Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 

Тема урока: Изменение глагола по числам

 Место в учебном курсе: урок в 3 классе

 учебник по русскому языку 3 класс / Т.Г. Рамзаева.

Цель: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.

Задачи:

-научиться изменять глаголы по числам;

-правильно ставить вопросы к глаголам;

-научить различать глаголы в единственном и множественном числе;

-сотрудничать с учащимися в решении учебных задач;

-воспитывать чувство коллективизма, ответственности;

-развивать речь учащихся;

-формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;

-воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russogo_yazyka_3_klass.docx42.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изменение глагола по числам

 Место в учебном курсе: урок в 3 классе

 учебник по русскому языку 3 класс / Т.Г. Рамзаева.

Цель: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.

Задачи:

-научиться изменять глаголы по числам;

-правильно ставить вопросы к глаголам;

-научить различать глаголы в единственном и множественном числе;

-сотрудничать с учащимися в решении учебных задач;

-воспитывать чувство коллективизма, ответственности;

-развивать речь учащихся;

-формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;

-воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные

1). Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;

2). Выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

3). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные

Познавательные УУД:

1). Извлекать информацию из схем и текстов;

2). Выявлять сущность особенности объектов;

3). На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

1). Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

2). Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);

3). Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1). Слушать и понимать других;

2). Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

3). Оформлять свои мысли в устной форме;

4). Работать в коллективе

Личностные

1). Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2). Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.

Духовно – нравственное развитие и воспитание:

1). Воспитание трудолюбия и способности к познанию;

2). Воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

3). Формирование интереса к русскому языку;

4). Эстетическое воспитание;

5). Воспитание здорового образа жизни

6). Экологическое воспитание.

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 3 класс. Т.Г. Рамзаева.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, дидактический и раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

а) Проверка готовности рабочих мест.

- Ребята посмотрите всё ли у вас готово к работе на уроке.

Раз, два, три, четыре, пять

Прозвенел звонок опять.

Перерыв кончается,

Работа начинается…

Улыбнитесь мне, гостям    

И  садитесь по местам.

- Руки? – на месте

- Ноги? – на месте

- Локти? – у края

- Спинка? – прямая

II. Минутка чистописания.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. (Учащиеся записывают).

Работа с пословицами.  (Слайд 2)

Для урока я приготовила пословицы. Прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её  в тетрадь, соблюдая все правила каллиграфии.

Взял книгу в руки – не заскучаешь.

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Хорошо того учить, кто хочет много знать.

Сделали дело – гуляем смело!

- Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок.

III. Словарная работа. Картинный диктант.

- Отгадайте загадки и запишите в тетрадь отгадки. Взаимопроверка. Поменялись тетрадями и проверьте друг у друга написание слов.  (Слайды 3,4,5)

Оцените работу товарища.

Горох, лестница, автобус, город, огурец, лопата.

IV. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

- Что объединяет все эти слова?

- Что вы знаете об имени существительном? Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

- Как изменяются имена существительные? (По числам (ед., мн.ч), по падежам, бывают  мужского рода, женского рода, среднего рода).

- Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте узнать, о какой части речи в ней говориться. Только, пожалуйста, не выкрикивайте, если догадались. Умейте дослушать до конца.

Интересная часть речи

В русском языке живёт

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет или поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Всё расскажет нам… ( глагол)

А сейчас вернёмся к нашим словарным словам и подберём к ним подходящие по смыслу глаголы.

Горох растет. Лестница стоит. Автобус идет. Город строится. Огурец хрустит. Лопата копает.

- Что такое глагол? Глагол – это часть речи.

- Что обозначает глагол? обозначает действие предмета.

- На какие вопросы отвечает? Что делать?,  что сделать?, что делает?, что сделает? что делал?, что сделал? Что будет делать?

- Каким  членом предложения бывает? Сказуемым.

В ходе беседы заполняется таблица.  (Слайд 6)

http://festival.1september.ru/articles/563604/img1.gif

- Как изменяются глаголы?

- Мы затруднились ответить на этот вопрос. Вот именно на него мы постараемся ответить в конце нашего урока.

V. Самоопределение к деятельности.   (Слайд 7 )

– Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? (Птица)  

– Кто изображен на правой части слайда? (Птицы)

http://festival.1september.ru/articles/563604/img2.jpg

– Что изменилось в записи слов? (Окончание)

– Почему? (На левой части изображен один предмет – значит, существительное единственного числа; на правой части две птицы – значит, множественное число.)

- Составьте нераспространенное предложение к левой части слайда. (Птица летит) 

- Составьте нераспространенное предложение к правой части слайда. (Птицы летят)

Сравните глаголы. Что изменилось в записи глаголов? (Окончание –изменяемая часть слова))

- Почему? (летит - обозначает действие одного предмета и отвечает на вопрос что делает?- это форма глагола ед. числа),

летят - глагол обозначает действия нескольких предметов и отвечает на вопрос что делают? – это форма мн. числа)

– Запишите эти предложения.

- От какой части речи вы задаете вопрос? (от имени существительного)

 Подпишите часть речи – сущ.

- Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?

( число глаголов зависит от числа имени существительного, с которым глагол связан)

VI. Тема и цель урока.

Сформулируйте тему урока. Изменение глагола по числам.

Какие цели вы поставите на урок. Чему будете учиться?

Для ответа используйте слова  (слайд 8):

-Будем учиться определять…..

-Будем учиться изменять……

- Находить…….

(Будем учиться определять число глаголов, будем учиться изменять глаголы по числам и находить глаголы нужного числа)

В ходе беседы заполняется таблица. (Слайд 9)

http://festival.1september.ru/articles/563604/img3.gif

VII. Физкультминутка.   (Слайд 10)

А уж ясно солнышко (Встали на носочки, поднимают руки вверх.)

Припекло, припекло.

И повсюду золото (Опустились, руки на пояс.)

Разлило, разлило.

Ручейки по улице (Бег на носочках.)

Все журчат и журчат.

Журавли курлыкают.

И летят, и летят.

(Идут, высоко поднимая колени, взмахивают руками)

- Скажите, о каком времени года говориться в нашей физкультминутке? (о весне)

- Посмотрите в окно и скажите, какие изменения произошли в природе с приходом весны?  

Дни стали длиннее, ночи короче. Солнце светит ярче. Появились проталинки. На деревьях набухли почки и вот – вот распустятся. Прилетели перелетные птицы. Птицы звонче поют.

- В каком числе стоят глаголы во втором четверостишии?

- Поставьте эти глаголы в единственном числе и прочитайте четверостишие, изменяя текст. (Слайд 11)

 Ручеёк по улице

Всё журчит и журчит.

Журавль  курлыкает,

И летит, и летит.

Обобщение: глагол изменяется по числам.

Оцените свою работу

VIII. Первичное закрепление.  (Слайд 12)

На  карточках записаны столбики слов:

                      девочка

                      девочки

                      подснежник

                      подснежник

                      цветут

                      собирает

                      собирают

                      цветёт

Из двух столбиков подберите, составьте и запишите пары так, чтобы поучилось верное сочетание слов.  (Слайд 13)

девочка (сущ., ед.ч.) собирает (глагол, ед.ч.),

девочки (сущ., мн.ч.) собирают (глагол, мн.ч.),

подснежник (сущ., ед.ч.)цветёт (глагол, ед.ч.),

подснежники (сущ., мн.ч.) цветут (глагол, мн.ч.).

Работа с каждой парой слов. (Кто?) девочка (что делает?) собирает. Можно сказать девочка собирают?

Глаголы «собирает» и „собирают» имеют одинаковое значение. Чем они отличаются? («собирает» —  ед.ч., «собирают» — во мн.ч.).

Как определили, в каком числе стоит глагол? (Посмотрели на число существительного).

Глагол «собирает» изменяется по числам? (Да).

- Итак, глаголы изменяются по числам? (Да).

Это значит, что у глагола есть форма единственного и множественного числа.

- Как правильно определить число глагола?  

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух или более предметов, то он стоит во множественном числе. 

Работа по учебнику.

-Откроем учебник и проверим, совпало ли наше открытие с правилом учебника. С.79.

-Какие ещё новые вопросы, вы прочитали к глаголам единственного и множественного числа?

 ( что сделает? что делал?- ед.ч. что сделают? что делали?- мн.ч)

- Теперь вернёмся к нашему затруднению. Как изменяются глаголы?

 Глаголы изменяются по числам: ед.ч. и мн.ч.

IX. Закрепление.

 Работа с учебником.

-А сейчас выполним упражнение 547. Самостоятельная работа.

- Сколько предложений в тексте?

- Прочитайте, спишите предложения и определите число глаголов.

-А сейчас выполним задание по карточке.

Задание 1. Найдите лишнее слово в строке и объясните свой выбор.

1. Играют, смотрят, пишет, рисуют.

2. Поливает, цветут, растут, пахнут.

( Глаголы ед. ч , все остальные стоят во мн. ч.)

Оцените свою работу

Задание 2.  (Слайд 15)

Ребята у вас на партах лежат карточки.  Распределите глаголы на две группы и запишите в тетрадь.

(Живет, шумят, светит, бежит, плывут, журчат, зеленеет, думает, наступает, играют)

- А теперь немножко поиграем и отдохнем, выполним задание на внимание: «Услышав глагол единственного числа, хлопайте в ладоши».

Чтение  отрывка из книги Татьяны  Рик  «Здравствуй Дядюшка Глагол»: (Слайд 14)

«Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил,  крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок».

Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Молодцы, самые внимательные!

Задание 3.

Угадайте предметы по их действию.

Сияет, светит, греет. Что? (солнце)

Бегают, прыгают, лают. Кто?  (собаки)

Течёт, журчит, льётся. Что? (вода)

Вывод. Глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.

X. Итог урока.

- Какой итог можем подвести? Что вы узнали нового о глаголах?

XI. Домашнее задание.

Правило на с.79, упражнение 550.

XII. Рефлексия.

- Мы сегодня много писали, думали, говорили, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу необычным способом.

Если у тебя все получилось, то приклей к дереву зеленый листочек.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то приклей красный листочек.

Вывод по рефлексии.

- Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась. На дереве распустились зелёные листочки. Будем надеяться, что очень скоро такую картину мы сможем увидеть и в окошко.

– Природа весной просыпается и набирает сил, а вы на уроках набираете знания!

– А я радуюсь вашим успехам! МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....