Словарный урок «Наши помощники – словари»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Актуальность урока в том, что, организуется деятельность обучающихся так, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; обучающиеся учатся пользоваться словарями, обогащается словарный запас детей, развивается речь; формируется потребность в использовании словарей различных типов; прививается чувство любви к великому русскому языку.

 Целевая аудитория урока/внеурочного мероприятия: 2 класс (8 лет)

 Возможное использование на уроке русского языка при изучении темы «Использование  алфавита  при работе со словарями».

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛОВАРНЫЙ УРОК

«Наши помощники – словари»

г. Армавир, 2021 год

Пояснительная записка:

Актуальность урока в том, что, организуется деятельность обучающихся так, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; обучающиеся учатся пользоваться словарями, обогащается словарный запас детей, развивается речь; формируется потребность в использовании словарей различных типов; прививается чувство любви к великому русскому языку.

 Целевая аудитория урока/внеурочного мероприятия: 2 класс (8 лет)

 Возможное использование на уроке русского языка при изучении темы «Использование  алфавита  при работе со словарями».

       

 Цели и задачи урока/внеурочного мероприятия:

Цели: расширение знаний о словарях; формирование умения работать с книгой-словарём; использовать справочную литературу, воспитание любви к родному русскому языку.

Задачи:

обогащение словарного запаса;

освоение орфоэпических норм;

совершенствование навыков обращения со справочной литературой;

обучение школьников умению пользоваться словарями и применять их,

развитие орфографической зоркости.

   Планируемые результаты.

Достижение поставленных к уроку целей и задач.

        Форма проведения: урок.

        Используемые педагогические технологии, методы, приемы.

Личностно – ориентированное развивающее обучение, проблемное обучение, ИКТ-технологии.

 Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока/внеурочного мероприятия:книжная выставка – «Наши помощники - словари»;  мультимедийное оборудование, презентация.

Тема: «Наши помощники - словари»

Цели: расширение знаний о словарях; формирование умения работать с книгой-словарём; использовать справочную литературу, воспитание любви к родному русскому языку.

Задачи:

обогащение словарного запаса;

освоение орфоэпических норм;

совершенствование навыков обращения со справочной литературой;

обучение школьников умению пользоваться словарями и применять их,

развитие орфографической зоркости.

Оформление: книжная выставка – «Наши помощники - словари» (представлены словари: орфографический словарь, толковый словарь русского языка, школьный фразеологический словарь и др.)

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,

Целевая аудитория: учащиеся 2-3 класса.

Ход урока.

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по словарям и поработаем с небольшой группой словарных слов.

Вы познакомитесь с различными словарями и их назначением, будете учиться  внимательно относиться к русскому языку, отрабатывать навыки работы со словарями.

2. Вступительное слово учителя

- Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре.

Сергей Иванович Ожегов писал:

Словарь – соединение слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.

3. Актуализация знаний (беседа с детьми).

- Какие словари русского языка вам известны?

 - В каких случаях словари приходят вам на помощь?

4. Знакомство со словарями.

Словари бывают орфографические, толковые, антонимов, синонимов, орфоэпические, этимологические, фразеологические, устаревших слов, иностранных слов, энциклопедические и электронные.

 Существует очень много словарей! С некоторыми из них мы познакомимся подробнее. (Демонстрация словарей)

Орфографический словарь нам всегда поможет правильно написать слова.

Толковый словарь объяснит значение слова.

Словарь синонимов поможет более точно и ярко выразить мыль.

Словарь антонимов даст возможность подобрать слова с противоположным значением.

Этимологические словари открывают нам исторические тайны возникновения слов.

Словарь фразеологизмов объяснит устоявшиеся в русском языке словосочетания.

Словарь иностранных слов содержит слова, пришедшие к нам из других языков.

Есть ряд слов, которые мы не употребляем в современной жизни, о они встречаются (в сказках, рассказах, былинах). Такие слова  содержатся в словаре устаревших слов.

Энциклопедический словарь помогает узнать обо всём.

Орфоэпический словарь учит правильному произношению слов.

Все эти словари существуют и в электронном виде.

Вы уже знаете, как располагаются слова в словарях для удобства их поиска? (В алфавитном порядке).

Мы подготовились теоретически, а теперь перед практической работой проведём физкультминутку.

Физкультминутка.

После окончания физкультминутки, вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также те слова, которые сможете расшифровать.

Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Запись слов: огород, чемодан, погода, овощи, огурцы, арбузы, помидоры, редис, чеснок, капуста. (Используется орфографический словарь).

5. Практическая работа со словарными словами.

Слайд № 2. Слово берёза (орфографический словарь).

 Запишите по памяти, подчеркните словарное слово:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром.

(С. Есенин)

Слайд № 3. Разберите слова по составу (работа со словообразовательным словарём):

Берёза,  берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый, подберёзовик.

Слайд № 4. Как вы понимаете значение слова БЫСТРО? (Работа с толковым словарём).

Быстро – т.е. с большой скоростью, за короткий промежуток времени.

 Подберите к слову БЫСТРО слово, противоположное по значению (работа со словарём антонимов).

Слайд № 5. Объясните значение словарного слова ВЕСЕЛО (работа с толковым словарём)

Весело – т.е. испытывая, выражая или доставляя радость, оживлённо.

Весело текли вы.

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

Слайд № 6.Подберите к слову ВЕСЕЛО слово, схожее по значению (синоним). Работа со словарём синонимов.

Весело – радостно.

Слайд № 7. Отгадайте загадку, запишите отгадку.

В открытые окна

Нежданно влетит.

То что-то пошепчет,

То вдруг загудит.

(ВЕТЕР)

Слайд № 8.Найдите в толковом словаре объяснение, что такое ветер.

Ветер – движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

Спишите предложение и выполните синтаксический разбор:

Ветер листья с веток разогнал по свету.

 Перед вами картинка. Составьте устно небольшой рассказ по ней.

Слайд № 9. Работа со словарём фразеологизмов.

Когда так говорят:

Бросать слова на ветер. (Говорить впустую, необдуманно).

Ищи ветра в поле. (Не удастся найти, как ни старайся).

Работа со словарём синонимов.

Подбери слова, схожие по значению со словом ВЕТЕР (ураган, вихрь).

Составь и запиши предложение с одним из этих слов.

6.Итог урока.

Ребята, вы, наверное, слышали такое выражение: «энциклопедически образованный человек». Так говорят о людях с очень разносторонними знаниями. Такие люди бывают, но всё же нет человека, знающего все и обо всем. Для того, чтобы ответить на вопрос, который мы не знаем, создаются книги - энциклопедии, словари и справочники, а человеку нужно научиться пользоваться справочной литературой.

Чаще обращайтесь к словарям! Об этих наших помощниках рассказал Я.Козловский в стихотворении «Русской речи государь по прозванию Словарь».

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

…Уважаем, государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин,

 я об этом достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к словарю.

Он связует новь и старь

И тебе всегда, как другу,

Оказать  готов услугу

Русской речи государь,

По прозванию Словарь.

4. Заключение (выводы, позволяющие оценить успешность и результативность представленной работы; рекомендации по применению в практике других педагогов).

Чем богаче словарь человека, тем доходчивее, содержательнее, грамотнее и красивее его речь. Речь устная и письменная. Словарная работа на уроках русского языка эпизодическая, поэтому повышение орфографической грамотности учащихся является одной из важнейших проблем преподавания русского языка в школе, в частности в начальных классах. Необходимо как можно чаще на уроках использовать различные приёмы работы со словарными словами (группирование, словарные диктанты, составление связных текстов с использованием словарных слов, этимологический анализ слова и т.л.). Систематическая словарная работа будет способствовать орфографической грамотности учащихся, будет повышать интерес к русскому языку, развивать речь учащихся, повышать их словарный запас.

5. Используемая литература:

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь М.: Просвещение/Дрофа, 2020 г.

Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. – М.: АСТ, 2014 – 639

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и фразеологизмов. М.: «Мир и Образование», 2020 г.

Словарь синонимов русского языка в двух томах под редакцией А.П. Евгеньевой. М.: Астрель АСТ; 2003 г.

М.Р. Львов. Словарь антонимов русского языка под редакцией Л.А. Новикова. М.: «Русский язык», 1984-384 с.

Ю.А. Ларионова. Фразеологический словарь современного русского языка - М.: «Аделант», 2014 г. -512 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОВАРНЫЙ УРОК «НАШИ ПОМОЩНИКИ – СЛОВАРИ» Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 город Армавир Краснодарский край

Слайд 2

БЕРЁЗА ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ Белая б_рёза Под моим окном Принакрылась снегом, Словно серебром. (С. Есенин)

Слайд 3

Разбери слова по составу: - Берёза, берёзка, березонька, березняк, березовый, подберёзовик.

Слайд 4

БЫСТРО Быстро – то есть с большой скоростью, за короткий промежуток времени. Подбери слово, противоположное по значению БЫСТРО МЕДЛЕННО

Слайд 5

ВЕСЕЛО ВСЕЛО – ТО ЕСТЬ ИСПЫТЫВАЯ, ВЫРАЖАЯ ИЛИ ДОСТАВЛЯЯ РАДОСТЬ, ОЖИВЛЁННО. Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачали Горе и беда.

Слайд 6

Подбери слово, схожее по значению: весело – радостно

Слайд 7

В открытые окна Нежданно влетит. То что-то пошепчет, То вдруг загудит.

Слайд 8

ВЕТЕР ВЕТЕР – ДВИЖЕНИЕ ПОТОКА ВОЗДУХА В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ. Ветер листья с веток Разогнал по свету. ОПИШИ КАРТИНКУ:

Слайд 9

КОГДА ТАК ГОВОРЯТ? Бросать слова на в_тер. Говорить впустую, необдуманно. Ищи ветра в поле. Подбери слова, схожие по значению: ВЕТЕР

Слайд 10

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь М.: Просвещение/Дрофа, 2020 г. Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. – М.: АСТ, 2014 – 639 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и фразеологизмов. М.: «Мир и Образование», 2020 г. Словарь синонимов русского языка в двух томах под редакцией А.П. Евгеньевой. М.: Астрель АСТ; 2003 г. М.Р. Львов. Словарь антонимов русского языка под редакцией Л.А. Новикова. М.: «Русский язык», 1984-384 с. Ю.А. Ларионова. Фразеологический словарь современного русского языка - М.: «Аделант», 2014 г. -512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....

конспект урока "Наши помощники-органы чувств"

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI век»    Тема: «Наши помощники – органы чувств»....

Презентация к уроку: "Наши помощники - органы чувств.", 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе....

конспект урока "Наши помощники - органы чувст"

Конспект урока окружющего мира. Урок - практикум. ...

Презентация к уроку"Наши помощники-растения сада, поля, огорода" 1 класс.

Данная презентация поможет учителю провести урок, ребенку лучше изучить или повторить материал. Презентация расчитана на учащихся, обучающихся по учебнику А.А. Вахрушева "Я и мир"....

Всероссийский словарный урок посвящается дню словарей и энциклопедий 22 ноября.

Цель: познакомить учащихся с существующими словарями русского языка.Задачи: 1) Познакомить учащихся с видами словарей;2) Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас;3) Раз...

Технологическая карта урока "Наши помощники - органы чувств"

Технологическая карта  урока окружающего мира, 1 класс  "Школа 2100"...