Конспект по русскому языку 1класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Новикова Жанна Николаевна

   Конспект урока по русскому языку 1класс на тему «Предложение»

                    Цель: дать первичное представление о видах предложений по цели высказывания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять границы предложения; писать слова в предложении раздельно; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; выбирать знак препинания в конце предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_r.yaz_.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект урока по русскому языку 1класс

                       на тему «Предложение»

Цель: дать первичное представление о видах предложений по цели высказывания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять границы предложения; писать слова в предложении раздельно; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; выбирать знак препинания в конце предложения.

                                        Ход урока

I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра «Составь слово»

(На доске запись.)
ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ
— Из данных слогов составьте слово.
— Что такое предложение?
— Из чего состоит предложение?
2. Конструирование предложений
(На доске записаны слова.)
Кот, у, Тишка, жил, Миши.
Душистая, лугу, на, трава.
Веры, карандаши, у, новые.
Книги, малыши, читали, интересные.
— Это предложения? Почему?
— Составьте предложения из данных слов.
(Учитель стирает слова и записывает предложения.)
(Учитель может использовать задания из пособия (см. Тр., задания на с. 3, 4).)
III. Самоопределение к деятельности
— Как вы думаете, какие знаки можно поставить в конце предложения?
— Отгадайте, о каких знаках идёт речь в загадках.
1) Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом. (?)

2) Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (.)

3) Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца! (!)
А. Шибаев
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О предложении.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 12)
— Прочитайте. Поднимите руки, кто смог разобраться в этих записях.
— Почему трудно было читать?
— Что нужно сделать, чтобы записи стали понятны? (Разделить их на отдельные слова.)
— Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп.
— Запишите скороговорку так, как сказано в учебнике. Выполните это задание в парах.
— Прочитайте поговорку.
— Запишите поговорку так, как сказано в учебнике.
— Как вы обозначили начало и конец предложения?
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 13).)
— Отгадайте загадку.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей.)
— Кто такой воробей? Что вы знаете об этих птицах? (Учитель выставляет картинку с изображением воробья.)

Материал для учителя

Воробьи — это мелкие певчие птицы с преимущественно коричневатым оперением. Всего на Земле около 30 видов воробьёв. Единственный распространённый по всему миру вид — это домовый воробей. Домовый воробей всегда держится вблизи человеческого жилья и очень неплохо чувствует себя в больших городах.
В народе говорят: стреляный воробей — опытный, бывалый человек; с воробьиный нос — маленький, крохотный.
— Как вы понимаете пословицу «Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь»?
— А это что за птица?
Носит серенький жилет,
Но у крыльев — чёрный цвет.
Видишь — кружат двадцать пар
И кричат:
— Карр! Карр! Карр! Карр! (Ворона.)
— Объясните, как вы понимаете следующие выражения.
• Белая ворона. (Тот, кто резко отличается от других, не похож на окружающих.)
• Ворон считать. (Ротозейничать.)
• Ворона в павлиньих перьях. (Тот, кто хочет казаться важнее и значительнее, чем есть на самом деле.)
— Запишите слова воробей, ворона в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные. Запомните в этих словах сочетание -ОРО-.
— Придумайте предложения с этими словами.
3. Работа по учебнику
Упр. 5 (с. 12)
— Рассмотрите схемы предложений. Прочитайте предложения.
— Сравните схемы и предложения. Что можно сказать?
— Найдите схемы, которые соответствуют каждому предложению.
— Какие знаки препинания стоят в конце предложений? Почему знаки разные?
— Прочитайте нас. 13, что нужно запомнить.
— Как в письменной речи обозначается начало и конец предложения?
— Как пишутся слова в предложении?
V. Физкультминутка
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику

Упр. 6 (с. 13)
— Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок? Кто её автор? Чем заканчивается эта сказка?
— Сколько предложений в этом тексте? (Пять.)
— Как при чтении предложения отделяются друг от друга? Прочитайте текст, делая паузу между предложениями.
— Как на письме мы обозначаем начало и конец предложений?
— Запишите первые три предложения, правильно обозначив их начало и конец.
2. Игра «Знаки препинания»
— Поставьте знаки препинания в конце предложений.
(На доске записан текст (без знаков препинания).)
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
К. Чуковский
(Учащиеся по цепочке выходят к доске и ставят знаки препинания.)
— Найдите вопросительные предложения. Прочитайте их.
— А теперь проведём конкурс на лучшего чтеца.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 4 (с. 7)
— Рассмотрите рисунок. Как нужно прочитать слова, чтобы получилась скороговорка? (Справа налево.)
— Прочитайте скороговорку медленно. Затем постепенно увеличивайте темп.
— Запишите скороговорку. Как пишутся слова в предложении? (Раздельно.)
Упр. 5 (с. 8)
— Прочитайте.
— Какие предложения вы составили?
— Составляют ли эти предложения текст?
— Подберите заголовок к тексту.
— Выполните задание.
Упр. 6 (с. 8)
— Прочитайте загадку. Отгадайте.
— Выполните задание.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1-4 на с. 4, 5; СУ, задания нас. 4-6; Тр., задания нас. 3-8).)
VII. Рефлексия
— Запишите схемы предложений.
(Учитель читает предложения, учащиеся рисуют схемы предложений.)
Ребята читают сказки. А вы любите читать? Читайте книги!
— Как в устной речи отделяют одно предложение от другого? А в письменной?
— Какие знаки можно поставить в конце предложения?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового о предложении вы узнали?
— Какие бывают предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для дополнительных занятий по русскому языку . 1класс.

Дополнительный материал по русскому языку 1 класс...

Итоговые тестовые работы по русскому языку 1класс

Итоговые тестовые работы по русскому языку 1класс по программе "Школа Россия", разработаны специально для учащихся школ VII вида по 3 уровням знаний...

календарно- тематическое планирование Русский язык 1класс УМК "планета знаний"

Календарно- тематическое планирование в соответствии с ФГОС...

урок русского языка "Звуки русского языка"- 1класс

знакомство учащихся со звуками русского языка, их отличием от букв...

ФГОС. План-конспект урока русского языка в 1классе. УМК "Начальная школа 21 в"

Разработка урока по русскому языку по теме "Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы "какой" "какие" и правила правописания имен собственных" в соответствии с ФГОС....

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Конспект урока русский язык 1класс буква с звуки с и с\'

Конспект урока русский язык 1класс буква с звуки с и с'...