конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бикметова Венера Марсовна

конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Цели:1.Познакомить учащихся со склонением.

2. Развивать память, речь, мышление.

3. Воспитывать познавательный интерес, умение слушать мнение других детей.

4. Здоровьесберегающая - предупреждение утомляемости детей.

Ход урока:

1. Орг. Момент.

2. Минутка чистописания.

На доске Корм, перевозка, домик.

- Догадайтесь, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. Одна из них обозначает гласный звук, который встречается в корне каждого слова. Другая обозначает гласный звук встречающийся в приставке, а третья обозначает согласный, который встречается в суффиксах (Буквы о,е,к).

- Запишите, продолжив закономерность.

оек ееккоо кккоооеее

-  Запишите пословицу: Как аукнется, так и откликнется.

Почему так говорят?

3. Словарно орфографическая работа.

«Гласные потерялись»

- Прочитайте (космонавт, комната, картина, класс, падеж)

На доске ксмнвт, кмнт, кртн, клсс, пдж

- Значение, какого слова объяснить трудно? (падеж)

- Кто может объяснить значение этого слова?

- Можно использовать толковый словарь Ожегова: ПАДЕЖ

ПАДЕЖ, -а,м. В грамматике: словоизменительная категория имени,выражаемая флексиями. Родительный п. II прил. падежный, -ая, -ое. Падежныеокончания (флексии).

- Сегодня на уроке мы познакомимся с этим понятием .

Объясните значение других слов. Что общего в словах?

(все слова имена существительные единственного числа)

-Какое слово лишнее? (космонавт - одушевленное, падеж

На букву п, класс - один слог).

4. Работа над темой.

Работа в группах Каждой группе дается текст.

Зимой река замерзла. Берега реки замело снегом.

В летнее время по реке ходили суда. Не каждый

видел такую полноводную реку. Жители города

гордятся рекой. Многие мечтают отдохнуть на

нашей реке.

- Задание группам. Прочитайте текст. Выпишите из каждого

предложения слово «река» с вопросом, на который оно отвечает.

Выделите окончание.

Запись на доске

(Что?) река,  (что?) реку, (чего?) реки,  (чем?) рекой,(чему?) реке, (о чем?) о реке

- Что можно сказать о выписанных словах? (Это формы одного

и того же слова).

- Почему менялись окончания? (Потому что изменялись вопросы)

-Изменение имен существительных по вопросам называется

изменением по падежам или склонением.

- Сколько вопросов в столбике? ( Шесть )

- В русском языке шесть падежей. Имена существительные

изменяются по падежам.

- Откройте учебники на странице 31. Прочитайте правило.

В паре расскажите друг другу это правило.

- Я буду читать название падежей, а вы вопросы.

5. Закрепление изученного.

1) Наблюдение над изменением окончаний имен

существительных.

- Назовите падежи, которые есть в русском языке.

- Почему задается два вопроса? (Что? - к неодушевленным

существительным, кто? - к одушевленным)

- Что значит просклонять имя существительное?

- Просклоняем слова космонавт и картина. Выделим окончания.

Чтобы было проще запомнить падежи и вопросы к ним, есть

слова помощники.

На доске и в тетрадях запись:

И.п. (есть) кто? Космонавт что? Картина

Р.п. (нет) кого? Космонавта чего? Картины

Д.п. (даю) кому? Космонавту чему? Картине

В.п. (вижу) кого? Космонавта что? Картину

Т.п. (доволен) кем? Космонавтом чем? Картиной

П.п. (думаю) о ком? О космонавте о чем? О картине

- Как называется изменение имен существительных по падежам.

- Какая часть в слове изменяется при изменении по падежам?

- По каким вопросам изменяются одушевленные

существительные ? Неодушевленные? Назовите падежи и

вопросы к ним.

Работа в парах. 2) Стр. 33 № 435 1 в. Склоняет и проговаривает

Существительное сова, 2 в. Пишет и слушает. Затем

2 в. Склоняет и проговаривает существительное сосна, а

1 в. Пишет и слушает.

Итог урока: Что такое существительное?

Что мы знаем о существительных?

Что еще узнали?

Что называется склонением?

Домашние задание: стр.32 № 433, правило, падежи.

Дополнительный материал.

Сказка о падежах.

Он еще не родился, а думали, какое ему дать имя, и решили назвать его… . Родился – и стал…! Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его называли… . Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал… . Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться… . Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь… .

В современном русском языке – 6 падежей, но ученые насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а венгерском – 22. А. Кондратьев в книге «Звуки и знаки» пишет о датском лингвисте Луи Ельмслеве, который полагал, что теоретически в языке может быть до 216 падежей, Реально это число колеблется от нуля(в китайском) до 52 (в табасаранском – одном из языков Дагестана).

Именительный (есть)

Родительный (нет)

Дательный (дам)

Винительный (вижу)

Творительный (доволен)

Предложный (думаю)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....