«Согласные звуки [х], [х`]. Буква Х, х»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Брылина Виктория Владиславовна

Формирования представлений о согласных звуках [х], [х`] и букве Х, написании букв Х, х.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока37.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ПИСЬМА

Дата: 14.12.2021г.

Школа: 104

Класс: 1 «М»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35 Кабинет: 213

Студент: Брылина Виктория Владиславовна

Группа:  41

Учитель: Шатилова Татьяна Александровна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Согласные звуки [х], [х`]. Буква Х, х»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [х], [х`] и букве Х, написании букв Х, х.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умения выделять и характеризовать звуки [х], [х`], видеть и отличать букву х от других; 
  2. Научить каллиграфично писать букву х, слоги, слова с этой буквой

Развивающие:

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод

Психологический настрой

Фронтальная форма

1. Приветствует учащихся, настраивает на работу.

-Здравствуйте, ребята!

Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты.  

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Меня зовут Виктория Владиславовна сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

-Умницы!

-Молодцы!

Анализируют учителя, выполняют действия.

Садятся девочки.

Садятся мальчики.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; беседа Фронтальная форма.

Практический метод: работа в группах, каллиграфическое упражнение

Проблемная ситуация

  1. Вспоминают ранее изученное.
  2. Речевая разминка.

Перед началом урока вспомним о том, как нужно правильно сидеть, сядьте также как сидит девочка на картинке.

- Сегодня к нам пришел гость. Вы его узнали? Кто это?

- Это хомяк Сеня, совершенно верно.

- Хомяк Сеня решил проверить на сколько хорошо мы уже знаем грамоту.

- Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка.

- Назовите признаки гласных звуков.

- Какие буквы, обозначающие гласные звуки мы уже изучили?

- На какие 2 группы мы можем поделить гласные буквы?

- Назовите гласные буквы, которые являются показателями твёрдости согласных звуков.

- Назовите гласные буквы, которые являются показателями мягкости согласных звуков.

- Назовите признаки согласных звуков

- Скажите, какие из изученных глухих и звонких согласных вы знаете

- Молодцы! Хомяк Сеня благодарит вас. Вы хорошо потрудились. Думаю, эти знания помогут нам на сегодняшнем уроке.

- Посмотрите на слайд, хомяк Сеня пришёл к нам с подарком. Что это такое он принес?

- Халву. Поднимите руки те, кто пробовал такую сладость.

- Верно, это Халва.

- С какого звука начинается это слово?

- Кто сможет дать характеристику звуку [х]?

- хомяк Сеня.

Слушают учителя.

-Звуки делятся на гласные и согласные.

- Во рту нет преград, воздух проходит свободно, произносятся только голосом, образуют слог.

- Мы изучили гласные буквы: а, о, у, и, ы, э, я.

- На те, которые являются показателем твёрдости и показателем мягкости.

- А, о, у, ы, э – показатели твёрдости согласных звуков.

- И, я – показатель мягкости согласных звуков.

- Воздух встречает препятствие (зубы, губы, язык); состоят из голоса и шума, либо только из шума; образуют слог только с гласными

- со звука Х

- Затрудняются ответить

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие 

Презентация

Постановка учебной задачи
5 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод. Беседа.

  1. Определяют тему и цель урока.
  2. Составляют план действий на урок.

- Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие цели мы поставим сегодня перед собой?

Соотнесите:

  1. Вспомнить…
  2. Узнать…
  3. Научиться…

-Как вы думаете первый пункт плана мы с вами выполнили?

Организует оценивание деятельности.

-Верно. После каждого устного задания мы будем показывать наш успехи жестом.

Палец вверх – мы успешно справились с заданием.

Палец вниз – мы не справились с заданием.

А после каждого письменного задания, будем фиксировать наши результаты закрашиванием снежинок. Посмотрите на критерии оценивания:

  1. Правильность написания – соблюдена ширина, высота, наклон.
  2. Аккуратность – плавное начертание буквы.

Итак, первый пункт нашего умения «Знаю раннее изученный материал» - мы его выполнили. Давайте оценим жестом.

-Наш хомячек Сеня очень любит зиму, но ему не хватает снега, поможем хомячку Сене увидеть снег?

- Будем говорить о букве «ха» и о звуках [х], [х’]. 

-Узнать новые звуки [х], [х’], научиться характеризовать звуки [х], [х`] .

ранее изученный материал.

новые сведения о звуке [х], писать букву Х

-Да.

Самооценивание.

Слушают учителя.

Метапредметные:

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Л: сформированность мотивации к учению и познанию

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов

Презентация

«Открытие» детьми нового знания  

18 мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

  1. Организует изучение новой буквы:

-составляют характеристику звука,

-разбирают звуковые схемы.

  1. Организует парную работу.
  2. Знакомство с письменной буквой я.
  3. Показ правильного написания буквы.
  4. Прописывание в воздухе.

-откройте учебник на странице 30.

-Ребята, что изображено на «волшебном» рисунке?

-Сколько слогов в этом слове? Какие?

-Первый ряд произнесёт только первый слог?

-Второй ряд произнесёт второй слог?

-Третий ряд произнесёт третий слог?

-Произнесите первый звук в первом слоге.
-Посмотрите на картинку справа. Кто сможет сказать что на ней изображено?

-Сколько слогов в слове художник?

-В каком слоге находится изучаемый нами звук?

-Сколько звуков в первом слоге?

-Какие?

-Составим схему этому слову.

Вывод: дайте характеристику звуку Х

-Может быть, кто-то знает, где в Алфавите живет буква Х?

-Откройте прописи на странице 26.

Сядьте правильно, правильно расположите и возьмите правильно ручку.

-Кто покажет, как правильно нужно держать ручку?

-Сравните печатную и строчную букву х. В чём схожесть?

-Из каких элементов состоит буква х?

-Посмотрите, как пишется строчная буква х.

- Строчную букву х начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, доводим до верхней линии, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем правый полуовал. Начинаем писать чуть
ниже верхней линии рабочей строки, ведем
руку вверх влево, доходим до верхней линии, ведем вниз, закругляем вправо, пишем
полуовал.
-Потренируемся писать букву в воздухе.

Пропишите строчную букву х.

Организует оценивание деятельности.

-Мы выполнили первое письменное задание, закрасьте свою первую снежинку, только если у вас выполнены все критерии.

Вывод: что мы с вами делали? Встаньте те, у кого получилось написать букву Х. Из каких элементов состоит буква Х.

Организует проведение динамической паузы.

-Давайте с вами немного отдохнем.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

-Мы отдохнули и можем продолжать нашу работу.

-Художник

-3 слога, ху-дож-ник

-ху

-дож

-ник

-[х]

-Художник рисует слона.

-3 слога.

-В первом

-два звука

[Х У]

Составляют схему.

-В алфавите она живет после буквы Ф, перед буквой Ц.

Отвечают на вопрос.

-Из двух полуовалов в разные стороны.

Смотрят анимированный плакат

Смотрят на образец написания буквы х учителем.

Прописывают в воздухе.

Прописывают букву.

Оценивают.

Повторяют за учителем.

- Отвечают на вопрос.

Презентация

Раздаточный материал

Первичное закрепление

4 мин

Усвоение нового способа действий

  1. Организует работу над слогами.

-Составьте слоги в рамке.

Прочитаем их все вместе.

-Скажите, пожалуйста, почему согласные буквы, написана синим цветом?

-Что указывает на твердость гласного?

 -Посмотрите на слова. Давайте их прочитаем.

-Скажите в чем различия между строками?

-Какой вывод мы с вами сделаем?

-Скажите, пожалуйста, какие соединения бывают?

2. Организует работу в прописях

-Научимся писать с вами соединения в слогах и словах с буквой х.

-Первый слог «хи». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете?

-Второй слог «хе». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете? Что указывает на мягкость согласного?

Сначала обведите его по теневой линии.

Напишите его самостоятельно два раза.

-Итак еще раз повторим какие виды соединений слогов бывают?

Организует оценивание деятельности.

-Мы выполнили второе письменное задание, закрасьте свою вторую снежинку, только если у вас выполнены все критерии.

 

 -Ха, Хо, Ху.

-Потому что согласные буквы твёрдые.  

Отвечают на вопрос.

Читают слова.

Отвечают на вопрос.

-Что буква х может стоять в любой части слова.

-Верхнее, нижнее, среднее.

 

-Нижнее

-Нижнее.

Пишут слог «хе».

-Верхнее, нижнее, среднее.

Самооценивание.

Презентация

Пропись

Самостоятельная работа с самопроверкой
4 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

  1. Организует самостоятельную работу в паре над составлением звуковой схемы.

-Сейчас вы поработаете в паре. Для начала давайте повторим правила работы в паре.

-у вас на парте лежит лист в котором вам нужно картинку соотнести с звуковой схемой. На это задание у вас будет ровно 3 минуты.

-Давайте проверим, что у вас получилось. У всех ли так? Поднимите руку кто справился.

Организует оценивание деятельности.

-Оцените свою деятельность жестом.

  1. Организует работу в прописях.

-Мы с вами уже научились писать слоги и знаем их соединения. Давайте научимся писать слова с буквой Х.

-Прочтите первое слово.

-Каким соединениям у нас соединены согласные с гласными?

-Обратите внимание как соединена буква О и Р. Она соединена верхнем соединением. Пропишите слово по теневым линиям.

-Следующее слово «ухо». Какое соединение тут?

-Посмотрите, как пишется соединение букв хо.

Обведите его по теневой линии.

Напишите его самостоятельно два раза.

Организует оценивание деятельности.

-Мы выполнили третье письменное задание, закрасьте свою третью снежинку, только если у вас выполнены все критерии.

 

Выполняют самостоятельную работу в паре.

Проводят проверку.

Самооценивание.

-Хор

-Средним.

-Прописывают слово Хор.

-Верхнее.

Презентация

Пропись

Включение в систему знаний, повторение

3 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма. Словесный: беседа,

1.Оранизует работу с текстом.

Учебник страница 30.

-Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

-Кто прочитает текст под картинкой по цепочке.

-О чем говорится в тексте?

-Какая главная мысль текста?

-Сколько предложений в тексте? Есть ли в тексте предложения, которые начинаются на букву Х? Прочитайте их.

2.Организует работу с предложением.

-Посмотрите на предложение ниже. Прочитайте его.

-В каких словах есть буква х?

-Чем отличаются слова «халва», «хвала»? Одинаковый ли смысл этих слов?

-Пропишите предложения красивым каллиграфичным почерком.

- Как написали первое слово в предложении? Как оформили конец предложения?

Организует оценивание деятельности.

-Мы выполнили четвёртое письменное задание, закрасьте свою четвёртую снежинку, только если у вас выполнены все критерии.

Отвечают на вопрос.

Чтение по цепочке.

-О том, как открыли остров, где все смеются и веселятся.

- 5 предложений.

Читают предложение.

-Вкусная халва, хвала.

Отвечают на вопрос.

Прописывают предложения.

Отвечают на вопрос.

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация

Рефлексия деятельности

1 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический метод

  1. Вспоминают тему и цели урока.
  2. Подводят итоги, делают выводы.
  3. Организуют рефлексию деятельности учащихся. 

-О чем мы говорили сегодня с вами на уроке? Вспомните тему урока.

-Какую цель мы с вами ставили?

Достигли ли мы ее?

-Дайте характеристику звуку Х.

-Посмотрите на свои снежинки.

У кого больше меньше всего закрашено снежинок – хорошо повторите тему урока.

У кого все снежинки закрашены – сделайте вывод по теме урока.

Отлично, спасибо вам за работу на уроке! До свидания!

Вот мы с вами и подарили хомячку Сене снег. Он благодарит вас за такой подарок и желает вам удачи.

- Будем говорить о букве «ха» и о звуках [х], [х’]. 

-Узнать новые звуки [х], [х’], научиться характеризовать звуки [х], [х`] .

Отвечают на вопрос.

Анализируют свои достижения.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

учащимися значения результатов своей деятельности

 Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...