Мастер-класс "Формирование понятия однокоренных (родственных) слов , 2 класс"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)

Самойлова Татьяна Михайловна

Цель мастер-класса показать интерактивные формы обучения на уроке русского языка во 2 классе при формировании понятия однокоренных (родственных ) слов. Тип урока - формирование первоначальных предметных умений. На уроке показаны различные типы проблемных ситуаций: ситуации неожиданности, конфликта, ситуации несоответствия, неопределённости, предположения, выбора, задания-ловушки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Формирование понятия однокоренных (родственных) слов Составила: Самойлова Т.М. учитель МАОУ «СОШ № 85» г. Кемерово

Слайд 2

«Расскажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь». (Китайская пословица)

Слайд 3

1 этап. Создание проблемных ситуаций

Слайд 4

Прочитайте слова. Определите орфограмму. с_ды – м_сты - гр_за - хв_стун -

Слайд 5

Проверьте слова, изменяя их по числу. с_ды – м_сты - гр_за - хв_стун -

Слайд 6

хв_стун – хв_стунЫ

Слайд 7

2 этап. Формулировка вопроса. Что мы не понимаем? Что мы не знаем?

Слайд 8

Технология «Аквариум» 2-3 ученика разыгрывают в круге ситуацию по определённой теме, а остальные анализируют, задавая вопросы.

Слайд 9

Аня: ХвАстаться Ваня: ХвОст

Слайд 10

Бывают ли у слов родственники? Можно ли с помощью родственных слов проверять орфограммы?

Слайд 11

3этап. Формирование понятия. Работа в группе.

Слайд 12

Роли в группе Чтец - читает вслух; Секретарь - записывает что-то от лица группы; Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; Капитан - следит за временем и за тем, чтобы высказывались все; Сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении;

Слайд 13

Правила работы в группе Работай дружно. Спокойно высказывай своё мнение. Уважай мнение другого. Терпеливо выслушивай мысли других. Вместе находи правильное решение.

Слайд 14

1 группа Кто такой ЛЕСНИК? Как ты думаешь, от какого слова образовалось слово ЛЕСНИК? Это разные слова или изменения одного и того же слова? Если одно слово образовалось от другого, можно ли их считать родственниками? 2 группа Кто такой РЫБАК? Что значит слово РЫБНЫЙ? Можно ли сказать, что слово РЫБНЫЙ образовалось от слова РЫБАК? От какого слова образовалось слово РЫБАК и слово РЫБНЫЙ? Можно ли считать родственными эти слова? Почему?

Слайд 15

Как вы догадались, что слово ЛЕСНИК произошло от слова ЛЕС , а РЫБАК и РЫБНЫЙ от слова РЫБА ?

Слайд 16

Слова СОЛДАТ И БОЕЦ похожи по смыслу. Можно ли их назвать родственными?

Слайд 17

Вывод: У родственных слов есть общая часть, состоящая из одинаковых звуков и букв. Эта часть показывает, от какого слова образовались общие слова.

Слайд 18

Общую часть называют в русском языке корнем слова и показывают дугой. Родственные слова можно назвать однокоренными.

Слайд 19

Схема

Слайд 20

Бывают ли у слов родственники? Можно ли с помощью родственных слов проверять орфограммы?

Слайд 22

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Общее понятие об однокоренных ( родственных словах)"

Урок проведен во 2 классе по программе "Школа России" с использованием мультимедийной презентации....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме"Общее понятие об однокоренных(родственных словах)"

Презентация сопровождает урок русского языка по теме "Общее понятие об однокоренных ( родственных ) словах)"...

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов»

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).  Исходя из психологических особенностей детей, в построении урока требуется частая смена видов деятельности. На уроке представлены следующие в...