Технологическая карта по русскому языку в 3 классе на тему "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Эльвира Касимовна Монасыпова

Тема урока: «Имя прилагательное»

Цель: ознакомление с грамматическими признаками имени прилагательного; введение определения имени прилагательного как части речи;

Задачи урока:

  •  закрепить знания об имени прилагательном;
  •  ознакомить с грамматическими признаками имени прилагательного;
  •  ввести определение имени прилагательного как части речи;
  • научить находить определяемое существительное и грамотно задавать вопрос к прилагательному.
  • определять роль прилагательных в построении текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka.docx89.3 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Пензятская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Технологическая карта

 по русскому языку 3 класс на тему:

 «Имя прилагательное»

 Выполнил:

учитель начальных классов

Монасыпова Э.К.

Пензятка 2021

Тема урока: «Имя прилагательное»

Цель: ознакомление с грамматическими признаками имени прилагательного; введение определения имени прилагательного как части речи;

Задачи урока:

  •  закрепить знания об имени прилагательном;
  •  ознакомить с грамматическими признаками имени прилагательного;
  •  ввести определение имени прилагательного как части речи;
  • научить находить определяемое существительное и грамотно задавать вопрос к прилагательному.
  • определять роль прилагательных в построении текста.

         

         Планируемые результаты обучающихся:

 Предметные: 

  • находить имя прилагательное;
  • выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным;

Метапредметные:

регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • планировать учебную деятельность;
  • удерживать учебную задачу в течение урока;
  • отвечать на итоговые вопросы

познавательные:        

  • понимать содержание текста;
  • самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
  • находить прилагательные в тексте, определять их значение;
  • развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному;

коммуникативные:

  • уметь слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения;
  • уметь излагать свои мысли в устной форме;
  • работать в группах на основе приёмов взаимодействия.  

Личностные:

  • развивать мотивацию к учебной деятельности;
  • формировать уважительного отношения к иному мнению;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, уметь не создавать конфликтов;
  • способность к самооценке.

Оборудование:

Карточки с текстами, карточки с заданиями для рефлексии.

Структура урока:  (30 минут)

Этапы урока

Время

I. Мотивационный этап

2 минуты

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1 минута

III. Актуализация знаний

5 минут

IV. Первичное усвоение новых знаний

5 минут

V. Первичная проверка понимания

 минут

VI. Первичное закрепление

10 минуты

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 минуты

ХОД УРОКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

действия)

1. Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята! Я хочу познакомить вас с необычным гостем. Его зовут Гном Гномыч.  Живет он в волшебной стране, а сегодня он пришел к нам на урок русского языка и принес много увлекательных заданий.

Я вам желаю, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, и вы получили удовольствие от работы на уроке. 

Ребята, покажите мне, пожалуйста, своими хлопками, что вы готовы к уроку.

Личностные: развивать  мотивацию к изучению нового материала, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир .

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Ребята, смотрим на доску, какие приятные весенние слова здесь у нас находятся.

- Прочитайте их.

-  Теперь подумайте и распределите их на две группы. Дети сами группируют

         На доске карточки со словами: весна, скворец, туман, солнце, берёзовый, цветок, душистые, зелёная

 - По какому признаку вы определили слова в первую группу? (Это имена существительные.)

- Докажите. (Слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы, явления природы).

- Какие признаки имен существительных вы еще знаете? (Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода.)

Гном улыбается, согласен с вами, потому что  у нас появилась такая красивая таблица – кластер, куда мы собрали свои знания об имени существительном.  

   Обратимся ко второй группе слов. Прочитайте.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой? Какие?)

- Дополните эту группу своими примерами  на тему весна

- Как называются такие слова? (Это имена прилагательные)

- Что вы знаете об имени прилагательном? (Имена прилагательные обозначают признак, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

- Теперь, ребята, я думаю, вы мне сможете назвать и тему сегодняшнего урока (Сегодня на уроке мы будем исследовать имя прилагательное.)

- Как вы думаете. Чему мы сегодня будем учиться?

Задачи урока: СЛАЙД

1. Научимся находить в тексте имена прилагательные.

 2. Научимся определять  значение имен прилагательных.

 3. Научимся задавать вопрос к прилагательному.

находить имя прилагательное

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: применять полученную информацию при ответах на вопросы;

самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, планировать учебную деятельность.

3. Актуализация знаний

- Приступаем к исследованию имени прилагательного.

(У детей на столах заранее приготовленные листочки с текстами).

Гном приготовил для вас письма с заданиями, чтобы вы смогли больше узнать об имени прилагательном.

1. Работа с текстом в парах.

Перед вами 2 текста. Прочитайте их. Выделите те слова, какими эти тексты различаются между собой.

ВЕСЕННИЙ ЛЕС

Текст №1

        Как красив  лес! Вон стоит на опушке  сторож. Это дуб. Он будто спит. Рядом с его  стволом робко жмётся побег. Это подрастает  сынишка. Его макушка уже  покрыта  листочками. А вот берёзка, словно царевна из сказки. На  коре  след. Это  сок. Не плачь, подружка. Скоро лето.

Текст №2

       Как красив весенний лес! Вон стоит на опушке грозный сторож. Это

старый дуб. Он будто спит. Рядом с его крепким стволом робко жмётся

молодой побег. Это подрастает маленький сынишка. Его макушка уже

покрыта мягкими листочками. А вот гибкая берёзка, словно царевна из

сказки. На гладкой коре липкий след. Это сладкий берёзовый сок. Не плачь,

подружка. Скоро лето.

- Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.

- Хорошо, правильно. Молодцы! У всех так?

- На какие вопросы  отвечают подчеркнутые слова?

- Ребята, а вот мне интересно,  какой из текстов вам понравился больше? 

( 2 текст)

- Почему вы считаете, что второй текст интереснее? (В этом тексте много слов красочных, ярких, и мы сразу можем себе представить красоту весеннего леса; во втором тексте мы можем представить себе пейзаж)

- Слова какой части речи помогают нам представить этот пейзаж? (имена прилагательные)

- Какой вывод мы можем сделать о роли имён прилагательных в нашей речи?

(Имена прилагательные придают речи точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение.) 

  • Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской.
  • Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на странице 64. Прочитаем правило, все ли верно мы с вами определили.

Физкультминутка

находить имя прилагательное;

Личностные: формировать уважительное отношения к иному мнению, развивать навыки сотрудничества, уметь не создавать конфликтов.

Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока.

Познавательные:

находить прилагательные в тексте, определять их значение;

развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному;

Коммуникативные: уметь слушать собеседниками, вести диалог, излагать свое мнение.

4. Первичное усвоение новых знаний

  • А гном наш не дает скучать и предлагает поработать в группах

Каждой группе я раздам такие интересные листочки. Там зашифрованы имена прилагательные.  На нём каждая группа за 1 минуту напишет не менее 5 прилагательных. Постарайтесь, как можно больше. Свою готовность группы покажут хлопками.

 I группа: Каким бывает человек по характеру, например, умный (Лист с изображением эмоций человека)

 II группа: Каким бывает форма предмета: круглый, треугольный, многогранный, бесформенный, пирамидальный (лист с изображением фигур)

 III группа: Каким бывает предмет по цвету (разноцветные предметы)

Проверка

- Молодцы, ребята!

находить имя прилагательное;

Познавательные:

находить прилагательные в тексте, определять их значение;

Коммуникативные: уметь слушать собеседниками, вести диалог, излагать свое мнение, работать в группах на основе приемов взаимодействия.

5. Первичная проверка понимания

Работа с учебником

  У существительных подчас

  Не жизнь, а просто скука:
            Ни цвета нет у них без нас,
            Ни запаха, ни звука!
            Но если нас к ним приложить,
            Им веселее станет жить

Откройте учебник на с. 65

-Ребята, сейчас нам с вами нужно подобрать подходящие имена существительные к данным именам прилагательным и записать полученные словосочетания. Давайте несколько примеров разберем вместе.

Оранжевый апельсин....

Открываем тетрадь и записываем число и классная работа. Начинаем работать над упражнением 111.

-Ребята, какие признаки предмета обозначает имя прилагательное?

находить имя прилагательное;

выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным;

Познавательные:

-находить прилагательные в тексте, определять их значение;

-развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному;

Личностные: формировать уважительное отношения к иному мнению, развивать навыки сотрудничества, уметь не создавать конфликтов.

Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока.

6.  Первичное закрепление

  • А следующее задание от гнома «Найди лишнее слово»
  1.  Желток, цыпленок, желтый, солнце;
  2. Луна, небо, звезда, лунный;
  3. Морской, море, пляж, корабль;
  4.  Дерево, лист, весенний, лес.

- Какое слово здесь «лишнее»? Почему? (Это имена прилагательные, остальные слова – существительные)

Чтобы проверить ваши знания, полученные сегодня на уроке гном, подготовил небольшой тест. 

На слайде появляются утверждения. Если вы согласны с утверждением, то хлопаете в ладоши, если считаете, что неправильно, топаете ногами и даёте правильный ответ.

  1. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи.
  2. Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?
  3. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
  4. В предложении чаще всего бывают главным членом предложения.
  5. Прилагательные связаны по смыслу с глаголами.

находить имя прилагательное;

выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным;

Познавательные: находить прилагательные в тексте, определять их значение;

развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: способность к самооценке.

Регулятивные: уметь отвечать на итоговые вопросы.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

с. 65 упражнение 112, правило выучить наизусть с. 64

8. Рефлексия

А сейчас я предлагаю подобрать имена прилагательные, которые скажут, какими вы были сегодня на уроке. (Умными, примерными, активными, аккуратными, приветливыми, внимательными, сообразительными, прилежными, старательными и т.д.)

Гном Гномычу очень понравилась работать с вами на уроке, посмотрите, какая у него радостная, широкая улыбка.  И он хотел бы узнать, как вы оцениваете свои достижения. Каждому из вас приготовил маленьких гномиков, которые поселятся вместе с ним в его волшебной стране. Нарисуйте свое настроение от урока на лице гнома и поселите его под грибочком.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: способность к самооценке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода

Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и  В.п....

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

В данной технологической карте содержится разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"...

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."

Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся  различать им...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)

Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....

технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».»Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательн...