урок русского языка"родительный падеж" 4 класс Школа России
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Сердюкова Оксана Николаевна

урок русского языка"родительный падеж" 4 класс Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Сердюкова Оксана Николаевна

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

 Родительный падеж

Цель,  задачи материала

Познакомить с особенностями имён существительных в родительном  падеже.

- уточнить  и расширить знания учащихся о родительном   падеже имён  существительных (основные значения, вопросы, предлоги).

 - учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные  и смысловые вопросы, предлоги.

- формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.

- отрабатывать приём распознавания падежей.

- развивать внимание, память, речь.

-формировать умение работать в паре.

- воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе,  объективность в самооценке.

Планируемый результат

Предметные умения

Знать и уметь определять существительные в родительном падеже.

Уметь выполнять разбор предложения по членам.

 

 Личностные УУД:

- сохранять мотивацию к учёбе;

-ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;

-развивать способность к самооценке;

Регулятивные УУД: 

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- принимать  и сохранять учебную задачу;

 - планировать свои действия;

 -высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - осуществлять самоконтроль;

 -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

 - ориентироваться в учебнике;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь определять уровень усвоения учебного материала

-развивать познавательный интерес к предмету.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык»В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  Москва: Просвещение, 2014.

 Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация.

Технология изучения

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1

Организационный.

- Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Записывают число, классная работа.

Личностные:

учебная мотивация.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

2

Актуализация опорных знаний и умений

Что мы проходили на прошлом уроке?

Что общего и в чем различие этих падежей?

Давайте выполним задание по определению падежей!

Определи падеж у выделенных имен существительных.

Вот идет автобус.  Мы сели в автобус.

К вокзалу подошел пассажирский поезд.  Началась посадка в поезд.

Саша примерял новый костюм.  Новый костюм висит на вешалке.

Определяли И.п.и В.п имен существительных падеж.

Есть общие вопросы (ЧТО?)

Читают.

Проверьте себя по слайду!

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

-высказывать своё предположение;

- осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3

Постановка учебной проблемы

Наблюдения над правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже.

Работа в паре.

- А сейчас поработаем в парах. На партах карточка с заданием.  Прочитайте словосочетания.  Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.

Нет огромной стран..., берег мор…, у милого дом…, остаться у друг.., старшей дочер…, для родной земл…, до темной ноч..

Что объединяет данные словосочетания?  

Чем отличаются?

-А почему окончания существительных разные, если падеж одинаковый?

- Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке?

- Какова же тема урока?

- Где можем найти информацию о родительном падеже?

Откройте стр. 107 в учебнике Упр. 191 Рассмотрите таблицу. И ответьте на вопросы в группах.

1. Вопросы существительных в Р.п.( кого, чего, откуда?где?)

2. Вспомогательное  слово в Р. п. (Нет кого?, чего?)

3.Предлоги родительного падежа (от, до, с, из, без, у, около)

4. Роль в предложении существительных в Р.п ( втор.член)

5. Окончания в Р.П. 

На доске написаны словосочетания. Дети выбирают нужное окончание и подставляют его.

ходил около палатк…

достал из печ…

искал у брат…

связали из шерст…

вернулся из лагер…

сварил из клубник…

кувшинчик из глин…

спуститься с гор…

ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ!!!!

Нет огромней страны (Р.п., 1 скл),

берег моря (Р.п, 2 скл.),

у милого дома (Р.п., 2 скл), остаться у друга (Р.п., 2 скл),

старшей дочери (Р.п., 3 скл.),

 для родной земли (Р.п., 1 скл.),

до темной ночи (Р.п., 3 скл.)

- Во всех этих словосочетаниях имена существительные в Р.п.

-У существительных разные окончания.

- Существительные разного склонения.

Нет огромной страны, для родной земли.

- и,- ы

Берег моря, у милого дома, остаться у друга.

- а, -я

До темной ночи, старшей дочери.

- Будем учиться правильно писать окончания у существительных 1,2,3-го склонения в родительном падеже.

- Родительный падеж.

    Родительный падеж

1-е скл.        2-е скл.      3-е скл.

-и, -ы              -а, -я             -и

- В учебнике.

По очереди выходят к доске и подставляют окончание.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

  Метапредметные:

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли

4

Работа по теме урока.

Закрепление  с  проговариванием  во внешней речи.

Работа по учебнику.

- Выполним упражнение 192.

– Прочитайте загадку С. Маршака. Отгадайте ее.

– Спишите. Укажите имена существительные в родительном падеже. Выделите их окончания. Объясните, почему у имен существительных в родительном падеже разные окончания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 - Почтовый ящик.

Списывают. Указывают имена существительные

в родительном падеже. Выделяют их окончания.

Дверца узкая под крышей –

 (3-е скл., Р. п.),

Не для вешнего  (2-е скл., Р. п.),

Говорливого  (2-е скл., Р. п.).

Каждый день жизни частичку мудрости прибавляет.

Гл. члены (День прибавляет)

Словосочетания: день жизни, частичку мудрости 

Познавательные:           - развиваем умения извлекать информацию из текстов.

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу;

выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме;

- слушать и понимать речь других.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Самостоятельная работа с самопроверкой по доске.

-  Я предлагаю  вам сейчас  поработать самостоятельно.

На столах у вас карточки с предложениями.  Поставьте существительные в нужную форму.

На небе нет (луна).

У меня нет (собака).

На столе нет (стакан).

В небе нет яркого (солнце).

Самопроверка по правильному выполнению  на  доске.

ТЕСТ.

Выполняют.

Оценивают себя.

На небе нет луны.

У меня нет собаки.

На столе нет стакана.

В небе нет яркого солнца.

Личностные :

-развивать способность к самооценке;

Регулятивные:- принимать  и сохранять уч. задачу;  

Познавательные:

 -ориент-ся в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

7

Рефлексия  учебной  деятельности

на уроке.

- Итак, ребята, подведем итог урока. Какова была тема урока?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие окончания имеют имена существительные 1 скл., 2 скл., 3 скл.  в Родительном падеже?

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- А теперь настало время оценить свою работу на уроке.

-Заполните таблицу, поставив + или –

(Приложение 1)

- Родительный падеж.

- Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют  самооценку

на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8

Домашнее задание.

Отметки за урок

 На «3»Учебник стр. 108 ,упр. На «4» и на «5»  стр.109 упр. 196, на стр. 191 повторить сведения о Родительном падеже.

Спасибо за урок.

Запись в дневник

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                 

Утверждения

Поставь знак    «+» или «-»

1)  Тема  урока мне понятна.

2)  Я  достиг  цели урока.

3)  Я  умею   правильно писать окончания у существительных 1,2,3-го склонения в родительном падеже.

Будем учиться правильно писать окончания у существительных 1,2,3-го склонения в родительном падеже.

Родительный падеж.

                                                                                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительный падеж

Слайд 2

Определи падеж у выделенных имен существительных. Вот идет автобус . Мы сели в автобус . К вокзалу подошел пассажирский поезд . Началась посадка в поезд . Саша примерял новый костюм . Новый костюм висит на вешалке.

Слайд 3

Проверка Определи падеж у выделенных имен существительных. Вот идет автобус ( И.п) . Мы сели в автобус (В.п) . К вокзалу подошел пассажирский поезд ( И.п.) . Началась посадка в поезд (В.П.) . Саша примерял новый костюм ( В.п) . Новый костюм( И.п) висит на вешалке. Оцените себя!!

Слайд 4

Работа в парах Нет огромной стран..., берег мор…, у милого дом…, остаться у друг.., старшей дочер…, для родной земл…, до темной ноч..

Слайд 5

Проверка Нет огромной стран ы (Р.п., 1 скл), берег мор я (Р.п, 2 скл.), у милого дом а (Р.п., 2 скл), остаться у друг а (Р.п., 2 скл), старшей дочер и (Р.п., 3 скл.), для родной земл и (Р.п., 1 скл.), до темной ноч и (Р.п., 3 скл.)

Слайд 6

Проверка 1.Вопросы: Кого? Чего? Куда? Откуда? 2.Вспомогательное слово: НЕТ 3.Предлоги: От, до, с, из, у, без, для, около, 4.Роль в предложении: второстепенный член 5.Окончания в склонениях 1 склонение: -и , -ы 2 склонение: -а , -я 3склонение: -и

Слайд 7

Записать им. сущ. в родительном падеже 1 ряд – белка, земля, вода 2 ряд – поле, конь, окно

Слайд 8

СТР.108 упр.192 Дверца узкая под крышей – Не для белк и (Р.п), не для мыш и (Р. п.), Не для вешнего жильц а (Р. п.), Говорливого скворц а (Р. п.).

Слайд 9

Проверка Самостоятельная работа Поставьте существительные в нужную форму. На небе нет ЛУНЫ. У меня нет СОБАКИ На столе нет СТАКАНА. В небе нет яркого СОЛНЦА

Слайд 10

Домашнее задание. Работа на оценку «3»-Стр. 108, упр. 195 Работа на оценку «4» и «5»- стр. 109 упр.196



Предварительный просмотр:

Работа в паре.

Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.

Нет огромной стран...(           ), берег мор…(            ), у милого дом…(           ), остаться у друг..(          ), старшей дочер…(          ), для родной земл…(          ), до темной ноч.. (            )

Работа в паре.

Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.

Нет огромной стран...(           ), берег мор…(            ), у милого дом…(           ), остаться у друг..(          ), старшей дочер…(          ), для родной земл…(          ), до темной ноч.. (            )

Работа в паре.

Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.

Нет огромной стран...(           ), берег мор…(            ), у милого дом…(           ), остаться у друг..(          ), старшей дочер…(          ), для родной земл…(          ), до темной ноч.. (            )

Работа в паре.

Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.

Нет огромной стран...(           ), берег мор…(            ), у милого дом…(           ), остаться у друг..(          ), старшей дочер…(          ), для родной земл…(          ), до темной ноч.. (            )

Работа в паре.

Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.

Нет огромной стран...(           ), берег мор…(            ), у милого дом…(           ), остаться у друг..(          ), старшей дочер…(          ), для родной земл…(          ), до темной ноч.. (            )

Работа в паре.

Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.

Нет огромной стран...(           ), берег мор…(            ), у милого дом…(           ), остаться у друг..(          ), старшей дочер…(          ), для родной земл…(          ), до темной ноч.. (            )

Работа в группе

1. Вопросы существительных в Р.п

2. Вспомогательное  слово в Р. п.

3.Предлоги родительного падежа

4. Роль в предложении существительных в Р.п

5. Окончания в Р.п. 

Работа в группе

1. Вопросы существительных в Р.п

2. Вспомогательное  слово в Р. п.

3.Предлоги родительного падежа

4. Роль в предложении существительных в Р.п

5. Окончания в Р.п. 

Работа в группе

1. Вопросы существительных в Р.п

2. Вспомогательное  слово в Р. п.

3.Предлоги родительного падежа

4. Роль в предложении существительных в Р.п

5. Окончания в Р.п. 

Самостоятельная работа

Поставьте существительные в нужную форму.

На небе нет (луна)_________________.

У меня нет (собака)__________________.

На столе нет (стакан)__________________.

В небе нет яркого (солнце)________________.

Самостоятельная работа

Поставьте существительные в нужную форму.

На небе нет (луна)___________________.

У меня нет (собака)__________________.

На столе нет (стакан)________________.

В небе нет яркого (солнце)_________________.

Самостоятельная работа

Поставьте существительные в нужную форму.

На небе нет (луна)___________________.

У меня нет (собака)__________________.

На столе нет (стакан)________________.

В небе нет яркого (солнце)_________________.

Самостоятельная работа

Поставьте существительные в нужную форму.

На небе нет (луна)___________________.

У меня нет (собака)__________________.

На столе нет (стакан)________________.

В небе нет яркого (солнце)_________________.

Проверка

Самостоятельная работа

Поставьте существительные в нужную форму.

На небе нет ЛУНЫ.

У меня нет СОБАКИ

На столе нет СТАКАНА.

В небе нет яркого СОЛНЦА

Проверка

Самостоятельная работа

Поставьте существительные в нужную форму.

На небе нет ЛУНЫ.

У меня нет СОБАКИ

На столе нет СТАКАНА.

В небе нет яркого СОЛНЦА

Проверка

Самостоятельная работа

Поставьте существительные в нужную форму.

На небе нет ЛУНЫ.

У меня нет СОБАКИ

На столе нет СТАКАНА.

В небе нет яркого СОЛНЦА

Тест.

-Обведи ответ “да”, если ты согласен, или “нет”, если ты не согласен с утверждением.

1.На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

  • Кто? Что?
  • Кого? Чего?
  • Кому? Чему?

2.Как называется изменение имён существительных по вопросам? Выбери несколько правильных ответов.

  • Изменением по падежам
  • Склонением
  • Изменение по числам

3.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: не вижу картины, учителя, Сергея?

  • В именительном
  • В родительном
  • В винительном

4.В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами у, без, из, для?

  • В родительном
  • В винительном
  • В именительном

5.О каком падеже идёт речь: “Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом”?

  • О винительном
  • Об именительном
  • О родительном

Тест.

-Обведи ответ “да”, если ты согласен, или “нет”, если ты не согласен с утверждением.

1.На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

  • Кто? Что?
  • Кого? Чего?
  • Кому? Чему?

2.Как называется изменение имён существительных по вопросам? Выбери несколько правильных ответов.

  • Изменением по падежам
  • Склонением
  • Изменение по числам

3.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: не вижу картины, учителя, Сергея?

  • В именительном
  • В родительном
  • В винительном

4.В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами у, без, из, для?

В родительном

  • В винительном
  • В именительном

5.О каком падеже идёт речь: “Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом”?

  • О винительном
  • Об именительном
  • О родительном

Тест. Проверка

-Выбери правильный ответ.

1.На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

  • Кто? Что?
  • Кого? Чего?
  • Кому? Чему?

2.Как называется изменение имён существительных по вопросам? Выбери несколько правильных ответов.

  • Изменением по падежам
  • Склонением
  • Изменение по числам

3.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: не вижу картины, учителя, Сергея?

  • В именительном
  • В родительном
  • В винительном

4.В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами у, без, из, для?

  • В родительном
  • В винительном
  • В именительном

5.О каком падеже идёт речь: “Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом”?

  • О винительном
  • Об именительном
  • О родительном


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Школа России.

Закрепление знаний о словах, обозначающих признак предмета....

Урок русского языка в 3 классе.( Школа России)

Тема: Главные  и  второстепенные  члены  предложения. Цели:  сформировать представлений о том, что в каждом предложении о ком-либо или о чём-либо говорится, что гов...

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе. Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».

Презентация  к уроку русского языка в 3 классе.Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».Тип урока: изучения и ...