« Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тютюнник Елена Владимировна

Урок русского языка во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка во 2 классе31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

« Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

Подготовила

учитель начальных классов

Тютюнник Е.В.

Урок русского языка во 2 классе

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Личностные: 

  • желание и умение ответить на вопрос, какое значение имеют эти знания, самостоятельно оценивают работу  на основе критерия успешности учебной деятельности; знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (при распределении ролей в групповой и парной работе);

Познавательные: 

  • умение сравнивать, анализировать, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы; выявлять сущность, особенности объектов;

Регулятивные:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планирование как способность самостоятельно выполнять последовательность действий;
  • контроль как способность  сличения способа действия и его результата  с заданными эталонами; саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; самоанализ и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с  дополнительными заданиями.

Технологии: игровая(основная), здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, диалоговая.

Ход урока

I. Организационный  момент

Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима  пока прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Улыбнитесь друг другу, и мысленно пожелайте  друг другу удачи.

II. Актуализация знаний. Целеполагание, мотивация.

  • Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Две хмурые  тучки пробрались к нам и спрятали от нас задание по чистописанию.
  • Чтобы они исчезли, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе. ТУЧКА

2.1. Звуковой анализ слова

  • Какой звук вы слышите в середине слова? [ч]
  • Что вы можете сказать о звуке [ч]?
  • Согласный, непарный, глухой, всегда мягкий. Молодцы.

2.2. Минутка чистописания

Но чтобы наша тучка улыбнулась, мы постараемся написать  каллиграфично и правильно в соединении

  •  Положите правильно тетради. Мы будем писать заглавную и строчную букву Чч в соединении.
  • Ребята, а  что  же спрятала вторая тучка. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое  опасное место встретилось в слове тучка?
  • Запишите сочетания чн , чк по три  раза.
  • На следующей строчке напишите слово тучка.  Назовите сестричку тучки (облачко). Подберите родственное однокоренное слово к слову облачко (облачный) . Запишите это слово. Подчеркните в словах опасные места.

ΙΙΙ.  Формулирование темы и целей урока.

  • Как вы думаете какую же тему принесла волшебная тучка?
  • Но снова тучка в печали. Как вы думаете почему?
  • Давайте порадуем тучку выполнив задание.

3.1. Упражнение « Раздели слова».

  • Разделите слова на три группы.

Метел… , в..юга  , ноч…ной, лос… , кон…ки , хищ…ный, ден…, пал...то, кон…чик.

  • Вот видите и тучка улыбнулась и подарок нам подготовила.

(Картинка  из- под тучки – снежинки на них написано чк, чн, нч,нщ….)

Как вы думаете ребята, чему мы должны с вами научиться ?

  • Научиться писать в словах сочетания чн, чк, узнать другие  буквосочетания , поэтому не ленитесь отвечать, рассуждать, думать,  доказывать. В путь за новыми знаниями.
  • Давайте исследуем почему же все таки ь знак не пишется в буквосочетании?

(ч всегда мягкий, мягкость не надо обозначать.)

IV. Решение учебной задачи. Осознание и осмысление учебного материала.

     4.1. Повторение пройденного материала.

  • С неба падают снежинки, соберём их побыстрей.

                             Нам снежинок не поймать, если мы не будем знать

  • Что такое орфограмма?
  • Какие орфограммы мы знаем.
  • Чтобы снежинку в тетрадь поместить мало просто знать, надо уметь знания применять в работе , находить орфограмму в слове и правильно выбирать букву на месте орфограммы.

4.2. Упражнение « Найди орфограмму»

  •    Попробуем! (На слайде слова с пропущенной орфограммой)
  • Отметили красную строку. Прежде чем слово записать, надо орфограмму в этом слове назвать.

М…роз, ко…ки,  сн..жинка, орфогра…а,  з..ма, мете...

  • Что объединяет все эти слова?
  • Отвечают на вопрос – что?.
  • Прочитайте ещё раз записанные слова, найдите лишнее слово(по теме). 

(Орфограмма .)

  • Все слова относятся к теме зима. Но без знания орфограмм мы не смогли бы записать эти слова..
  • Физ-ка.

4.3. Упражнение « Составь предложение» .

  • Да , зима прекрасное время года.  
  • Составьте предложения о зиме. ( дети устно составляют предложения)
  • Я составила предложение, а метель похозяйничала и разбросала  слова по лесу. Да еще и буквы некоторые  снегом замела.

4.4.  Упражнение «Восстанови предложение».

  • Помогите восстановить предложение.

З..ма укутала ёло..ки  сн..жком.

  • Но зиме не все рады.  Кому зимой приходится очень трудно.

(птичкам.)

  •  Одна из них прилетела к нам.

4.5  Выборочное письмо.

  • Послушайте стихотворение и определите ,о какой птичке идёт речь.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

Ещё раз послушайте и постарайтесь запомнить как можно больше слов с буквосочетанием  чк,

  • Запишите слова с сочетанием ЧК.
  • Какие слова с сочетанием чк вы выписали?

(Дети. Слова: синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

4.6  Устное сообщение.

  • ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О СИНИЧКЕ.

-        Это лесные птицы, но регулярно, с первыми осенними заморозками они покидают леса, где становится мало пищи, и улетают поближе к жилью человека.

 В теплое время года питаются почти исключительно насекомыми. Синицы, а их насчитывается 65 видов, очень похожи друг на друга и внешне, и образом жизни., Это доверчивые, резвые птички, часто живущие по соседству с человеком.

4.7 Запись под диктовку. 

  • Запишите под диктовку

- Синички- это лесные птички, с первыми осенними заморозками они улетают поближе к жилью человека.

V.  Создание проблемной ситуации.

  5.1.  Упражнение «Отгадай-ка»

  •  Синичка прилетела тучку прогнать, буквосочетания нам показать, т.е можно сказать прилетела нам помогать.

ОТВЕТ: Она наша - (помощница)

  • Запишите это слов.
  • Кто испытывает затруднение в написании этого слова.(Запись слова на доске. Тучка уплывает, буквосочетание щн – нам открывает.
  • У синички есть мечта, чтобы скорее пришла весна.

 - По данным учёных, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода! Здесь должен прийти на помощь человек.

  • Чтобы мечта осуществилась –запишите это слово. У кого возникло сомнение в написании этого слова.

5.2. Работа со словарём.

  • А что такое мечта (посмотрим в словаре)

   Мечта - это заветное желание , исполнение которого сулит счастье.

                                                           Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над ними весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Пошагать придётся нам – выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

Сядь и отдохни.

    Весной синички готовят гнезда,  чтобы откладывать яйца  и высиживать птенцов.

Синицы выводят птенцов два раза за лето, Птенцы находятся в гнезде 18 дней, и за это время родители приносят им корм около 10 тыс. раз.

Птенцов же основная еда - гусеницы. Маленьких гусениц синицы скармливают птенцам целиком, а крупных разрывают на части.

  • А как ласково сказать птенец – птенчик
  • Давайте запишем это слово.
  • У кого написание вызывает затруднение.
  • Как вы думаете, почему нч- будем писать без мягкого знака.(мягкость ч переходит и на н.)
  • Вот тучка исчезла.  
  • Синичка проголодалась и просит её покормить, но кормом необычным – словами .

 VI. Закрепление изученного  материала.

5.1. Письмо по памяти. Работа в парах.

  • Нужно запомнить и записать по памяти как можно больше слов с сочетаниями
  • Выигрывает та пара, которая запишет наибольшее число слов.
  • Только правильно записанное слово  удалит птичке голод. Можете  советоваться с соседом по парте.
  • Посмотрим,  какая пара лучше покормит  синичку.

Песочница, удочка, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

Проверим работу ребят.  

(Есть непонятные слова?

Мачта -  высокий столб , или высокое металлическое сооружение на судне для крепления паруса

Мощный – очень сильный, очень большой.

  • Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях  чн, чк, щн, чт..
  • Можно ли сказать, что это опасные места в слове?
  • В чём заключается их опасность?  ( Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется)
  • Как называются такие опасные места.?

5.2  Работа по учебнику.

  • Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетушка Сова (с. 5)
  • Ребята синичка вас благодарит.

Дополнительное задание.

5.2. Групповая работа

  • Синичка  слышит много слов, а значение их не знает.  Она собрала их в упр.3 
  • Одуванчик-растение;

пончик- пирожок;

кончик- конечная, крайняя часть какого-нибудь предмета;

блинчик , маленький, тонкий блин;

стаканчик-  сосуд для питья;

птенчик- ласково птенец.

  • какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком ч? (Мягкий согласный)

Запишите эти слова, подчеркните буквосочетание нч.

  • Синичка нас покидает, но надеется, что мы сделаем кормушки, и она не раз ещё нас увидит.

6. Рефлексия.

  • Как называется орфограмма , с которой мы познакомились на уроке?
  • Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?
  • Кто из вас считает , что запомнил буквосочетания , которые пишутся без ь?

Вы сегодня на уроке не ленились отвечать, рассуждали, думали когда писали,  доказывали. Научились писать слова  с орфограммой чн, чк, нч, нщ

  1. Доп.материал.
  • Давайте проверим
  • На парте у вас лежат

Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

1.птеньчик

2.ночьной

3.редька

4.деньки

5.ласточка

6.мучьной

7. конки

8. помощник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторяем написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.

Данная презентация содержит интересную словарную работу, с помощью занимательного материала ребята смогут усвоить правила написия буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу- щу....

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Русский язык 2 класс Тема "Буквосочетания ЧК, ЧН"

Класс: 2 класс, программа Л.В.ЗанковаТема: "Буквосочетания ЧК, ЧН"Цели:Образовательная:Формирование у учащихся представления о правописании буковсочетаний ЧК, ЧН, ЩН.Развивающая:Развитие орфографическ...

2 класс буквосочетания жи-ши

презентация - тренажёр по разделу  орфограмма- гласная после ж-ш 2класс...

Урок русского языка во 2 классе "Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК....

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...