«Слово, предложение и текст в речевом общении»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Брылина Виктория Владиславовна

Формирование знаний учащихся о предложении и тексте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока800 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 14.09.2021

Школа: №104

Класс: 2 «Б»

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30   Кабинет: 210

Студент: Брылина В.В.

Группа: 41

Учитель: Нестерова Л.А.

Руководитель практики: Солопова Т.В.

Тема урока «Слово, предложение и текст в речевом общении»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование знаний учащихся о предложении и тексте.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить различать особенности предложения, текста; озаглавливать текст;
  2. Учить правильно составлять текст.

Развивающие:

  1. Развивать устную и письменную речь;
  2. Развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки, через выполнение заданий;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
  2. Воспитывать интерес к данному предмету;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная

Словесный метод

Беседа

Психологически настрой

1.Приветствует.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Владиславовна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь.

2. Осуществляет психологический настрой учащихся на работу.

- Как сказал Николай Александрович Бердяев «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и по истине волшебный русский язык».

- Как вы понимаете данное высказывание?

  1. Разминка пальчиков перед работой.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик аж уснул,

Этот пальчик давно спит.

Встает солнышко и встают наши пальчики

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопрос.

Р: самостоятельно организовать своё рабочее место;

К: слушать собеседника и понимать речь других;

Л: смыслообразование.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный метод

Практический метод: каллиграфическое упражнение

Наглядный метод: видеофрагмент

  1. Проводит словарную работу.

- Начнем наш урок с минутки чистописания.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Четырнадцатое сентября.

- Запишите эти слова в тетрадь и поставьте нужную букву: д_ревня, ул_ца, т_традь, т_пор, с_нтябрь, _ктябрь, н_ябрь, к_ртина.

- Поставьте ударение, подчеркните сомнительную гласную.

- Составьте одно предложение, используя данные слова.

-Давайте проверим со слайдом.

- Давайте сделаем вывод. Какая орфограмма объединяет все слова?

2. Проводит игру «Докажи словечко» по теме урока.

- Из звуков или букв образуются … (слова), из слов - … (предложение). А что может получится из нескольких предложений? (Текст).

- Представьте себе такую картину: жил-был текст, все предложения в нем строго знали свое место. Но однажды предложения развеселились и стали играть в салочки.

- Кто знает, что такое игра «Салочки»

- Осаленные предложения так и застыли на месте. Что же делать? Текст рассыпался.

- Сегодня мы с вами будем волшебниками, будем возвращать жизнь тексту.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

-деревня, улица, тетрадь, топор, сентябрь, октябрь, ноябрь, картина.

Выполняют задание.

- Непроверяемая гласная в корне слова.

- Игроки разбегаются, во́да их догоняет и пытается дотронуться рукой — осалить.

П: осознание целостности окружающего мира;

К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопрос учителя;

Р: планировать свою деятельность на уроке;

П: ориентироваться в своей системе знаний.

Презентация

Презентация

Видеофрагмент

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Работа в парах

Фронтальная  

Словесный метод

  1. Побуждает учащихся к формированию темы и цели урока.
  2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

- Какова тема нашего урока?

Цель урока:

Задачи:

Мы повторим…

Мы узнаем…

Мы научимся…

3. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

На партах вы видите карты успеха.

После каждого задания, вы будете отмечать свои успехи.

Плюс – вы справились и поняли задания.

Минус – возникли проблемы при выполнении задания.

- «Слово, предложение и текст в речевом общении».

- закрепить знания о предложении и тексте.

Мы повторим, что такое текст.

Узнаем, что такое заголовок.

Научимся озаглавливать текст.

Слушают критерии оценивания.

К: высказывать своё предположение;

Л: проявление активности в общей работе;

П: постановка и формулирование проблемы;

Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Презентация

Раздаточный материал

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Работа в парах

Наглядный

Словесный беседа

Практический: выполнение упражнений

Метод языкового анализа: упражнение

Частично – поисковый метод

  1. Организует наблюдение над языковым материалом.

- Сегодня мы с вами волшебники, сейчас нам нужно вернуть жизнь тексту.

- Откройте учебник на странице 21. Давайте прочитаем что нам хочет сказать профессор Самоваров.

-Теперь прочитаем текст на слайде. Это является текстом, почему? Что еще можно с ним сделать?

Что такое заголовок?

Урожай

Наступил сентябрь. Люди убирают урожай. На полях собирают капусту, морковь и другие овощи. Из этих даров люди делают заготовки на зиму.

- А теперь давайте составим логическую цепочку. Из чего состоят слоги? Из чего состоит слово? Верно. Из чего состоит предложение? А из чего состоит текст?

- Могли бы вы сейчас ответить, какой компонент нам в речи совсем не нужен?

- Молодцы, все верно.

- Повторим, что такое заголовок?

- Отметьте свои достижения в карте успеха.

Динамическая пауза

Летит по небу единорог

У него большой огромный рог

Он мечтает о конфете

Чтоб раздать всем детям.

- Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Слушают учителя.

Открывают учебник и читают по ролям.

Отвечают на вопрос.

- Озаглавить.

- ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.

- Из букв. Из слогов.

- Из слов.

-Из предложений.

- Все компоненты нужны.

Повторяют.

Отмечают свои достижения в карте успеха.

Выполняют упражнение.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Р: развитие мотивов учения;

К: уметь слушать и понимать речь других;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

П: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.

Презентация

Презентация

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод

Практический метод

Частично-поисковый метод

  1. Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.

- Откроем рабочую тетрадь на странице 14. Прочитайте упражнение 19.

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

Объясните, как их превратить в текст.

- Порядок предложений обозначьте цифрами.

- А текст вы запишите дома.

Отметьте свои достижения в карте успеха.

Какой вывод мы можем сделать?

Открывают рабочую тетрадь.

- Нет. Так как это отдельные предложения, не связанные по смыслу.

- Нужно расположить их в правильной последовательности.

Слушают учителя.

П: находить ответы на вопросы в различных источниках информации;

К: сотрудничество и совместное решение задач урока.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная форма

  1. Организует закрепление знаний с учащимися.

- Возьмите карточки «Самостоятельная работа».

Прочитайте задание.

- Свяжите слова по смыслу. Запишите предложения.

Реке, на, начался, ледоход. Льдина, вот, показалась, большая. Ней, плыл, на, зайчишка. 

- Молодцы! Проверьте работу своего товарища по парте. Если задание выполнено  правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не верно «-».

  1. Организует оценивание.

- Кто не допустил ошибок, поднимите правую руку. Какой вывод мы можем сделать из этого задания?

Отметим свои достижения в карте успеха.

Самостоятельно выполняют задание.

- На реке начался ледоход. Вот показалась большая льдина. На ней плыл зайчишка.

Проводят взаимооценивание.

Отвечают на вопросы.

Проводят самооценку.

Р: осуществлять взаимоконтроль;

Р: контроль, коррекция, оценка.

Раздаточный материал

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный беседа

Практический

Групповая работа

  1. Проводит работу с изученным материалом.

- Сейчас мы поработаем в группах, нам нужно разделиться на 6 групп.

Ваша задача озаглавить текст.

«Гроза»

Чёрные тучи затянули небо. В воздухе царит тишина. Вдруг налетел порыв ветра и волной прошёлся по траве. Небо разрезала молния. Миг, и раскат грома оглушает округу. По земле застучали крупные дождевые капли, которые сменил частый дождь.

«Ёжик»

Осенью Юра и Маша в саду нашли маленького ёжика. Ребята принесли его домой и посадили в большую коробку. Дети кормили ёжика кусочками белого хлеба, поили тёплым молочком. Всю морозную зиму питомец крепко спал. Ребята ждали прихода весны. Однажды в тёплый апрельский день их колючий друг проснулся. Дети очень обрадовались!

«В горах»

Вы были в горах? Высокие пики покрыты ледяными шапками. Чуть ниже среди больших камней виднеются островки снега. Рядом лежит ковёр из пёстрых цветов и зелёной травы. С вершин с шумом несётся горная речка. Потоки холодной воды перепрыгивают через камни. Удивительное зрелище!

«Кораблик»

Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. На буграх зацвела мать-и-мачеха. Пушистые сугробы снега исчезли. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.

«Дождь»

Лето. Ярко светит солнце. Вдруг пошёл дождь. Ребятишки выбежали из дома на улицу. Весело шлёпали они по мокрой траве и лужам босыми ногами. Ловили руками капли дождя. Вода стекала до самых плеч. Всюду видны фонтаны брызг.

«Берёзы»

За деревней большое поле ржи. По краю поля вьётся просёлочная дорога. Вдоль дороги выстроились в ряд белоствольные берёзы. От деревьев тянутся длинные тени. В берёзовой посадке слышны голоса птиц. А в траве прячутся красивые подберёзовики.

- Давайте проверим.

Отметьте свои достижения в карте успеха.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Проверяют по презентации.

Отмечают свои достижения.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

П: учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным материалам;

Презентация

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный беседа

Фронтальная

1. Акцентируют внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая была тема урока?

- Каковы были задачи нашего урока и все ли мы их решили?

ТЕКСТ состоит из:

а) предложений

Б) звуков

В) слов

ТЕКСТ – это:

А) отдельные предложения

б) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных по смыслу

По заглавию можно определить:

А) сколько предложений в тексте

б) тему текст

 В) автора текста

- Вы сегодня большие молодцы.

- Встаньте те, кому понравилось наш урок и те, у кого стоят все плюсы в нашей карте успеха.

-Спасибо за урок. Урок закончен. До свидания!

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Л: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Слово, предложение и текст в речевом общении.

Конспект урока сс использованием ЭОР.ЭОР - Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной...

Упражнение в чтении слов,предложений и текста.

Урок в 1классе, в уроке я показала разные упражнения по работе со славами,предложениями,текстом....

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Слово, предложение и текст в речевом общении. Знаки препинания в конце предложения»

Предмет: Русский языкКатегория: 2 класс.Тема: «Знаки препинания в конце предложения»Оборудование: АРМ учителя, интернет, презентация, смайлы для поощрения детей, учебник автор «Климанова Л.Ф. Русский ...

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива" 2 класс...

Конспект урока «Синонимы и однокоренные слова. Выбор синонимических групп из данных слов, предложений и текста».

Цель: учить отличать синонимы от однокренных слов, учить выбирать синонимические группы из данных слов, предложений и текстов....