по числам.

Оцените свои достижения в маршрутном листе.

Какой можно сделать вывод из данного задания?

5 станция. «Закрепляй-ка»

- Какие имена существительные называют собственные? Нарицательные?

- Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним – собственные. Записывать в тетради нужно через запятую.

Город

Собака

Река

Поэт (достаточно назвать фамилию)

Деревня

Озеро

Имя

Молодцы.

Кто хочет рассказать нам, что получилось у него?

Давайте посмотрим, что получилось у меня.

Оцениваем собственные достижения в маршрутном листе.

Какой вывод из данного задания мы можем сделать?

Посмотрите, кажется, мы нашли сокровище – сундук.

Нам нужно его открыть, но без вашей помощи я не обойдусь.

Чтобы получить ключ, нам нужно вспомнить что мы знаем об имени существительном, проведем групповую работу. У вас на парте лежат листы, на которых есть задание. Правильные ответы, подчеркните.

1.Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное – это часть речи.

Б. Имя существительное – это член предложения.

В. Имя существительное – это часть слова

2.Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное отвечает на вопрос КТО?  ЧТО?

Б.  Имя существительное отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКОЕ ? КАКАЯ?   КАКИЕ?

В.  Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?  ЧТО СДЕЛАЕТ?

3.Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное обозначает признак предмета

Б.  Имя существительное обозначает предмет

В.  Имя существительное обозначает действие предмета

4.Выберите верное утверждение:

А. Имена собственные пишутся с большой буквы

Б. Имена собственные пишутся с маленькой буквы

5.Выберите верное утверждение

А. Имена существительные изменяются по числам

Б. Имена существительные не изменяются по числам

Мы открыли наш сундук. А сокровищем нашего урока являются знания.

Открывают тетради и записывают число.

Слушают учителя.

- Путешествие – это передвижение по какой-либо территории с целью ее изучения.

Слушают учителя и отгадывают загадку.

- Поезд.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос.

Выполняют взаимопроверку.

- В данных словах встречались такие орфограммы: непроизносимые согласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова.

Слушают учителя.

Читают отрывок.

- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин

-Что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

-Имена существительные, которые называют людей, животных и отвечают на вопрос кто? – одушевлённые имена существительные. Имена существительные, которые называют неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что? – неодушевлённые имена существительные.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Оценивают достижения

Проверяют задание.

Отвечают на вопрос.

Оценивают достижения.

- В русском языке есть слова, которые не изменяются по числам. Они употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание.

Рассказывают ответы.

Слушают учителя.

Оценивают себя.

- Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Р: контроль, коррекция, оценка;

П: установление причинно-следственных связей;

Р: оценка;

П: поиск и выделение необходимой информации;

П: структурирование;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный метод:

Беседа

3 мин

По какой теме мы сегодня закрепляли наши знания?

- Какова была цель нашей деятельности? 

- Достигли вы цели урока?

Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? 

- Конечно, с каждым днем вы приобретаете знания, делаете шажок вперед, и, если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением.

Давайте проверим ваше настроение, с помощью смайликов.

Посмотрите внимательно и выберите тот, который соответствует вашему эмоциональному настроению сейчас.

Красный - вы полны энергии, готовы активно работать. Желтый – вы спокойны. Синий – вы испытываете чувство тревоги, беспокойство.

Почему ваше настроение изменилось?

Поднимите палец вверх, если вы отлично справлялись с заданиями.

Покажите ладонь, если у вас возникли затруднения.

Сожмите кулак, если вы недовольны своей работой на уроке.

Вашим Домашним заданием будет: составить кластер по теме «Грамматические признаки имени существительное»

Всем спасибо за урок!

- Имя существительное.

- Закрепить, повторить, выяснить, где затруднения.

Отвечают на вопрос.

- Да.

Выполняют задания.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание.

Слушают учителя.

П: рефлексия способов и условий действий;

Л: самооценка;

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

Станция

Оценка

1

«Какое слово лишнее?»

2

«Сказочная»

3

«Отдыхай-ка»

4

«Один – много»

5

«Закрепляй-ка»

1.Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное – это часть речи.

Б. Имя существительное – это член предложения.

В. Имя существительное – это часть слова

2.Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное отвечает на вопрос КТО?  ЧТО?

Б.  Имя существительное отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКОЕ ? КАКАЯ?   КАКИЕ?

В.  Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?  ЧТО СДЕЛАЕТ?

3.Выберите верное утверждение:

А. Имя существительное обозначает признак предмета

Б.  Имя существительное обозначает предмет

В.  Имя существительное обозначает действие предмета

4.Выберите верное утверждение:

А. Имена собственные пишутся с большой буквы

Б. Имена собственные пишутся с маленькой буквы

5.Выберите верное утверждение

А. Имена существительные изменяются по числам

Б. Имена существительные не изменяются по числам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока + презентация по русскому языку "Повторение изученного об именах прилагательных и именах существительных"

Работа представляет собой разработку урока плюс презентация по данной теме. Представлен интересный и доступный материал по закреплению изученного материала. Дети с интересом выполняли различные задани...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Повторение изученного об имени существительном"

«Повторение изученного об имени существительном»1.           Повторение имени существительного, склонений, падежей, словарных слов, состава слов...

Русский язык. 4 класс Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. На уроке устанавливали сходства и различия между именем прилагательным и существительным....

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном.

Усвоить сходства и различия между именем существительным и именем прилагательным. Развивать умения правильно и точно использовать в речи имена существительные и имена прилагательные....

Урок по русскому языку в 4 классе: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

1. Усвоить сходства и различия между частями речи.                                           ...

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...