Приемы ТРИЗ технологии на уроке обучения грамоте.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Летанина Марина Николаевна

Предмет:   Обучение грамоте (букварный период). Тема: "Буква Ъ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch.gr_._triz.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Составители: Летанина М.Н.                11.03.2020г.

Предмет:   Обучение грамоте (букварный период).

Класс: 1

Тема: Буква Ъ

Цель:

  • познакомить учащихся с Ъ и особенностями использования этой буквы;
  • совершенствовать навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
  • учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь;
  • развивать навыки индивидуальной работы;
  • прививать любовь к русскому  языку.

Ход урока

ЭТАП УРОКА

Приемы ТРИЗ

Самоопределение деятельности

(организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 

 Приём «Согласен – не согласен»

На доске парами выставлены предметные картинки и повёрнуты тыльной стороной карточки букв.

-Буратино выучил буквы и просит вас отгадать их. Определите первый звук названия предмета на картинке, назовите букву. Потом переверните карточку с буквой и проверьте, правильно ли вы назвали.

Актуализация опорных знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Приём «Удивительный факт»

Учитель загадывает загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе с новым материалом.

Был мягкий знак высоковат…

Сказали буквы строго:

-Эй, наклонись немного!

Постановка проблемы

(создание проблемной ситуации)

Цель: обсуждение затруднений;

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Приём «Развивающий канон»

Приём на развитие логического мышления.

-Даны три слова, первые два находятся в определённых отношениях. Найди четвёртое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Цифра – число = буква - ?

Диван – мебель = стекло - ?

Согласные – гласные = Ь - ?

Открытие новых знаний

Цель: построение проекта выхода из затруднений. 

Приём «Практическая теория»

-Как из слова «СЕЛ» сделать слово «СЪЕЛ»?

-Проведите фонетический анализ слов. Сделайте схему слов.

Детям сообщается, когда в случае, согласный звук слышится твёрдо, а после него при произношении следует мягкий согласный звук [й'] и гласный звук, при написании, чтобы отделить согласную букву от гласной, используется буква Ъ-твёрдый знак.

Первичное закрепление

«Морфологический ящик»

Устно. Дети добавляют к каждой  группе новые слова, доказывая, почему они именно в эту группу добавили это слово.

Муравьи, вьюга, семья, лисью…

Объявление, объединить, объём…

Самостоятельная работа

Приём «Игры – тренинги»

Тренажёрные карточки со словами.

-Составьте и запишите слова с Ъ.  

Устно объясни их значение.

6  1 2 4 3 5                        4 1 3 2 5 6                       6 1 3 2 4 5 7

ЛСЪХЕА (съехал), МСЁЪКА (съёмка), ЗПДОЪЕД (подъезд),

1 3 4 2 5 6

ОЪЕБЗД (объезд).

Включение нового знания в систему знаний

Приём «Лови ошибку»

Детям раздаются карточки с текстом или текст демонстрируется на интерактивной доске.

-Ребята, Незнайка прислал письмо, в котором сообщает о себе вот что: «Сел кашу. Пю воду. Веду семку. Забил коля. Обявил каникулы. »

-Каких помощников потерял Незнайка?

Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Приём «Мои друзья»

Каждый ребёнок получает карточку с буквой. Учитель называет, по какому признаку он собирает друзей. Дети, в чьих карточках есть указанный признак, подбегают к учителю со своими карточками, все остальные выступают в виде контролёров.

-Буквы, которые обозначают гласные звуки.

-Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки.

-Буквы, которые не дают звуков, но указывают на мягкость предыдущего согласного звука.

-Буквы, которые не дают звуков, но указывают на твёрдость предыдущего согласного звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Данная проект  формирует систему  работы  с использованием информационно-коммуникационных  технологий на уроках обучения грамоте....

Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ"

Доклад об игровых технологиях на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ....

Игровые технологии на уроках обучения грамоте

Презентация к докладу "Игровые технологии на уроках обучения грамоте"...

Игровые оздоровительные технологии на уроках обучения грамоте.

Игровые оздоровительные технологии  в начальной школе.Автор: Виноградова Ольга Евгеньевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ№147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.« Высокоразвитый челове...

Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте и русского языка.

Значение игровых технологий в повышении интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте и русского языка....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ

Мультимедиа технологии являются широко распространенным вариантом интенсификации образовательного процесса. Появление систем мультимедиа привело к революционным изменениям в образовании. Самым распрос...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обучения грамоте.

Актуальность данной темы.      Один из важнейших этапов в жизни ребенка-это поступление в школу. На этот период у ребенка еще не в полной мере  развиты важные для школьно...