Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шишкина Светлана Викторовна

Тема урока: Роль местоимений в предложении. Личные местоимения.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность,  образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Открытый урок русского языка в 4 классе

Тема урока: Роль местоимений в предложении. Личные местоимения.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Задачи: 

Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность,  образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.    

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о местоимении, как части речи;
  • распознавать местоимения среди других частей речи;
  • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир, музыка

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа  взаимодействия, свобода творчества)

- активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На уроке были использованы следующие формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре. 

Виды контроля  на уроке:

- ученик- ученик    (при    работе в парах)

- самоконтроль

- ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на слайде)

 Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).

                                                     Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок – начинается урок.

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.

Слушаем и запоминаем, ни минуты не теряем!

- Тихо сели.

- Проверим правила посадки: «Руки-……, ноги- …., локти -……, спина -……..»

 -  На уроке я желаю вам удачи, потому что с маленькой удачи начинается большой успех.

   -   Предлагаю подумать над следующим вопросом: «Какие учебные умения нам сегодня пригодятся на уроке? (трудолюбие, умение внимательно слушать и слышать, уверенность, старание, работоспособность).

- Начнём урок с прослушивания фрагмента замечательной песни «Родина моя». Слова песни написал известный поэт Роберт Рождественский, музыку – Давид Тухманов.  А по ходу урока – скажите, почему я взяла именно эту песню.

2. Актуализация знаний

Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

   - Подчеркните орфограммы.

     Чтобы проверить у всех старание,

У нас минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут красиво писать.

 Запишите буквосочетания: -ям, - ым, -он  и 3 слова: ямы, вымыты, кони (безотрывно, соединяя буквы правильно).

3. Орфографическая пятиминутка (задания из ВПР)

  * Спиши слова. Произнеси их, поставь знак ударения.

                                           Алфавит, брала, занята, километр.

(Слайд ) – Взаимопроверка. На основе записи на слайде проверьте друг у друга  правильность выполнения работы. Оцените работу.

Не ошибок –«!»                    1 ош. – «+»                    2-3 ош. – «?»

    *Прочитай  предложение. Найди слово, в котором все согласные звуки глухие твёрдые.                                  В кустах ребята нашли маленькое гнездо.

     Самопроверка. Самооценка.                                     Доказать.

   4.Самоопределение к деятельности

 - Послушайте стихотворение Агнии Барто и скажите, почему девочка ничего не поняла?

                                                                                   (читает заранее подготовленный ученик)

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей – раз!

Она им – раз!

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла.               (А.Барто)

- Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имени героев, а заменял их местоимениями).

 - Догадались, какую часть речи начинаем изучать?

                                  На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО

     

ИМЕНИ

Е

МЕСТОИМЕНИЕ

-  Послушайте о происхождении этого слова.  (подготовленный ученик)

 -  И скажите какое открытие для себя сделали?

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й    (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало.


– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные. А может заменять и другие части речи: имена прилагательные, имена числительные, но это вы будете изучать в старших классах.

Оно  о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!                                            
Оно отдается  делу  сполна:
Местоимение  заменяет  имена!

- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?

- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.

-Вспомните, всё, что вы знаете о местоимении? Как вы думаете – все ли мы знаем о местоимении?

- Открываем с. 52, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи). 

 - Сформулируем задачи урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь  отличить местоимение от других частей  речи, уточнить  о роли местоимений в речи.

4. Открытие нового знания Слайд 2

Работа в группах. Помните о правилах работы в группах.

Проведёте небольшое исследование:  Прочитайте текст. - Определите какой в нём есть недостаток.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная  пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

( В каждом предложении повторяется слово лиса)

Как можно исправить этот недостаток?

Слова лиса можно заменить другими словами)

Прочитайте текст, заменив повторы другими словами.

Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища -  лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Вместо какой части речи вы употребили слова она? (сущ.)

- Она – это кто? (лиса)

 -Называет ли местоимение она  конкретный предмет или только указывают на него?

- Как называется эта часть речи?

Сделайте вывод:       Что такое местоимение? На какие вопросы отвечает? Какова роль местоимения в речи?

Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет  предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

5.Первичное закрепление изученного.

Работа по учебнику

* -Убедимся в правильности наших выводов, прочитав сведения о языке на с. 52 уч.

Чтение сведений о местоимении.

- Назовите личные местоимения. (картинка)

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА  

-* Практическая работа.

   У вас на парте лежат карточки со словами- местоимениями, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
=   Перечислим еще раз все личные местоимения. (хором). Вспомним начало урока – песню.

                                                                                                     

с. 53 упр. 110 – у доски                     Картинка сома, ящерицы. Вспомним уроки окр. мира: к какому

                                                                                                          классу относятся?

*Игра «Открой секрет» 

Вернёмся к нашим словам из Минутки чистописания. Прочитайте их медленно. Что можете сказать? (в словах спрятались местоимения). Запишите эти местоимения. Каких местоимений не хватает? Запишите.

*Игра «Шуточные вопросы» 

- Когда руки бывают местоимениями?

 ( когда они  вы - мы – ты)     - У всех ребят руки чистые? Не забываем соблюдать Правила гигиены

- Какие два местоимения портят дорогу? (я – мы)

- Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (оно)

* Письмо под диктовку. У доски.                     Над каждым словом указать какой частью речи

                                                                                 является(1,2 пр.). -3-4 пр. – Еайди предложение с  

                                                                                 мест.

Ночью выпал снег. Он п..крыл землю пуш..стым к..вром. Налетела вьюга. Она подняла в воздух ле..кие сн..ж..нки.

       РЕФЛЕКСИЯ

Графический диктант (учитель читает утверждение: согласны «+», не согласны  «-»)

  1. Местоимение – часть речи.  (+)
  2. Он – это местоимение. (+)
  3. Местоимения не называют предмет и не указывают на него. (-)
  4. Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)
  5. Мы, он, ох, она, я, у – здесь записаны только местоимения (-)

                            Взаимопроверка в парах. Взаимооценка.

Заканчивается  урок,

Подвести пора итог.

- Какова была тема нашего урока? - Какова роль местоимения в нашей речи?

- Справились ли мы с задачами урока?

- Как отличить местоимение от других частей речи?

- Назовите личные местоимения.

Домашнее задание: с.53 упр.111, Правило; Синквейн на тему «Местоимение».

Самоанализ работы (достижения за урок)  (заполнить таблицу)

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею верно использовать местоимения  в речи.

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.

- У кого получилось 4 плюса, кто сегодня дружит с зелёным смайликом?

- У кого получилось 3 плюса, кто с желтым?

- Оценки за урок.

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ.  (Все дети получают сердечки с надписью «Я+Я= МЫ».)

- Спасибо за урок!

- Урок окончен. 

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка «Роль местоимений в речи» 4 класс

Слайд 2

Алфавит, брала, занята, километр.

Слайд 3

Алфав и т, брал а , занят а , килом е тр . ! – нет ошибок + - 1 ошибка ? – 2-3 ошибки

Слайд 4

В кустах ребята нашли маленькое гнездо.

Слайд 5

Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям . Лиса.

Слайд 6

2. 3. 4. 5. + + - + - Нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3»

Слайд 7

Открой секрет ! Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Слайд 8

Открой секрет ! ТЫ ква, кор ОН ы, бор ОНА , агр ОНО м, ВЫ ставка, Я года, плас ТЫ рь, ВЫ бор, МЫ ло, п ОНИ мание.

Слайд 9

Утверждения Поставь знак «+» или «?» 1) Тема урока мне понятна. 2) Я достиг цели урока. 3) Я умею верно использовать местоимения в речи. 4) Я знаю какие местоимения относятся к личным. Самоанализ работы (достижения за урок)

Слайд 10

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....