Конспект урока русского языка, 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Урок русского языка, 1 класс. Перенос слов с одной строки на другую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russk._yazyka_1_kl.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 1 КЛАСС

Урок первый.

Предмет: русский язык

Класс:  первый

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цель: 

педагогическая: обеспечить формирование умений переносить слова с одной строки на другую слоговым способом.

ученическая: учиться переносить слова с одной строки на другую слоговым способом

Задачи:

Образовательные:

- Обеспечить формирование умения переносить слова с одной строки на другую слоговым способом

- Продолжать работу над совершенствованием умения делить слова на слоги.

- Содействовать формированию умения подбирать рациональные пути решения поставленной задачи.

Воспитательные:

- Содействовать умению работать вместе, держать единую цель.

- Содействовать умениям: работать в парах и группе, сотрудничеству, преодолевать трудности вместе.

- Содействовать формированию чувства такта и уважения по отношению к работе других людей, в том числе и одноклассников.

Развивающие задачи урока.

- Обеспечить условия для развития у учащихся умения выделять существенное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

- Обеспечить условия для развития у учащихся самостоятельности, используя проблемные ситуации, творческие задания.

- Обеспечить условия для развития у учащихся эмоций, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив.

Познавательные УУД: смысловое восприятие заданий, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом решения практической задачи.

Коммуникативные УУД – рациональное использование лингвистических знаний и умений для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация для ИД

        Ход урока:

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые УУД

                                                    1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный этап)

Цель: правильно организовать начало урока и привлечь внимание.

Фронтальная.

Словесный. Слово учителя

Приветствует  учащихся, проверяет готовность к занятию.

Организуют рабочие места, проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные:

- умение сотрудничать  с

учителем и одноклассниками

Результат этапа: учащиеся готовы слушать и работать.

2.Актуализация знаний.

Цель: повторить деление слов на слоги

Фронтальная.

Индивидуальная.

Организует повторение пройденного материала (дает слова, которые необходимо разделить на группы (схемы на доске – односложные, двусложные, трехсложные)).

Организует КОД (знаки «+», «-» - смайлики).

Дети делят слова на слоги и распределяют по группам:

Стол, комната, дом, цветы,  крыша, шкаф, картина.

Проверяют, оценивают свою работу, делают выводы.

Познавательные:

- смысловое восприятие заданий, выделение существенной информации; владение алгоритмом решения практической задачи

- умение соотносить слова и схемы;

Регулятивные:

- умение принимать учебную задачу урока;

- умение оценить свою работу;

Коммуникативные:

- умение точно и полно высказывать свои мысли.

- осуществление взаимного контроля

Личностные: 

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения

Предметные:

Повторяют понятия "слово", "слог"

Результат этапа: слова сгруппированы по группам (актуализация ранее усвоенных знаний и умений), осуществлен самоконтроль учебных действий.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Фронтальная

Организует выявление учащимися места и причины затруднения. 

Здесь учитель ориентируется на индивидуальные возможности письма на доске учеников (желательно выбрать детей, которые пишут крупно и понятно), при этом организовать работу двоих у доски под контролем - умело вывести на нехватку места для слова на первой строке.

Организует погружение в проблему, создает проблемную ситуацию (прием «затруднение»).

Два ученика записывают предложение на доске (у каждого (возможно только у одного возникает ситуация - слово не помещается полностью на строке).

Дедушка  принёс внуку подарок.

(Доска разделена на две части таким образом, чтобы возникла проблема)

Ситуация 1: у обоих возникло затруднение.

Ситуация 2: у одного возникло затруднение.

Дети задаются вопросами:

Почему?

Что делать в такой ситуации?

Пытаются решить задачу известным способом (прогнозируют затруднение; «не знаю, хочу узнать»).

Личностные: 

- определяют уровень своих умений и  знаний, формируется стремление

к познанию, принимают

и сохраняют учебную задачу.

Регулятивные:

- умение сопоставлять, делать

выводы, ставить цели

познавательной деятельности.
 Познавательные:

- умение прогнозировать, предполагать.

Коммуникативные:

- умение точно и полно высказывать свои мысли.

Результат этапа: фиксируют проблему, осознают необходимость в получении новых знаний.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: поставить цель урока, составить план

Руководит процессом с помощью подводящего диалога

Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ - наблюдение за языком, как поможет нам в решении задачи умение делить слово на слоги, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д.

Регулятивные:

- умение принимать  и сохранять  учебную цель;

- умение формулировать тему и цель урока;

- умение составлять план рока.

Результат: поставлена цель, составлен план действий

5. Реализация построенного проекта ("открытие "детьми нового знания)

Цель: научиться переносить слова с одной строчки на другую; познакомиться с правилами переноса.        

Физкультминутка.

Фронтальная.

Словесный, наглядный. Беседа.

Организует работу наблюдения за примерами с переносом слов с одной строки на другую.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Организует работу с учебником.

Осуществляют реализацию построенного проекта: обсуждаются варианты предлагаемые героями детских книг, которые оставили записки (в каждой заложена ситуация переноса слова):

"Незнайка, давай вечером сти-

хи сочинять"

"Я дарю тебе азбуку, Бурати-

но"

"Не ешь пирожок, я на де-

реве  сижу"

 Дети фиксируют вариант переноса слова по слогам - применяем ранее полученные знания в новой ситуации. Конструируют новый способ действия.

Проверяют и закрепляют новые знания по наблюдениям в учебнике.

Делают окончательный вывод.

Коммуникативные:

- умение точно и полно высказывать свои мысли.

- умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

- умение соотнести свой личный опыт с данной ситуацией

- умение определить свой уровень знаний, соотнести с ситуацией.

Познавательные:

- умение работать с источником информации - предложенным материалом, учебником.

Метапредметные:

- умение понимать ситуацию, предложенную в тексте, соотносить с читательским кругозором, видеть материал, как целостную картину мира. 

Предметные: знакомятся с понятием "перенос слова", соотносят условия и правила.

Результат этапа: уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения (формулировка  правил переноса слов слоговым способом)

6.  Первичное закрепление.

Цель: выполнить ряд упражнений на закрепление нового знания с проговариванием.

Фронтальный.

Парная.

Физкультминутка

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. 

Организует КОД (взаимопроверка по эталону).

Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Работают в паре.

Осуществляют взаимопроверку.

Задание:

Разделить  слова для переноса (на карточках):

полка, смелый, читать, родители.

Регулятивные:
- умение работать по алгоритму;

- умение выполнять взаимопроверку по эталону.

Коммуникативные:

умение работать в паре, принимать мнения другого, предлагать свои варианты.

Предметные: оперируют понятием "перенос слова", соотносят условия и правила.

Результат этапа: выполнение ряда упражнений для закрепления нового материла

7. Самостоятельная работа с проверкой

Цель: самостоятельно разделить слова для переноса, проверить по эталону

Индивидуальный

Организует коррекционную работу (индивидуальная работа с учащимися, у которых возникают проблемы), самостоятельную работу (раздает  карточки для самостоятельной работы по уровню сложности) 

Организует КОД (самопроверка по эталону)

Применяют и отрабатывают  новый способ.

Осуществляют самоконтроль по эталону.

Задание:

самостоятельная работа (выбор по уровню сложности):

1 уровень сложности: светлый, новый, песня, гроза, кино.

2 уровень сложности: телевизор, земля, ночной, храбрый, делить, дед* (слово-ловушка – проблема ?)

Регулятивные:
- умение работать по плану;

- умение выполнять проверку по эталону

Познавательные:

- умение применять полученные знания

Личностные: умение определять свой уровень решения учебной задачи, понимание необходимости решить учебную задачу.

Предметные: самостоятельные действия по теме урока - делить слова на слоги.

Результат этапа: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включить новое знание в систему знаний.

Индивидуальный

Фронтальный

Организует работу в малых группах по применению нового знания через творческие задания.

Организует КОД (показывают пальчиками «+» - согласны, «-» - мы не согласны)

Работают в малых группах (поиск ошибок).

Доказывают свою точку зрения.

Задание:

составить слова из букв и разделить их для переноса (работа в малых группах):

ТКОЦВЕ – цве-ток

РКТАЕА – ра-ке-та

ДМОНОИ – до-ми-но

МРИ – мир

Коммуникативные:

- умение точно и полно высказывать свои мысли, работать в группе, сотрудничать.

Регулятивные:
- умение работать по предложенному плану
Предметные: умение применить новое предметное умение а нестандартной ситуации.

Результат: умение применять полученные знания, правило.

9. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель этапа: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл.

Индивидуальный

Организует рефлексию (прием «незаконченные предложения»), КОД.

Возможно предложить (учитель ориентируется на результат урока) детям по желанию (во внеурочное время) - написать записку любимому литературному герою, другу, однокласснику или родителям с условием: перенести слово с одной строки  на другую. Для выполнения дается опора (на листке) - несколько вариантов.

Анализируют свою деятельность.

Осуществляют контрольно оценочную деятельность.

Оценивают свои возможности написать записку с переносом слова самостоятельно (не на уроке) по опоре, делаю выбор варианта.

Пример опорной записки:

"Мама, я ушла на кружок по рисованию"

"Колобок, не убегай от бабушки и от дедушки"

(выполняется только по желанию)

Регулятивные:

- умение осуществлять  контроль своих действий;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Результат: дается самооценка деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...