Конспект урока "Имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Самейщева Лариса Николаевна

Развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? И слова, отвечающие на вопрос что? Составлять предложения и разбирать их по членам; обогатить словарный запас.

Формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака; развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;

 прививать любовь и интерес к родному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imena_sushchestvitelnye.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Имена существительные, отвечающие на вопрос что?»

Цель: развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? И слова, отвечающие на вопрос что? Составлять предложения и разбирать их по членам; обогатить словарный запас.

Задачи:

-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;

-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;

- прививать любовь и интерес к родному языку

Планируемые  результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные: 

     регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

    познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

      коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся пользоваться новыми понятиями; использовать их при классификации имён существительных.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения, работа в группах.

Оборудование: компьютер; мультимедийное приложение к уроку (презентация); карточки для групповой работы, изображения смайликов, магнитики.

  1. Оргмомент

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять –

Буду гркамотно писать.

  1. Словарная работа

Игра «Четвёртое лишнее»

- На доске записаны слова, вы должны назвать лишнее слово. Читаем первые четыре слова:

Горох, земляника, чёрный, коллектив.

Берёза, пенал, коньки, весело.

(Показывают букву, которую вставляли. Записать в тетрадь.)

- Почему это слово лишнее?

(Три слова являются именами существительными, а четвёртое – прилагательное и  наречие)

- А теперь я вам читаю лексическое значение, а вы записываете слово с непроверяемым написанием.

Инстремент для забивания; металлический или деревянный брусок, насаженный под прямым углом на рукоятку молоток.

Количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов – урожай.

День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь – праздник.

Предмет одежды, кусок ткани, обычно квадратный – платок.

Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения – дорога.

В населённых пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда – улица.

- Сегодня у нас новое словарное слово. Кто по лексическому значению узнает какое это слово?

Учреждение, производящее торговлю, а также помещение, в котором производится такая торговля – магазин.

- Произнесём это слово все вместе, запишем его.

- Какие предложения вы составили с этим словом?

(читают 2-3 предложения)

- Какие современные названия имеет слово магазин?

(универсам, универмаг, супермаркет)

3. Самоопределение к деятельности.

- На доске записано четверостишие из стихотворения С.Михалкова «Моя улица»

В магазине как в лесу:

Можно тут купить лису,

Лопоухого зайчонка,

Снежно – белого мышонка,

Попугайчиков зелёных

Неразлучников влюблённых.

- Выберите слова, которые обозначают предметы.

(магазин, лес, лиса, зайчонок, мышонок, попугайчики)

- Какой частью речи они выражены?

(Именем существительным)

- Что такое имя существительное?

(Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?)

  1. Определение цели урока.

Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

 (Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?)  

  1. Работа над новым материалом

-Какие существительные отвечают на вопрос кто?

(Имена существительные, которые обозначают одушевлённые предметы. Они растут, двигаются. Например: кто?...

- Какие существительные отвечают на вопрос что?

(Имена существительные, которые обозначают неодушевлённые предметы. Например: что?....)

- А теперь проверим наш словарный запас. Игра «Не прерви цепочку». Называем одушевлённые предметы. Начнём с царя зверей.

(Лев, волк, конь, носорог, голубь – записать в тетрадь)

- Мы назвали именами существительными зверей и птиц. А теперь откройте учебник и из упражнения назовите: какие ещё слова отвечают на вопрос кто? (работаем устно)

(Люди: кто? Писатель, рабочий, сестра, брат, учитель.

Птицы: кто? Орёл, ястреб, ворона.

Рыбы6 кто? Карп, карась, сом.

Звери: кто? Тигр, медведь, лиса.)

- Существительные могут обозначать имена людей. Играем в имена. (работаем устно)

(Настя, Яна, Анна, Алёна, Александр)

- Что мы должны помнить при написании имён?

(Все имена пишутся с заглавной буквы)

- Запишите в тетради два имени самых близких авм людей.

(Записывают в тетради, 2-3 человека читают свои записи)

- Некоторые имена пришли к нам из других языков. На уроках мы знакомились с происхождением имён, узнали, что обозначают наши имена. Давайте вспомним.

(Александр – защитник людей –греч.

Анастасия – воскресение – греч.)

- А теперь запишем имена, которые появились на Руси, это читсто русские имена: Надежда, Любовь, Вера, Владимир, Владислав.

-Какой вопрос зададим к именам?

(Кто?)

6. ФИЗМИНУТКА

- Имя даётся человеку при рождении, и от человека оно не зависит. Доброе своё имя человек может оправдать, доказать. И страшно бывает, если он своё имя опозорит, очернит.

- Как вы думаете, какие качества человека могут очернить его имя?

(на доске написаны отрицательные и положительные качества:

ЖЕСТОКОСТЬ

ЭГОИЗМ

НЕНАВИСТЬ

ЗАВИСТЬ

ЖАДНОСТЬ

РАВНОДУШИЕ

- Проговорим по слогам, хором. Обратите внимание на неизменяемый суффикс ОСТЬ.

- А теперь прчитаем другие человеческие качества:
ДОБРОТА

ЩЕДРОСТЬ

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ЗАБОТЛИВОСТЬ

- Прочитаем все вместе.

- Закончите предложение:

Больше всего в людях я презираю…

Я ценю в людях…

-На какой вопрос отвечают существительные, которые обозначают качества людей?

(На вопрос что? Это неодушевлённые предметы)

-Послушайте басню Л.Н.Толстого «Волк и белка».

- Почему белки вЕселы?

(Они делают добро)

-Правилно. «А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем»

-Выберите пословицу к этому выводу

(Добро не горт, не тонет.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Доброе дело без награды не останется.

За добро плати добром.)

-А теперь предлагаю авшему внимамнию другую басню Л.Н.Толстого «Лев и мышь» (читает ученик)

-Почему басня так называется?

(В ней рассказывается о льве и мыши)

-Какова основная мысль этой басни?

(За добро отплатят добром)

-Как эту мысль автор проводит в тексте?

(Сначала лев сделал мышке добро, а после мышь помогла льву)

-Прочитаем предложение, в котором выражена главная мысль басни

(Читают)

- Выберем из текста одушевлённые имена существительные

(лев, мышь, охотники)

-Из второй части выберите неодушевлённые имена существительные

(Верёвка, дерево, рёв, добро)

-Подберите пословицу к этой басне (устно)

-Запишите слово ДОБРО и подберите к нему однокоренные слова:

(Добро, добрый, доброта, добродетель, задобрить)

-Рразберите по составу слова ДОБРО, ДОБРОТА.

-Спешите делать добро и на душе у вас будет спокойно. Помните: Злость сердце жжёт.

(синтаксический разбор предложения)

-Ребята, а ещё существительные могут обозначать названия городов. Какой вопрос зададим к этим словам?

(Что?)

-Как пишутся названия городов?

(С заглавной буквы)

-Продолжим игру «Не прерви цепочку». Играем в города, но города будем называть нашей Тульской области. Итак, первый город:

(Тула, Алексин, Новомосковск, Кимовск)

-Почему мы назвали первым город Тула?

(Это наш родной город)

-Составьте предложение со словом Тула.

(Тула – наш родной город. – запись в тетради с комментированием)

-А какие ещё города Тульской области вы знаете?

(Ясногорск, Суворов, Одоев, Дубна, Венёв, Ефремов, Щёкино)

-Выберем из упражнения в учебнике группы слов, которые отвечают на вопрос что?

     (Растения: что? Яблоня, слива, осина.

Явления природы: что? Дождь, снег, ураган.

Вещи: что? Пальто, кофта, брюки, юбка.

Орудия труда: что? Топор, лопата, грабли.

Транспорт: что? Трамвай, автобус, автомобиль)

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте, исправьте ошибки карандашом.

-Делаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?

(существительные, которые называют людей, животных. Это одушевлённые имена существительные.)

-На вопрос что?

(все остальные существительные – неодушевлённые)

-Читаем ещё раз вывод в учебнике. (читают 2-3 ученика)

7. Рефлексия.

Продолжите предложение:

Я сегодня узнал … .

Я могу объяснить однокласснику… .

Оцените свою работу.

8. Домашнее задание

9. Оценки за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Конспект "Склонение существительных в 5 классе"

В конспекте вы познакомитесь со структурой отработки темы "Склонение существительных"...