Урок русского языка по теме: «Способы образования имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Способы образования имен существительных»
Тип урока: комбинированный (проблемно-диалогический урок)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Способы образования имен существительных»
Тип урока: комбинированный (проблемно-диалогический урок)
Цели:
Предметные:
· дать понятие нового способа образования имени существительного;
· закрепить знания о способах образования имён существительных;
· учить аргументировать свою точку зрения;
Метапредметные:
·содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,
· развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
· умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Личностные:
· содействовать воспитанию интереса к языку, слову;
· умение работать в парах, группе.самостоятельность, трудолюбие;
· создать благожелательную творческую атмосферу
Оборудование: проектор, компьютер, запись мелодии и слайды из м\ф «Следствие ведут Колобки», звук аплодисментов, сигнал о помощи, словообразовательные словари, материалы к уроку, рабочий лист, карточки со словами и заданиями разного уровня.
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности.
(Звучит фрагмент м/ф «Следствие ведут колобки» - звуки выстрелов, характерные слова, позволяющие узнать героев)
- Кто спешит к нам сегодня на урок? Догадались? (Д:Колобки – сыщики)
- Вероятно, трудное задание задержало их. Они прислали телеграмму.
(Текст телеграммы:Мы отправились в страну слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться. Требуется помощь.)- Ну что? Поможем?
3.Актуализация знаний.- Итак, перед нами задача – разгадать новую тайну слова. Следствие ведут ученики 4 «В» класса. - Уважаемые коллеги, вы готовы к расследованию? - Прежде давайте узнаем тему сегодняшнего урока. Потерянные буквы могут находиться на вашей парте.(о, б, а, и, с, ы, у, я, м, е, к, ю, ё)( На экране:Сп_с_б_ _бр_з_в_н_ _ _м_н с_щ_ств_т_льн_х)
- Молодцы! А вот и наши коллеги Колобки, они ждут нашей помощи. (На доске появляется картинка сыщиков – Колобков)- Какие цели поставим перед собой? (Д: научиться новым способам словообразования; закрепить ранее изученные способы.)
4. Постановка учебной задачи. Определение этапов расследования. - Чтобы наше следствие не зашло в тупик, предлагаю составить план расследования. (На экране появляются переставленные этапы урока.)* Итог расследования. * Открытие новой тайны слов. *Помощь пострадавшим. * Сбор известной информации. * Наблюдение за подозреваемыми ( словами).
- В какой последовательности будем вести следствие?
(Дети предлагают свою последовательность этапов расследования)
* Сбор известной информации
* Наблюдение за подозреваемыми.(словами)
* Открытие новой тайны слов.
* Помощь пострадавшим.
*. Итог расследования.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
* - Собираем известную информацию о способах образования имен существительных. Работать сегодня вы будете в группах.
Задание 1(для каждой группы).
1.Подчеркните, с помощью каких частей слова могут образовываться новые слова
Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Задание 2
• стол 1
Определить способ образования имён существительных в группе. Докажите.
Неудача, невезение, неуважение.
Образец устного ответа:
Непогода – когда нет хорошей погоды.
Не- + погода = непогода (Приставочный способ.)
• стол 2
Разобрать имена существительные по составу.
Определить способ образования в группе. Докажите.
Грибок, лесок, гномик.
Образец устного ответа:
дубок – маленький дуб.
Дуб + -ок- = дубок
(Суффиксальный способ.)
• стол 3
Разобрать имена существительные по составу.
Определить способ образования в группе. Докажите.
Подстаканник, подоконник, подлокотник.
Образец устного ответа:
подсвечник – подставка под свечу.
Под- + свеча + -ник- = подсвечник
(Приставочно – суффиксальный способ.)
- Прослушаем собранную вами информацию. Какой способ образования имен существительных определен каждой группой?
- Все ли известные способы образования имен существительных вспомнили?(Нет, мы изучали еще один способ.)
Задание всему классу (одна пара работает у доски, остальные на листочках)
Задание 3
Работа в парах.
-Образуйте имена существительные ещё одним способом. Запишите получившиеся слова.
газ - о - проводить
вод(а) -о- мерить
звёзд(ы) -о- падать
везде -е- ходить
( Сложение корней с соединительной гласной)
Поработай в паре. Придумайте и запишите 5 слов на данный способ образования слов.
- Какой способ использовали?
- Итак, подведем итог этапу сбора информации.
Какие способы образования имен существительных вы знаете?(Названия появляются на экране).
- Приставочный
- Суффиксальный
- Приставочно-суффиксальный
- Сложение корней с соединительной гласной
*Следующий этап нашего расследования – наблюдение за подозреваемыми. Чтобы вести наблюдение надо быть очень внимательными.
Физминутка (для глаз).
(На экране беспорядочно расположены портреты сказочных героев.)
- Найдите глазками героя сказки.
Красна девица грустна,
Её не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слёзы льёт бедняжка. ( Снегурочка)
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился … (Колобок)
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает раны
Африканской обезьяне.
И любой вам подтвердит,
Это доктор … (Айболит)
Вы знаете девушку эту.
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Вокруг только грязь и зола.
Не видела ясного солнышка,
А звали красавицу … (Золушка)
Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит верный друг.
Портрет у друзей
Получился отменный.
На нём Чебурашка,
А рядом с ним … (крокодил Гена)
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти.
А помог ему клубок
Его звали … (Иван-царевич)
(Отгадывают загадки.Находят глазами сказочных героев.)
- Из первых букв имен героев составьте слово. (Д: сказки)
- У меня тоже сегодня на уроке есть книга сказок. Возможно, она поможет найти подозреваемые слова.
6.Первичное усвоение новых знаний.
*Продолжаем наблюдение.
(Из книги выпадает группа слов)
- А вот и подозреваемые слова. Прочитайте (самолёт, скатерть, самобранка, сапоги, ковер, скороходы)
- Определите, какой частью речи являются слова?
- Вспомните, как звучат эти волшебные предметы в сказках. (Д: ковёр + самолёт, скатерть + самобранка, сапоги + скороходы)
- Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно? (Дети предлагают свои ответы: слитно, с соединительной гласной, через дефис.)
* Открытие.
- Мы выслушали результаты наблюдений и собираем оперативный совет.
- Уважаемые коллеги, каким из предложенных вами способом образовали слова? (Сложение, соединение)
- Сравним наши предположения с выводами ученых.
Чтение правила.
- Какую же новую тайну образования имен существительных мы открыли? (Д: существует еще один способ образования имен существительных – сложение целых слов без соединительных гласных)
- Итак, какие способы образования известны нам на сегодняшний день?
- Приставочный
- Суффиксальный
- Приставочно-суффиксальный
- Сложение корней с соединительной гласной
- Сложение целых слов без соединительных гласных
7. Первичное закрепление.Устно. Назовите еще несколько слов образованных сложением целых слов без соединительных гласных.
8. Первичная проверка понимания.
Работа по теме урока. (Сигнал о помощи.)
* Следующий этап расследования: помощь пострадавшим.
Задание 1.
- Ребята, у нас оказались пострадавшие. Слова (появляются на экране) образованные разными способами перепутались, требуется ваша помощь! Разбейте слова на группы по словообразованию и найдите лишнее слово. Попробуйте справиться самостоятельно.
Ветерок, трубочист, пришкольный, кресло – качалка, вазочка, часовщик, меч – рыба, поддон, скалолаз, подгруппа, выбор, подснежник, пароход, охотник, велоспорт, плащ – палатка.
Лишнее слово – пришкольный (прилагательное).
Задание 2.
Игра «Супермаркет».
На карточках каждой группе предлагаются слова : вездеход, выставка, подсказка, подснежник, самокат, кафе-ресторан, пароход, пришкольный,
кресло-кровать, шкаф- купе, диван – кровать, вагон – ресторан, дудка – самогудка, заправка, кресло-качалка, самокат, пылесос, трубопровод, замазка, пробежка, наливка, прогулка, овощевод, подставка, сталевар, выставка- продажа, зайчонок, навес.
1 группа – покупают существительные, образованные сложением целых слов без соединительных гласных;
1 группа – покупают существительные, образованные сложением с соединительными гласными;
3 группа – покупают существительные, образованные приставочно – суффиксальным способом.
- Все ли слова вы смогли определить в группы? (Д: нет, остались – пришкольный, зайчонок, навес)
- Докажите (разбор по составу).
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Дома найдите в сказках еще имена существительные, образованные сложением слов без соединительной гласной, выберите одно слово и сделайте к нему иллюстрацию.
10. Рефлексия деятельности (итоги урока).
- Итак, коллеги, наше расследование подошло к концу.
- О каких итогах мы сообщим сыщикам? Какое новое открытие вы совершили?
- Я думаю, что Колобки оценят вашу работу. (Аплодисменты)
- А вот как бы вы сами оценили свою работу на уроке?
- Я благодарю вас за урок и желаю раскрывать всё новые тайны русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

Урок русского языка по теме "Способы словообразования имен существительных"
Презентация и конспект урока русского языка по теме "Способы словообразования имен существительных" (УМК "Начальная школа XXI века")....

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Способы образования имен существительных" 3 класс
Тема урока: способы образования имен существительных ( сложение целых слов). УМК "Школа ХХI века" 3 класс....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным".
Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным"для 2 класса поможет молодым учителям в объяснении представления о дейст...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы образования имен существительных», 3 класс, Начальная школа 21 века
Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: закрепление умения обучающихся способ образования имен существительныхЗадачи урока: Дидактические:Обеспечить в ходе урока усво...