Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме " Что такое лексическое значение слова".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№5 г.Татарска
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока:
«Что такое лексическое значение слова?
урок-исследование
2 класс
Автор:
Койдан Юлия Владимировна
учитель начальных классов
Оглавление
- Технологическая карта урока ………………………………… 3-5
- Разработка урока русского языка по теме
« Что такое лексическое значение слова?», 2 класс …………. 5-12
Технологическая карта изучения темы
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Дидактическая цель | Познакомить с понятием лексическое значение слова. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: - Интерес к учебному материалу, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Метапредметные: Регулятивные УУД. - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей . Коммуникативные УУД. - Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД. - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться словарями по указанию учителя; осуществлять синтез как составление целого из частей. Предметные: - Объяснять понятия лексическое значение слова, толковый словарь; - Определять слово по его лексическому значению; - Определять значение слова по толковому словарю; - Находить в тексте незнакомые слова; - Развивать словарный запас учащихся. |
Основные понятия | То, что обозначает слово, является его лексическим значением слова. |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Ссылки на использованные интернет-ресурсы(картинки): -https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/lieksichieskoieznachieniieslova2klass -nsportal.ru›…russkii…slovo…leksicheskoe-znachenie - pptcloud.ru›2 класс›Русский язык |
Организация пространства | - В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение, 2013 - И А. Бубнова, Ю.И. Архипова, Н. И.Роговцева «Технологические карты уроков. Русский язык. 2 класс. – М.:Просвещение, 2014 - Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, Н. Ю. Васильева «Поурочные разработки по русскому языку». – М. ВАКО,2013 - презентация к уроку - интерактивная доска, - мультимедийный проектор. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -установить тематические рамки; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности. | Организует эмоциональную и психологическую подготовку к уроку. . Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Какой у нас урок? Что мы делаем на уроках русского языка? С чем мы работаем на уроках русского языка? Устанавливает тематические рамки. | Демонстрируют готовность к уроку. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Русский язык… …Узнаём новое… Звуки, буквы, слова, правила написания слов… | Громко прозвенел звонок! Начинается урок! Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте! | Контролируют свои действия (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии. Первичное знакомство с новым материалом Цели: -организует выполнение учащимися учебного действия; | Формулирует задание, даёт образец записи слов для прописывания. Организует пальчиковую гимнастику. Работа с интерактивной доской. Предлагает рассмотреть картинки. Спрашивает, как одним словом можно назвать то, что изображено на слайде. | Выполняют пальчиковую гимнастику. Составляют предложение из слов. Записывают составленное предложение. 1 ученик записывает предложение на доске. 2 ученик выполняет задание учителя. Отвечают на вопросы учителя. Записывают слова. Формулируют тему урока. | Снег, деревья, пушистый, накрыл. Слайд 2 Составьте предложение из слов. Запишите его. Назовите знакомые орфограммы. Найдите подлежащее и сказуемое. На слайде 3 - изображение – пенала, медведя, карандаша, яблока, лисицы. - Произнесите слово «пенал». - Что вы представляете? - Почему? - Верно, каждое слово имеет своё значение. - Как одним словом можно назвать то, что изображено на слайде? (предметы) - Запишите названия этих предметов. - Сформулируйте тему урока. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД). |
III. Постановка учебной задачи Цели: -организовать постановку цели урока. - уточнить следующий шаг учебной деятельности; -организовать составление совместного плана действий; - определить средства; | Организует постановку цели урока. Какая цель нашего урока? Прочитайте в учебнике правило и сравните с тем, что вы сформулировали. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует составление совместного плана действий. Организовывает проведение физкультминутки. | С помощью учителя ставят цель урока. Познакомиться с понятием: лексическое значение слова, будут учиться формулировать то, что обозначает слово. Знакомятся с этим правилом в учебнике. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Дети выполняют движения руками и телом в соответствии с текстом физкультминутки. Учащиеся усаживаются за парты. | В учебнике с. 42 «Обратите внимание» С. 43 Что такое лексическое значение слова? Слайд 4
Физкультминутка На лугу растут цветы Небывалой красоты. К солнцу тянуться цветы. С ними потянись и ты! Ветер дует иногда, Только это не беда. Наклоняются цветочки, Отпускают лепесточки. А потом опять встают И по-прежнему цветут. Слайд 5 | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД и познавательные УУД ) Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Дети понимают последовательность своих действий, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. (Познавательные УУД)
Контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. (Регулятивные УУД) |
IV. Первичное осмысление и закрепление. Цели: - организовать усвоение учениками нового знания используя письменную речь. | Формулирует задания, контролирует выполнение, организует работу в парах для взаимопроверки. Организует пальчиковую гимнастику. | Выполняют задания, которые даёт учитель.
Работают в парах, осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль. Сверяют работы с эталоном. | На слайде 6 запись: хбчешрпефзца Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, с которым мы познакомимся (берёза). Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Слайд 7. -Как ласково называют берёзу? - Как называют сок берёзы? - Лес из берёз? - Гриб, который растёт под берёзой? Подчеркните во всех этих словах букву «е». Придумайте и запишите предложение со словом «берёза». Слайд 8. «Определение слова по его лексическому значению». Запишите предложения под диктовку. - Животное, имеющее хобот это …. - Столовый прибор, которым едят суп …. - Самоё холодное время года …. - Маленькое животное, покрытое колючками … Слайд 9. | Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). Прогнозировать результат уровня усвоения изучаемого материала. (Регулятивные УУД). Работать самостоятельно и в составе группы по предложенному учителем плану. (Регулятивные УУД). |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку . | Формулирует задание и организует выполнение учащимися самостоятельной работы, выбрав вариант выполнения по способностям (для слабых учеников 1 упражнение, для сильных 2 упражнения) , контролирует выполнение. Организует самопроверку . | Выполняют задания учителя. Работа в группах. Дети самостоятельно формулируют вывод и сравнивают со слайдом 12. Учащиеся выбирают приемлемый для себя вариант задания и самостоятельно выполняют упражнения. |
«Составь рассказ о предмете по вопросам». Слайд 10. Слова: парта, лиса, сорока, тетрадь, хлеб. Слайд 11. Слайд 12. Вывод: полный рассказ о предмете называют лексическим словом. Каждое слово состоит из звуков и имеет значение. Задание дифференцируется по сложности. Выполнение упр. 52 или выполнение упр. 52 и упр. 56. Слайд 13. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД). Работать самостоятельно. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Отличать верно выполненное задание от неверного, давать собственную оценку полноте выполненного задания. (Регулятивные и Личностные УУД). |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания. Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать? Какое задание понравилось? Почему? Организует рефлексию. С каким настроением заканчиваем урок? Нарисуйте. Организует самооценку учебной деятельности. Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку на индивидуальных листах. | Слайд 14.
Слайд 15. Слайд 16. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
Конспект урока
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -установить тематические рамки; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности. | Организует эмоциональную и психологическую подготовку к уроку. . Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Какой у нас урок? Что мы делаем на уроках русского языка? С чем мы работаем на уроках русского языка? Устанавливает тематические рамки. | Демонстрируют готовность к уроку. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Русский язык… …Узнаём новое… Звуки, буквы, слова, правила написания слов… | Громко прозвенел звонок! Начинается урок! Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте! | Контролируют свои действия (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии. Первичное знакомство с новым материалом Цели: -организует выполнение учащимися учебного действия; | Формулирует задание, даёт образец записи слов для прописывания. Организует пальчиковую гимнастику. Работа с интерактивной доской. Предлагает рассмотреть картинки. Спрашивает, как одним словом можно назвать то, что изображено на слайде. | Выполняют пальчиковую гимнастику. Составляют предложение из слов. Записывают составленное предложение. 1 ученик записывает предложение на доске. 2 ученик выполняет задание учителя. Отвечают на вопросы учителя. Записывают слова. Формулируют тему урока. | Снег, деревья, пушистый, накрыл. Слайд Составьте предложение из слов. Запишите его. Назовите знакомые орфограммы. Найдите подлежащее и сказуемое. На слайде - изображение – пенала, медведя, карандаша, яблока, лисицы. - Произнесите слово «пенал». - Что вы представляете? - Почему? - Верно, каждое слово имеет своё значение. - Как одним словом можно назвать то, что изображено на слайде? (предметы) - Запишите названия этих предметов. - Сформулируйте тему урока. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД). |
III. Постановка учебной задачи Цели: -организовать постановку цели урока. - уточнить следующий шаг учебной деятельности; -организовать составление совместного плана действий; - определить средства; | Организует постановку цели урока. Какая цель нашего урока? Прочитайте в учебнике правило и сравните с тем, что вы сформулировали. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует составление совместного плана действий. Организовывает проведение физкультминутки. | С помощью учителя ставят цель урока. Познакомиться с понятием: лексическое значение слова, будут учиться формулировать то, что обозначает слово. Знакомятся с этим правилом в учебнике. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Дети выполняют движения руками и телом в соответствии с текстом физкультминутки. Учащиеся усаживаются за парты. | В учебнике с. 42 «Обратите внимание» С. 43 Что такое лексическое значение слова? Слайд
Физкультминутка . Слайд | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД и познавательные УУД ) Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Дети понимают последовательность своих действий, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. (Познавательные УУД)
Контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. (Регулятивные УУД) |
IV. Первичное осмысление и закрепление. Цели: - организовать усвоение учениками нового знания используя письменную речь. | Формулирует задания, контролирует выполнение, организует работу в парах для взаимопроверки. Организует пальчиковую гимнастику. | Выполняют задания, которые даёт учитель.
Работают в парах, осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль. Сверяют работы с эталоном. | На слайде запись: хбчешрпефзца Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, с которым мы познакомимся (берёза). Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Слайд . -Как ласково называют берёзу? - Как называют сок берёзы? - Лес из берёз? - Гриб, который растёт под берёзой? Подчеркните во всех этих словах букву «е». Придумайте и запишите предложение со словом «берёза». Слайд . «Определение слова по его лексическому значению». Запишите предложения под диктовку. - Животное, имеющее хобот это …. - Столовый прибор, которым едят суп …. - Самоё холодное время года …. - Маленькое животное, покрытое колючками … Слайд . | Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). Прогнозировать результат уровня усвоения изучаемого материала. (Регулятивные УУД). Работать самостоятельно и в составе группы по предложенному учителем плану. (Регулятивные УУД). |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку . | Формулирует задание и организует выполнение учащимися самостоятельной работы, выбрав вариант выполнения по способностям (для слабых учеников 1 упражнение, для сильных 2 упражнения) , контролирует выполнение. Организует самопроверку . | Выполняют задания учителя. Работа в группах. Дети самостоятельно формулируют вывод и сравнивают со слайдом 12. Учащиеся выбирают приемлемый для себя вариант задания и самостоятельно выполняют упражнения. |
«Составь рассказ о предмете по вопросам». Слайд . Слова: парта, лиса, сорока, тетрадь, хлеб. Слайд . Вывод: полный рассказ о предмете называют лексическим словом. Каждое слово состоит из звуков и имеет значение. Задание дифференцируется по сложности. Выполнение упр. 52 или выполнение упр. 52 и упр. 56. Слайд . | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД). Работать самостоятельно. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Отличать верно выполненное задание от неверного, давать собственную оценку полноте выполненного задания. (Регулятивные и Личностные УУД). |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания. Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать? Какое задание понравилось? Почему? Организует рефлексию. С каким настроением заканчиваем урок? Нарисуйте. Организует самооценку учебной деятельности. Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку на индивидуальных листах. | Слайд.
Слайд. Слайд. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
