Урок письма в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Пильникова Галина Степановна

Правописание буквосочетаний жи-ши в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок письма в 1 классе

Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши

Тип урока: урок первичного усвоения знаний

Цели: предметные: содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка, а также безотрывного письма; способствовать развитию навыков правописания сочетаний жи-ши, оформления предложений;

личностные: создать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи;

регулятивные: способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;

коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества;

познавательные: развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.

Оборудование: тетрадь по русскому языку №4, компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(Дети вместе с учителем стоят в круге)

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие в волшебный сказочный мир, в котором живут звуки и буквы.

Вы согласны?

- В пути вы должны быть очень внимательными, помогать и поддерживать друг друга. И раз мы с вами договорились отправиться в сказку, то начнём урок именно с неё.

2.Актуализация знаний

Фронтальный опрос

- Чем отличаются звуки и буквы? ( Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы

читаем и пишем)  

- На какие две большие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и

согласные)

- Что вы знаете о гласных звуках? (состоят из голоса, свободно произносятся,

выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, их можно петь)

- Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

- Что вы знаете о согласных звуках? (выдыхаемый воздух встречает преграду –

язык, нёбо, зубы, губы, и от этого получается шум).

-А согласные согласны шелестеть, скрипеть, шипеть, но не хочется им петь.

- Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.  

- Назовите шипящие парные согласные звуки, которые всегда твёрдые.

Давным – давно, ещё сто лет назад, буквы только начинали знакомиться друг с другом. Жили они в посёлке, который назывался Алфавит. И жили в этом посёлке одни только буквы от А до Я. Все буквы дружили друг с другом.

А буквы Ж и Ш сначала подружились с буквой Ы, но потом поссорились и больше их вместе никто никогда не видел. Потом Ж и Ш подружились с буквой И, и им вместе было так хорошо, что они решили больше никогда не расставаться. С тех пор буквы Ж и Ш, так и ходят с буквой И парой, крепко держась за руки.

- Молодцы! Теперь я уверена, что вы справитесь с любым заданием!

II. Минутка чистописания.

- Ребята, а какие вы знаете сказки?

- А как начинается большинство сказок? (жили-были)

- С какого звука начинается это слово?

- Произнесите его. Расскажите о нём. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким? Парный или непарный?

- Вы сказали, что звук ж парный, назовите мне его пару.

-А он какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким?

- Сейчас я предлагаю вам вспомнить как пишутся буквы Ж и Ш.

- А поскольку мы с вами в сказке, то я позову на помощь своего верного друга и помощника Весёлого Карандаша. Он напомнит о том, как правильно пишутся эти буквы.

- Внимательно посмотрите, как пишется заглавная и строчная Жж. А теперь возьмите ручку и ещё раз вместе с карандашом пропишите в воздухе. Теперь самостоятельно вы можете приступить к написанию.

(Аналогично буква Шш)

- Открываем тетрадь, записываем число.

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

- Какое сегодня число?

- А теперь выберите из каждой строчки ту букву, которая по вашему мнению наиболее удачно у вас получилась и подчеркните её.

III. Целеполагание

- Ребята, а если бы нам с вами предложили написать сказку?

- Как вы думаете, мы бы справились?

- Давайте попробуем.
- Сказку начнём со слов «жили – были».

- Давайте немного поработаем со словом «жили.»

- Сколько в нём слогов?

- Назовите первый, второй.

- А что вы можете сказать о звуке и?

- А какой звук обозначает ж?

- Тогда почему же надо писать и?

- Какая перед нами стоит проблема?

-Послушайте сказку.

Сказка о том, как поссорились буквы

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.Жили очень дружно.

И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ,  ЖИ – ШИ.

  • Интересная сказка?
  • А что вы неё узнали? О каком орфографическом правиле я рассказала?
  • Молодцы! Вы очень внимательны! Я действительно рассказала вам о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

IV. Актуализация знаний.

1.- Давайте вместе хором прочитаем это правило. А теперь по группам.

2. Работа в группах.

- Ребята, сейчас я предлагаю поработать в группах. Кто хочет сегодня быть моим помощником? (Назначить самой)

Группа 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 3.

Вставьте пропущенные сочетания жи-ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.

Проверка.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

- Молодцы! Наши ручки отдохнули. Продолжаем работать.

3. Работа с рисунками.

- Ребята, посмотрите вокруг. В классе размещены рисунки. Найдите и прикрепите на доску только те, которые помогут нам запомнить новое правило.

- Давайте ещё раз повторим это правило.

(лиса, жираф, шишка, машина, волк, лыжи, снежинка, пружина, шиповник, карандаши, моржи)

- Хорошо, молодцы!

- На какие две группы мы можем разделить эти слова. Запишите в два столбика.

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

В  ЕЖИ  ЛЕСУ  ЖИВУТ.   (Ежи  живут  в  лесу.)

ВО  МАШИНА  ДВОРЕ  ШИПИТ.  (Во  дворе  шипит  машина.)

Проверка.

Гимнастика для глаз

- Мой верный помощник Весёлый Карандаш предлагает вашим глазкам отдохнуть. Следите глазками за появляющимися предметами на экране.

V. Закрепление изученного.

- Вы такие молодцы, все задания выполнили верно. В начале урока мы с вами договорились написать сказку. И теперь, когда вы познакомились ещё с одним правилом русского языка, вы смело можете приступать к работе.

Проверка.

- На предметном столе лежат слова, из которых каждая группа составит предложение. После того, как группа составит предложение, выходите к доске и размещаете своё предложение.

(Обязательно группа хором должна прочесть предложение)

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

В  ЕЖИ  ЛЕСУ  ЖИВУТ.   (Ежи  живут  в  лесу.)

ВО  МАШИНА  ДВОРЕ  ШИПИТ.  (Во  дворе  шипит  машина.)

- Молодцы! Мы справились с заданием? Решили проблему, которую мы обозначили в начале урока? С каким сочетанием мы сегодня познакомились?- Ребята, а кто считает, что он справился со всеми заданиями сегодняшнего урока отлично, поднимите ручки, а кто считает, что ещё необходимо немного поработать над этим правилом?

Группа 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 3.

Вставьте пропущенные сочетания жи-ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.

Группа 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 3.

Вставьте пропущенные сочетания жи-ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть

Группа 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 3.

Вставьте пропущенные сочетания жи-ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть

Группа 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 3.

Вставьте пропущенные сочетания жи-ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть

Группа 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 3.

Вставьте пропущенные сочетания жи-ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть

Группа 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 3.

Вставьте пропущенные сочетания жи-ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть

Составьте текст и запиши его.

у него большие ветвистые рога В чаще леса скрывался Лось Лось сильный зверь он любит соль ест траву и ветки

В чаще леса скрывался Лось, у него большие ветвистые рога. Лось сильный зверь, он любит соль, ест траву и ветки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма 1 класс "Письмо изученных букв".

В начале урока дети выразили свое настроение, мотивацию учебной деятельности при помощи знаков «настроения», обосновали свой выбор.     Перед детьми была поставлена проблема: нужны ли школы ...

Конспект урока письма 1 класс "Письмо заглавной буквы К" УМК "Перспектива"

Материал содержит конспект урока письма для учащихся 1 класса (УМК "Перспектива")...

Конспект урока. Письмо. 1 класс.Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: формировать у учащихся умение проверять написание согласных на конце слова.Планируемые результа...

Урок письма 1 класс В гостях на улице Сезам. Письмо заглавной буквы П

Ознакомление с алгоритмом письма заглавной буквы «П»;отрабатывать умение находить сходные элементы с элементами новой буквы; формировать навыки каллиграфического письма;развивать познавательный интере...

Конспект урока письма 1 класс "ПИСЬМО ЭЛЕМЕНТА "КОРОТКАЯ НАКЛОННАЯ ПРЯМАЯ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ ВВЕРХУ"

Цель деятельности учителя: учить детей правильно писать элементы букв;Планируемые результаты: предметные: развивать навык правильного письма, развитие мелкой моторики, развивать у учащихся навыки звук...

конспект урока письма 1 класс, тема "Письмо ь и ъ знаков"

Цель: Организовать деятельность детей по овладению начертанием Ь и Ъ знакаЗадачи:Образовательная:1.     Учить каллиграфически правильному написанию буквы и ее соединений.Развивающа...