Технологическая карта "Звуки [з], [з']"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Технологическая карта к уроку литературы в 1 классе по теме "Звуки [з], [з']"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_zz.docx53.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1  классе (УМК «Школа России»)

Учитель: Попова А. И.

Тема урока

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с согласными звуками [з], [з’], буквами З, з, звонкими и глухими согласными звуками, формирования фонематического слуха учащихся, развитие речи.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Познакомятся с особенностями артикуляции звуков [з], ] их характеристиками; владеют навыками слогового чтения с буквой З. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Осуществляют наблюдение над родственными словами

Личностные результаты

Проявляют положительное отношение и интерес к природе.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласные звуки [з], [з’].

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования

Основные понятия и термины

Согласные звуки [з], [з’], звонкий, глухой; твердый и мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы З, з

Методы и формы работы

Словесный метод, наглядный метод, практический метод; фронтальная форма, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

 Мультимедийная презентация, учебник «Азбука» 1 класс, (Автор Горецкий В.Г.) страница 91-93

Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Приветствие

Эмоциональный настрой.

Проверка готовности к уроку.

Сл. 1

– «Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!»

– Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я – меня зовут Анастасия Игоревна

– Присаживайтесь, ребята. Помните, что на уроке вы должны сидеть правильно: спины держать прямо, упираясь в спинку стула, между вами и партой должен помещаться один кулак, руки лежат на партах, ноги ровно стоят на полу.

– Покажите, как вы умеете правильно сидеть.

Сл. 2

– Проверьте готовность к уроку

– У вас на столах должен лежать учебник «Азбука» и пенал.

- Приветствует класс;

- Создает эмоциональный настрой.

- Проверяет готовность к уроку;

- Приветствуют учителя;

- Организуют рабочее место, включаются в деловой ритм урока.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Цель: актуализация субъективного опыта учащихся, выявление опорных знаний учащихся.

Чтение столбиков слогов (фронтальная беседа)

Сл. 3

– Ребята, давайте вспомним с какими звуками вы познакомились на прошлых уроках. Для этого вы должны прочитать слог, определить, как произносится в этом слоге согласный звук твердо или мягко.

Ми, мо . (Мягко, твердо)

Пы, по. (Твердо, твердо)

Не, ны. (Мягко, твердо)

Ве, ри. (Мягко, мягко)

Ла, ло. (Твёрдо, твердо)

Ти, ту. (Мягко, твердо)

Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществления, фиксирует затруднения и даёт им обоснование.

Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока.

Введение в тему урока (загадки о букве)

–  Для того, чтобы определить тему урока я предлагаю вам отгадать загадки:

Сл. 4

В коридоре топот ног,

В класс зовёт детей … (Звонок)

– Какой звук вы слышите в начале слова звонок?

(звук[з])

 – Как произносится этот звук твердо или мягко? (твёрдо)

Сл. 5

На деревьях бахрома,

В белом инее дома.

Это значит — разгулялась

Наша русская .... (Зима)

–  Какой звук вы слышите в начале слов зима и земля? (звук[з’]) 

–  Как произносится этот звук твердо или мягко? (мягко)

 Ребята, что объединяет эти отгадки между собой?

(В словах отгадках мы слышим звуки [з] и [з’] в начале каждого слова).

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно – познавательной деятельности.

Самоопределение деятельности, целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формулирование темы и задачи урока.

 Кто догадался, с какими звуками мы познакомимся сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы познакомимся с согласными звуками [з] и [з’]).

Сл. 6

Сегодня мы отправляемся в гости к двум новым звукам [з] и [з’], буквой З.

 IV. Изучение нового материала.

Цель:  обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Слого-звуковой анализ слова зима

Сл. 7

– Посмотрите на предметную картинку.

– Что на ней изображено? (Зима)

 Что такое летучий зима? (Время года).

 Произнесите и посчитайте количество слогов в слове змей, какое мы знаем правило? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове зима два гласных звука [и] и [а]). 

Значит сколько слогов в слове змей? (В слове зима два слога).

 Произнесите первый слог хором (Зи)

 Из чего состоит этот слог? (Состоит из слияния согласного звука [з'] с гласным звуком [и]). Отметим эти слоги на доске. (Схема выносится на доску)

Произнесите хором второй слог. (Ма)

 Из чего состоит этот слог? (Состоит из слияния согласного звука [м] с гласным звуком [а]).  Отметим эти слоги на доске. (Схема выносится на доску)

 Произнесите первый звук в слове зима ([з’])

 Какой звук [з’] гласный или согласный? (Звук [з’] согласный, так как при его произношении воздушная струя встречает преграды на своем пути, мы не можем его пропеть и протянуть).

Звук [з’] в слове зима слышится твердо или мягко? (Звук [з’] в слове зима слышится мягко)

–Чтобы определить, какой звук [з’] глухой или звонкий используем прием «Закрой ушки».

– Закройте ушки и произнесите звук [з’] и звук [с’].

– Какой из этих звуков мы произносим с голосом, звонко? (Звук [з’])

–  Значит какой это звук глухой или звонкий? (Звонкий)

 Сделаем вывод: звук [з’] - согласный, звонкий, мягкий.

Проводит слого-звуковой анализ слов с опорой на предметную картинку и схему слова; знакомит с артикуляцией звук; характеризует звуки вместе с учащимися; создает речевую ситуацию; подводит к выводу.

Под руководством учителя выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками; составляют схему модель слов; выделяют звуки [з], [з’] в процессе слого-звукового анализа слов с опорой на предметную картинку; произносят звуки [з],[з’]; дают характеристику звукам; определяют звуки [з], [з’] на слух; формулируют вывод.

 Слого-звуковой анализ слова звонок.

Сл. 8

 Откройте страницу 91 в Азбуке и посмотрите на вторую предметную картинку. Что на ней изображено? (Звонок)

 Что такое звонок? (Металлический звуковой прибор)

Произнесите слово звонок и скажите, сколько в нем слогов? (В слове звонок 2 слога).

Как вы это определили? (С помощью правила: сколько в слове гласных, столько и слогов)

Произнесите хором первый слог. (Зво)

 Из чего состоит этот слог? (Слог зво состоит из примыкающего согласного звука [з], слияния согласного звука [в] и гласного звука[о]). Отметим этот слог на доске.  (Схема помещается на доске.)

 Произнесите хором второй слог. (Нок)

 Из чего состоит этот слог? (Слог нок состоит из слияния согласного звука [н] с гласным звуком[о] и согласным звуком [к] вне слияния). Отметим этот слог на доске.  (Схема помещается на доске.)

 Произнесите хором первый звук в слове звонок. (Звук [з]).

 Какой звук [з] гласный или согласный? (Звук [з] согласный, так как при его произношении воздушная струя встречает преграды на своем пути, мы не можем его пропеть и протянуть).

 Звук [з] в слове звонок слышится твердо или мягко? (Звук [з] в слове звонок слышится твердо)

– Чтобы определить, какой звук [з] глухой или звонкий используем прием «Закрой ушки».

– Закройте ушки и произнесите звук [з] и звук [с].

– Какой из этих звуков мы произносим с голосом, звонко? (Звук [з])

– Значит какой это звук глухой или звонкий? (Звонкий)

 Верно, звук [з] - согласный, звонкий, твердый.

Сл. 9

Сделаем вывод, c какими звуками мы познакомились: Звук [з`]- согласный, мягкий.

Звук [з] – согласный, твердый.

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, добывают знаний и овладевают способами действия.

Читают схему, определяют звуко-буквенный состав, выделяют новый звук, дают ему характеристику.

Знакомство с буквой.

Звуки [з] и [з’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой З (согласной)

Внимательно посмотрите на демонстрационную карточку и скажите сколько всего букв З? (На демонстрационной карточке мы видим четыре буквы З, две печатные: большая и маленькая и две письменные: заглавная и строчная).

 Где мы можем встретить печатные буквы? (Печатные буквы мы можем встретить в энциклопедиях, книгах, газетах)

Где мы можем встретить письменные буквы? (Письменные буквы мы можем встретить в прописях, тетрадях, записных книжках)

 Ребята, на что похожа буква «З»? (Буква «З» похожа на завитушку, пружинку, крендель, стружку, змейку)

Сл. 10

Активизирует внимание на форме букв; побуждает к наблюдению, сравнению с помощью вопросов; создает проблемную ситуацию; проводит игру.

Наблюдают за формой букв; сравнивают буквы; различают письменные и печатные буквы; объясняют употребление заглавных букв; рассматривают буквы; высказывают свои предположения; создают ассоциативные ряды;; формулируют вывод.

Работа с лентой букв

– Посмотрите на ленту букв, и скажите, где находится буква «ЗЭ», в каком ряду? Верхнем или нижнем? (Буква «ЗЭ» находится в верхнем ряду)

 Какие буквы находятся в верхнем ряду? (В верхнем ряду находятся согласные буквы, обозначающие согласные звонкие звуки).

– Сделаем вывод: буква з - согласная, обозначает на письме согласные звонкие звуки [з] и [з’]).

Организует работу с лентой букв, подводит учащихся к выводам, обобщает.

Определяют место буквы на ленте букв, соседей буквы, делают выводы под руководством учителя.

Физминутка

– Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я, (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Осуществляют практику утомления, повторяя движения за учителем.

Повторяют движения за учителем.

Чтение столбика слогов-слияний

 Ребята, найдите слоги под предметными картинками на странице 91-ой (девять и один).

 Прочитайте слоги хором сверху вниз (за, зу, зе, зо, зы, зи)

 Прочитайте слоги все вместе снизу вверх (зи, зы, зо, зе, зу, за)

 Прочитайте слоги, в которых звук [з] слышится твердо (за, зу, зо, зы).

Какие гласные буквы обозначают твердость предшествующего согласного звука? (Гласные буквы: а, у, о, ы)

 Прочитайте слоги, в которых звук [з’] слышится мягко (зе, зи)

Какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного звука? (Гласные буквы е, и)

Какие ещё вы знаете гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного? (Гласные буквы: ё, ю, я)

 Напоминаю о правильной посадке за партой.

Организует работу по чтению слогов – слияний, отрабатывает технику чтения, подводит к выводам, обобщает

Читают слоги хором и индивидуально, выделяют общее в слогах, читают слоги с твердым согласным звуком, мягким согласным звуком, называют гласные буквы, обозначающие твердость, мягкость предшествующего согласного

Чтение слов с пометами (стр. 91)

–  Найдите слова под синими рамками.

 –Прочитайте первые три слова в первом столбике (Знакомые, познакомила, произнесите)

–Что общего у этих слов? (Во всех этих словах есть буква З)

–Прочитайте два первых слова, как вы понимаете их значение? (Слова знакомые и познакомила имеют общее значение близкие люди, которых когда-то познакомили.)

– Найдите одинаковую общую часть в словах знакомые и познакомила. (Общая часть «знаком»)

–Чем различаются эти слова? (Слово «знакомые» обозначает предмет, а слово «познакомила» - действие предмета)

–Прочитайте третье слово в первом столбике. (Произнесите)

–Как вы понимаете это слово? (Что-то сказать, проговорить)

– Слово произнесите тоже обозначает действие предмета.

– Кому мы можем сказать произнесите? (Учитель говорит детям произнесите слог в слове)

– Прочитайте слова второго столбика, как вы понимаете их значение? (Зима – время года, зеленел – становился зеленым)

– Что общего у этих слов? (Эти слова начинаются на букву З, которая обозначает согласный мягкий звук [з’] )

Чем различаются эти слова? (Лексическим значением, слово «зима», отвечают на вопрос что? обозначает предмет, а слово «зеленел» – отвечает на вопрос что делал?, обозначает действие предмета).

–Прочитайте слова под первым столбиком (Зазвенел, звонок)

–Что общего у этих слов? (Слова зазвенел и звонок начинаются на букву З, общее значение «издавать звук»)

–Что такое звонок? (Это звук, звуковой сигнал, производимый колокольчиком или прибором)

–Как вы понимаете значение слова зазвенел? (Начал издавать звуки)

–Ребята, слова зазвенел и звонок имеют общую часть «звон», а различаются они тем, что зазвенел – действие предмета, а звонок – предмет.

–Прочитайте слова, где буква З находится в начале, середине слова?

Проводит грамматико – орфографические наблюдения над словами, лексическую работу со словами, сравнение, классификацию, обобщение слов, готовит к чтению текстов.

Читают слова с пометами, определяют количество слогов, ударный слог, сравнивают, классифицируют слова по группам, делают выводы под руководством учителя.

Работа с учебником. Чтение текста (стр.91,92)

– А сейчас мы прочитаем текст на странице 91-ой (девять и один).

– Ребята, о чём говорится в тексте? (В тексте говорится о разных животных в зоопарке)

– Что такое зоопарк? (Зоопарк – место, где живут разные виды животных)

– Найдите в тексте каких животных увидели дети в зоопарке? (В зоопарке дети увидели льва, слона, сомов, налимов, змей)

–  Найдите в тексте слова с буквой З. (Зоопарке, разные, звери, за, забором, сразу, узнали, Зина, заинтересовали, змеи, зимовали, заползали, засыпали, выползли)

– Скажите, что делали змеи? (Змеи зимовали, заползали, засыпали, выползли)

–  Найдите среди этих слов те, в которых звук [з] произносится твердо и скажите? (змеи, заползали, засыпали, выползли)

– А в каком слове звук [з'] читается мягко? (В слове зимовали)

– Итак, какие звуки обозначает буква З? (Буква З обозначает твердый звук [з] и мягкий звук [з’])

–  Ребята, посмотрите иллюстрацию после текста и скажите, кто на ней изображен? (На иллюстрации изображены ребята и змеи)

– Что они делают? (Они смотрят на змей)

– Как дети реагируют на змей? (Кто-то удивлен, кто-то боится)

– Как ведут себя змеи? (Змеи ползут поближе к детям)

– Подходит ли иллюстрация к тексту? (Да, иллюстрация подходит к тексту, потому что на ней изображены ребята, которые рассматривают змей)

– Назовите слова со звуком [з] и [з’] которые есть на картинке? (змеи, зеленая)

Вывод:

– Дайте характеристику звукам [з] и [з’]. (Звук [з] – согласный, звонкий, твердый; звук [з’] – согласный, звонкий, мягкий)

Обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.

Осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне, исправляют ошибки и неверные представления.

Чтение столбиков слогов (стр.93)

– Ребята, переверните страницу учебника и внимательно посмотрите на столбик букв и столбики слогов в синей рамке. Прочитайте буквы в первом столбике ([с], [з])

– Прочитаем хором слоги в столбиках (Са, за, со, за, су, зу, сы, зы, си, зи. се, зе,)

– Что объединяет эти слоги? (Звуки [с], [з])

– Какие звуки называют глухими? (Глухими называют звуки, при произношении которых струя воздуха встречает препятствие в виде зуб или языка)

– Прочитайте слоги с глухим звуком (са, со, су, сы, си, се)

– Что объединяет эти слоги? (Звук [с])

– Дайте характеристику звуку [с] (Звук [с] глухой).

– Какие звуки называют звонкими? (Звонкими называют звуки, при произношении которых струя воздуха не встречает препятствий, мы можем их пропеть)

– Прочитайте слоги со звонким звуком (за, зо, зу, зы, зи, зе)

– Что объединяет эти слоги? (Звук [з])

– Дайте характеристику звуку [з]. (Звук [з] звонкий).

Обеспечивает усвоение новых знаний на уровне применения в ситуации.

Выполняют задания, требующие применения знаний в ситуации.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий.

Работа со стихотворением (стр.93)

– Прочитайте текст, будьте готовы ответить на мои вопросы.

У Зины коза.

Зина пасла козу.

У Ивана коса.

Он косил траву.

– О чем говорится в этом тексте? (В стихотворении говорится о том, что у Зины была коза, а у Ивана коса)

– Что делала Зина? (Зина пасла козу)

– Что делал Иван? (Иван косил траву)

– Найдите в тексте слова, которые различаются одним звуком. Какие это слова? (Слова козу и косу)

– Что обозначает слово коза? (Травоядное животное)

– Что обозначает слово коса в тексте? (Ручной инструмент для покоса травы)

–  Что еще может обозначать слово коса? (Элемент прически)

– Какими звуками эти слова различаются? (Слова коса и коза отличаются звуками [с] и [з])

– Какие это звуки гласные или согласны? (Звуки [с] и [з] согласные)

– Эти звуки твердые или мягкие? (Звуки [с] и [з] твердые)

– Верно, звуки [с] и [з] согласные, твердые

Обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.

Осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий, исправляют ошибки.

Работа со словами (стр.93)

– Обратите внимание на слова внизу страницы. Прочитайте слова первого столбика. (Косы, козы)

– Чем они различаются? (Звуками [с] и [з])

– Сколько слогов в этих словах? (В словах косы и козы 2 слога)

– В каком слоге мы встречаем звуки [с] и [з]? (Во втором слоге)

– Обратите внимание на ленту букв. Как располагаются звуки [с] и [з]? (Звук [з] находится в первом ряду, а звук [с] в первом)

– Как называются такие звуки? (Парными)

– Какой из этих звуков звонкий? (Звук [з])

– Какой из этих звуков глухой? (Звук [с])

– Прочитайте слова второго столбика (Роса, роза)

– Чем они различаются? (Звуками [с] и [з])

– Сколько слогов в этих словах? (В словах роса и роза 2 слога)

– В каком слоге мы встречаем звуки [с] и [з]? (Во втором слоге)

– Прочитайте слова третьего столбика (Сима, Зина)

– Чем они различаются? (Звуками [с] и [з])

– Сколько слогов в этих словах? (В словах Сима и Зина 2 слога)

– В каком слоге мы встречаем звуки [с] и [з]? (В первом слоге)

Обеспечивает усвоение новых знаний на уровне применения в ситуации.

Выполняют задания, требующие применения знаний в ситуации.

VI. Итог урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Обобщающая беседа.

 С какими звуками мы сегодня познакомились на уроке? (Сегодня на уроке мы познакомились со звуками [з]и[з`]

 Охарактеризуйте звук [з]. (Звук [з] согласный, звонкий, твёрдый)

 Охарактеризуйте звук [з’]. (Звук [з’] согласный, звонкий, мягкий)

 Какой буквой обозначаются эти звуки на письме? (Звуки [з]и [з’] обозначаются на письме буквой «з»)

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока, проводит обобщающую беседу по изученному.

Обобщают полученные знания об изученных звуках и буквах, отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия.

– Ребята, если вам понравился урок сегодня, и вы все поняли, активно работали весь урок, тогда покажите мне открытую ладошку.

– А если вам было многое не понятно, остались вопросы, тогда покажите кулачок.

Осуществляет рефлексивно оценочную деятельность, побуждает к оценке результатов, оценивает работу учащихся.

Оценивают свои достижения на уроке, выявляют трудности, самостоятельно подводят итоги.

Учитель: ................................


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса

Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...