Конспект урока по теме: «Слово и его значение»
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Данилова Кристина Сергеевна

Конспект урока по теме: «Слово и его значение»

1. Цель урока: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение

2. Задачи :

образовательная: формировать знания о русском языке как родном языке, отрабатывать навыки каллиграфического написания и грамотного списывания.

развивающая: способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления, интереса к русскому языку, коммуникативных способностей, развитию умения анализировать,  делать выводы, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

воспитательная: способствовать воспитанию интереса к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_1.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Шихазанская средняя общеобразовательная школа имени М. Сеспеля»

Канашского района Чувашской Республики


Конспект урока  по русскому языку

Тема урока: «Слово и его значение»

(1  класс, программа «Перспектива»)

                                                                                                                                                          Выполнила: Данилова К. С.


с. Шихазаны, 2020 г.

Конспект урока по теме: «Слово и его значение»

1. Цель урока: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение

2. Задачи :

образовательная: формировать знания о русском языке как родном языке, отрабатывать навыки каллиграфического написания и грамотного списывания. 

развивающая: способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления, интереса к русскому языку, коммуникативных способностей, развитию умения анализировать,  делать выводы, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

воспитательная: способствовать воспитанию интереса к родному языку.

образовательная: формировать знания о русском языке как родном языке,

отрабатывать навыки каллиграфического написания и грамотного списывания.

развивающая: способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления,

интереса к русскому языку, коммуникативных способностей, развитию умения

анализировать,  делать выводы, обнаруживать и формулировать учебную

проблему.

  воспитательная: способствовать воспитанию интереса к родному языку

3. Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, в парах

4. Базовый учебник:  Л.Ф. Климанова,  С. Г. Макеева  «Русский язык» ч.1, 1 класс

5. Оборудование:  учебник, ИКТ(презентация), компьютер, доска, тетрадь для учащихся в узкую линейку

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

1.Организационный

(этап мотивации)

Я приветствую Вас на уроке русского языка.

 - Ребята, скажите, какие качества помогают ученику быть успешным?

- Я желаю вам  на уроке быть активными, внимательными и тогда Вас ждут новые открытия!

    - Итак, мы начинаем урок. На уроке русского языка мы продолжаем отрабатывать правильное, красивое и аккуратное написание букв, сочетаний. Поэтому, первое задание – чистописание.

Активность, терпение, внимательность.

2.Актуализация опорных знаний и умений

1)Чистописание.  

Давайте вспомним правила посадки во время письма. (Кк)

Тетрадь наклонно положу                                                                               Ручку правильно держу                                                             Сяду прямо, не согнусь,за работу я возьмусь

3. Постановка учебной проблемы

Послушайте стихотворение.

Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами:

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

Какова же тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить?

- О словах?(слайд 1)

Что вы знаете о них? Попробуйте рассказать?

Все ли мы знаем об этом?

Для чего они нужны? Чем отличается слово от предмета?

На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.

Слушают стихотворение  учителя, отвечают на вопросы, определяют тему урока.

- Мы будем говорить о словах

-  Мы знаем, что слова могут ранить человека, а могут согреть.

- Мы пока не знаем.

4.Формулирование задач, планирование

деятельности

Задание 1. Игра «Пойми меня»

Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь

-Итак, все предметы вам хорошо знакомы?  Положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Подойди, пожалуйста, и подай мне этот предмет.

-Почему?

-Как же быть ребята?

-Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет?

-Я называю его клубок, подай мне его пожалуйста.

Что можно сделать с клубком?

-Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать тоже, что и с клубком?

- А что можно сделать со словом?

- Чем отличается слово от предмета?

-Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?

Сформулируйте задачи урока.(слайд 2)

Задание 2. Минутка чистописания.

Давайте запишем это слово. Но сначала нужно потренироваться. Прежде чем писать, назовите первый звук в этом слове. Какой буквой он обозначается?

Показ написания слова клубок (электронный носитель) дети пишут первую строчку

Показ учителем соединений в слове, написание слова

Какое задание можно выполнить с этим словом?

- Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь.

Сравнивают слово и предмет.

-Я не могу этого сделать

Я не знаю какой предмет вы загадали

- назвать этот предмет

Слово

- Играть, вязать, бросать

- Нет

- Произнести, прочитать, услышать

- С предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести

Ответы детей

-Объяснять смысл, значение используемых в речи слов.

Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий

Запись слова клубок.

Ставят ударение, делят на слоги.

Самооценка

- поставить ударение, разделить на слоги

5.Открытие нового знания

Работа с учебником, стр.15, упр. 28.(слайд 3)

- Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово.

- Слово состоит из звуков и букв.

-Чем отличаются звуковые модели 1-го и 2-го слов?2-го и 3-го?

-Меняется ли при этом значение слов?

-Обозначьте звуки буквами и запишите слова.

-Приведите свои примеры.

Работа по учебнику на стр. 16, упр. 29-Что видите на рисунке слева?

-Почему другие слова не подходят к рисунку?  

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

Записывают слова.

Приводят примеры.

Читают вывод на с.15

- Ладья-судно с парусом и веслами

- Лодка не подходит,  т.к. у  лодки

нет парусов. Парусник тоже не подходит, т.к. у парусника нет весел, он использует парус и силу ветра. Корабль - большое судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах

6.Первичная проверка понимания

Физминутка.

Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них работа в языке?

Работа в парах(слайд 4)

Перед вами слова. Прочитайте их, распределите по группам.

 1гр.слов отвечают на вопросы  кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой? Какая?

Медведь, малина, вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит

Что обозначает каждая группа?

Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий нас мир.(слайд 5)

Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.

Отвечают на вопросы.

Распределяют на группы.

7.Применение новых знаний

Работа по учебнику стр. 16, упр.30

Следующая остановка – волшебная река, для того, чтобы ее переплыть, необходимо выполнить следующее задание.

Внимательно прочитайте задание к упражнению.

-Кто не понял задание?

-Выполняем задание самостоятельно.

Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте написание предложений, оцените друг друга.

Читают задание, списывают предложение, выполняют самостоятельно.

Проводят взаимопроверку.

8.Рефлексия учебной деятельности

Работа по учебнику стр.17,упр. 32. Работа над пословицей.(слайд 6)

-О чём говорится в пословице?

- Почему в пословице слово сравнивается с орехом?-

 Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение?

- Что значит выражение пустые слова?

У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)
 Проводится орфографическое проговаривание пословицы.

- Запишите пословицу в  тетрадь

Выразительное чтение пословицы .

Пустые слова, что орех без ядра.

Отвечают на вопросы.

9.Подведение итогов урока.

-Какие задачи мы ставили в начале урока?

-Что  вы узнали на уроке ?

Кто доволен свое работой на уроке?

Закончите предложение:

Я запомнил….

Я научился….(слайд 7)

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Слова-названия предметов, слова-названия действий"

Разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока русского языка «Слово и его значение» (УМК "Школа России", 2 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Слово и  его значение»Цель деятельности учителя: формирование общих представлений о лексическом значении слова, о толковом словаре.Планируемые р...

Конспект урока русского языка "Слово и его значение" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли слов в жизни человека, о месте их хранения, для ознакомления с разными значениями слов.Планируемые результаты:Предметные: Знать определение...

Конспект урока по теме «Слово и его лексическое значение» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием лексическое значение слова.Планируемые результаты: Предметные: Знать: понятие, что такое лексическое значение Уметь: объяснять лексическое значение с...

План-конспект урока русского языка «Слово и его значение» 2 класс

План-конспект урока русского языка «Слово и его значение» 2 класс...

Конспект урока русского языка «Слово и его значение»

Цель урока: формирование: представления у учащихся о слове и его значении и обогащение словарного запаса учащихся словами разных тематических групп.Задачи урокаДидактические:Расширять словесный запас ...