Урок по русскому языку по теме "Суффиксы -ик, ек"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Чоодунай Виктория Викторовна

Открытый урок на неделю русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_po_russkomu_yazyku._3_kl._suffiksy_-ik_ek.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Правописание суффиксов и приставок.

Цель: формировать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ек, -ик.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учебник на столе у вас?
А ручка и тетрадка?
Тогда урок начнем сейчас
Раз все у вас в порядке!

- А теперь мы отправляемся в один чудесный город, где живут интересные жители. А кто же они, мы узнаем правильно ответив на вопрос.

II. Самоопределение к деятельности

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.

—  Найдите лишнее слово. Докажите. (Предлог это часть речи, остальные — части слова.)

 -  Да, ребята в этом городе живут части речи. Со всеми мы познакомиться не успеем. С какими частями речи мы встретимся, узнаем, отгадав тему урока.

—  Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)

—  А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)

—  Сформулируйте тему урока.

ІІІ.Работа по теме урока.

Чистописание. Сегодня мы будем писать букву, которую вы найдете в загадке.

Зимой и летом

Одним цветом     (Ель)

Ее

1. Наблюдения над ролью приставок в словах

—  Прочитайте текст.

Мы читали текст. Я прочитал первое предложение. Коля дочитал второе и третье, а Таня вычитала из текста пословицу. Маша перечитала весь текст.

—  Выпишите из текста глаголы. Что вы заметили? (Это однокоренные слова.)

—  Чем отличаются эти глаголы? Выделите в них корень. При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.)

(СЛАЙД   )

—  Как найти приставку в слове?

- Какие приставки вы знаете?

 - Чем отличаются приставки от предлогов?

- Как проверить орфограмму в приставке? (Вспомнить как пишется приставка)

В этом чудном городе была школа, где части речи учились строить новые слова. Одно правило в этой школе выполнялось всеми обязательно: суффиксам разрешалось стоять только за корнем. Все суффиксы не были похожи друг на друга. Озорник -ёнок любил всё уменьшать: кота он превращал в котёнка, слона — в слонёнка. Важный -ищ, наоборот, всех увеличивал и даже огромного великана мог сделать ещё больше — великанищем.

Суффикс -ик учился прилежно, а вот его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком: вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть.

Упр. 242 (с. 125).

-  Прочитайте пары слов.

-  Какой суффикс у слов первой группы? (-ек.)

-  Что с ним происходит при изменении формы слова? (Исчезает гласный звук.)

-  Какой суффикс у слов второй группы? (-ик.)

-  Что с ним происходит при изменении формы слова? (Гласный звук не исчезает.)

-  Сформулируйте правило.

-  Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

-  Расскажите о правописании суффиксов -ик и -ек.

-  Прочитайте ниже сведения о языке.

IV. Физкультминутка

- Отгадайте загадку.

Зимой белый

Летом – серый    (Зайчик)

Какой суффикс в слове зайчик. (ИК)

Докажите. (Зайчик – зайчики. Гласная не пропала, значит, пишем и)

Мы писали, мы писали

Наши пальчики устали.

Вы скачите пальчики,

Как солнечные зайчики

Прыг-скок, прыг-скок.

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает

Влево, вправо наклоняет.

V. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

 Упр. 243 (с. 126).

(Работа у доски. Проверка.)

VI. Рефлексия

-  Спишите, допишите подходящие по смыслу приставки.

..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..шёл друга.

-  Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.

Замоч..к, ключ..к, платоч..к,  листоч..к.

-  Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?

-  Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?

-  Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Если вам урок понравился, рисуете улыбочку, а если не понравился – грусть.

VII. Подведение итогов урока.

Жители чудесной страны желают вам хороших успехов в учебе.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 244 (с. 126).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...