Рабочая программа по письму для детей с ГУО
рабочая программа по русскому языку

Карзунина Ольга Сергеевна

Рабочая программа по письму для детей с ГУО 7 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол № 1

«23» августа 2021 г.

Руководитель МО

____________А.С. Лосева

Утверждено

Приказом директора КГБОУ

«Барнаульская общеобразовательная

 школа- интернат №5»

«____» ___________2021 г.

     Приказ №________

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

________ О.Н. Безбородова

«26» августа 2021 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Письмо и развитие речи»

7 класса

на 2021-2022 учебный год

Разработчик рабочей программы:

      Карзунина О.С.,

          учитель начальных классов

Барнаул, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе:

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»;

«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составитель: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР утверждённая министром Просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным, 30 мая 1983г.;

Учебного плана образовательной организации.

Учебно-методический комплекс:

        Авторы-составители Якубовская Э.В. Русский язык. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М. «Просвещение», 2011, 2 издание, 175 с.

Цели и задачи обучения и коррекции:

Цель: создать условия для формирования элементарных навыков правописания.

Задачи:

  1. Формирование каллиграфических навыков начертания букв.
  2. Формирование навыков списывания с печатного и рукописного текста.
  3. Учить анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, в произношении, написании.
  4. Учить писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.
  5. Учить писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.
  6. Работать над коррекцией скоординированности деятельности зрительного, слухового, моторного анализаторов и коррекция мотивационной сферы (планирующей, регулирующей и контролирующий функций), фонетико-фонематического слуха.
  7. Воспитывать аккуратность, старательность, интерес к русскому языку.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Письмо и развитие речи является ведущим. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Обучение письму носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких – либо правил.

Общая характеристика организации учебного процесса:

Технологии:

разноуровневого и дифференцированного подхода;

здоровьесберегающие;

игровые;

личностно-ориентированные;

информационно-коммуникативные.

Методы:

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

словесные методы (беседа, объяснение);

практический метод;

наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

работа с учебником.

2.  Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

устные или письменные методы контроля;

фронтальные, групповые или индивидуальные;

итоговые и текущие.

Формы обучения: 

урок;

фронтальная работа;

индивидуальная работа;

работа в парах и группах;

коллективная работа.

Виды деятельности:

анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала;

звуко - буквенный анализ слова;

овладение правописанием слов, предложений;

работа с предложением: его построение;

ответы на последовательно – поставленные вопросы;

совершенствование графического навыка;

списывание с письменного и печатного текста;

работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Письмо и развитие речи» входит в общеобразовательные курсы и является обязательной частью учебного плана.

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Письмо и развитие речи» в 7 классе выделяется 3 часа в неделю - 99 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Знать все буквы алфавита, уметь работать с разрезной азбукой.

Знать и различать гласные и согласные звуки.

Знать звонкие и глухие согласные.

Знать сочетание жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Различать артикуляторно сходные звуки: Р – Л.

Различать твёрдые и мягкие согласные при обозначении мягкости буквами е, ё, и, ю, я.

Знать букву ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Различать слова обозначающие названия предметов.

Определять слова, обозначающие действия предметов по вопросам что делает? что делают?

Уметь составлять слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Уметь находить и писать предлоги: у, за.

Уметь составлять предложения.

Уметь распространять предложения по картинке и опорным словам.

Устанавливать связь между словами в предложении по вопросам кто это? что это? что делает?

Списывать с письменных и печатных текстов, с классной доски, с учебника.

Уметь вставить в предложения пропущенные слова.

Составлять предложения из слов, данных в разбивку.

Уметь заполнить адрес на конверте, написать поздравительную открытку.

Содержание программы учебного предмета

Звуки и буквы

Повторение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие согласные, сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Различение артикулярно сходных звуков (Р – Л). Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами е, ё, и, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Слово

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.

Изучение слов, обозначающих действия:

название действий предметов по вопросам что делает? что делают?

Умение составлять слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы (с помощью учителя).

Предлоги (у, за). Умение находить предлоги и писать их раздельно.

Предложение

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по картинке и опорным словам.

   Установление связи между словами в предложении по вопросам кто это? что это?

   Списывание письменных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Умение вставить в предложения пропущенные слова.

   Составление предложений из слов, данных в разбивку с помощью учителя.

   Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя).

п/п

Наименование разделов и тем

Количест-во часов

В том числе

Уроков

Практи-ческих работ

Контроль-ных работ

Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся

1.

Звуки и буквы

47

47

0

0

0

2.

Слово

27

27

0

0

0

3.

Предложение

21

21

0

0

0

4.

Повторение изученного материала

4

4

0

0

0

Итого

99

99

Тематическое планирование

№ п/п

№ п/п темы

  Тема

Количество часов

  1. Звуки и буквы

47

1.

1.1.

 Повторение пройденных звуков и букв

1

2.

1.2.

 Списывание букв с печатного текста

1

3.

1.3.

 Различение букв, сходных по начертанию (р, п) Письмо слов

1

4.

1.4.

 Различение букв, сходных по начертанию (р, п). Письмо слов

1

5.

1.5.

 Различение букв, отличающихся добавочным элементом (л, м, и, ш)

1

6.

1.6.

 Различение букв, отличающихся добавочным Элементом: л, м, и, ш

1

7.

1.7.

 Различение букв, отличающиеся пространственным расположением (б, д, в)

1

8.

1.8.

 Различение букв, отличающиеся пространственным расположением: б, д, в

1

9.

 1.9.

 Письмо букв трудных по начертанию (з, к, н)

1

10.

1.10.

 Письмо букв трудных по начертанию: з ,к, н

1

11.

1.11.

 Соотношение звука и букв. Письмо букв под диктовку

1

12.

 1.12.

 Гласные звуки и буквы

1

13.

1.13.

Гласные звуки, буквы

1

14.

1.14.

Выделение гласных в начале слова

1

15.

1.15.

Выделение гласных в начале слова

1

16.

1.16.

Списывание слов с письменного, печатного текста, выделение гласных

1

17

1.17.

Списывание слов с письменного и печатного текста, выделение гласных

1

18.

1.18.

Списывание слов с письменного, печатного текста и выделение гласных

1

19.

1.19.

Согласные звуки и буквы

1

20.

1.20.

Определение согласных в начале слова

1

21.

1.21.

Определение согласных в начале слова

1

22.

1.22.

Различение и, й

1

23.

1.23.

Парные звонкие и глухие согласные

1

24.

1.24.

Парные звонкие и глухие согласные

1

25.

1.25.

Согласные б – п

1

26.

1.26.

Дифференциация слов с б- п

1

27.

1.27.

Согласные в – ф

1

28.

1.28.

Дифференциация слов с в – ф

1

29.

1.29.

Согласные д – т

1

30

1.30.

Дифференциация слов с д – т

1

31.

1.31.

Согласные ж - ш. Сочетание жи-ши

1

32.

1.32.

Дифференциация слов с ж – ш. Сочетание жи-ши

1

33.

1.33.

Согласные ч, щ. Сочетание ча-ща, чу-щу

1

34

1.34.

Согласные ч, щ. Сочетание ча-ща, чу-щу

1

35.

1.35.

Согласные з – с

1

36.

1.36.

Дифференциация слов с з – с

1

37.

1.37.

Согласные г – к

1

38.

1.38.

Дифференциация слов с г – к

1

39.

1.39.

Гласные ы - и после твердых и мягких согласных

1

40.

1.40.

Гласные о - ё после твердых и мягких согласных

1

41.

1.41.

Гласные у-ю после твердых и мягких согласных

1

42.

1.42.

Гласные а-я после твердых и мягких согласных

1

43.

1.43.

Гласная е после согласных

1

44.

1.44.

Различение слов с твердыми и мягкими согласными

1

45.

1.45.

Различение слов с твердыми, мягкими согласными

1

46.

1.46.

Мягкий знак на конце слова

1

47.

1.47.

Письмо слов с мягкими согласными на конце

1

  1. Слово

27

48.

2.1.

Слог. Слогообразующая роль гласных

1

49.

2.2.

Перенос слов по слогам

1

50.

2.3.

Правила переноса слов

1

51.

2.4.

Предмет и его название

1

52.

2.5.

Название предметов, отвечающих на вопрос что?

1

52.

2.6.

Обобщающее слово для группы однородных предметов

1

54.

2.7.

Название предметов, отвечающих на вопрос кто?

1

55.

2.8.

Обобщающее слово для группы однородных предметов, отвечающих на вопрос кто?

1

56.

 2.9.

Различие слов, отвечающих на вопросы кто? Что?

1

57.

2.10.

Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как передвигается?

1

58.

2.11.

Слова, обозначающие действия одушевленных предметов и отвечающих на вопрос что делает?

1

59.

 2.12.

Слова, обозначающие действия одушевленных предметов, отвечающих на вопрос что делает?

1

60.

2.13.

Слова, обозначающие действия неодушевленных предметов и отвечающие на вопрос: что делает?

1

61.

2.14.

Слова, обозначающие действия неодушевленных предметов, отвечающие на вопрос: что делает?

1

62.

2.15.

Различение названий предметов и названий действий по вопросам

1

63.

2.16.

Различение названий предметов, названий действий по вопросам

1

64.

2.17.

Письмо слов, обозначающие название предметов и их действий под диктовку

1

65.

2.18.

Письмо слов, обозначающие название предметов, их действий под диктовку

1

66.

2.19.

Большая буква в именах и фамилиях людей

1

67.

2.20.

Большая буква в названиях городов, деревень, улиц

1

68.

2.21.

Большая буква в именах собственных

1

69.

2.22.

Предлоги (у, за)

1

70.

2.23.

Предлог у. Написание предлога

1

71.

2.24.

Предлог у. Написание предлога в предложении

1

72.

2.25.

Предлог за. Написание предлога

1

73.

2.26.

Предлог за. Написание предлога в предложении

1

74.

2.27.

Составление схемы предложения с предлогами

1

  1. Предложение

21

75.

3.1.

Предлог как отдельное слово

1

76.

3.2.

Употребление предлогов в предложении

1

77.

3.3.

Употребление предлогов в предложении

1

78.

3.4.

Составление схемы предложения с предлогами

1

79.

3.5.

Подбор предлога к данному предложению

1

80.

3.6.

Выделение предложения из небольшого текста

1

81.

3.7.

Выделение предложения из текста

1

82.

3.8.

Правила записи предложения

1

83.

3.9.

Правила записи предложения

1

84.

3.10.

Правила записи предложения. Предложение и его схема

1

85.

3.11.

Предложение. Выбор схемы

1

86.

3.12.

Письмо предложений под диктовку с опорой на схему

1

87.

3.13.

Письмо предложений под диктовку с опорой на схему

1

88.

3.14.

Составление предложений по предметной картинке

1

89.

3.15.

Составление предложений по предметной картинке

1

90.

3.16.

Составление предложений из слов, данных в разбивку

1

91.

3.17.

Списывание рукописного предложения

1

92.

3.18.

Списывание рукописных предложений

1

93.

3.19.

Списывание печатного предложения

1

94.

3.20.

Списывание печатных  предложений

1

95.

3.21.

Письмо под диктовку простых по структуре предложений

1

  1. Повторение изученного материала

4

96.

4.1.

Звонкие и глухие согласные

1

97.

4.2.

Твердые и мягкие согласные

1

98.

4.3.

Письмо предложений под диктовку

1

99.

4.4.

Списывание предложений с печатного текста

1

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

Список методических и учебных пособий:

  1. Учебник «Русский язык» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М. «Просвещение», 2011, 2 издание, 175 с. Якубовская Э.В., Павлова Н.В.. 2 класс. Учебник

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/

Оборудование, приборы: ​

оборудование для мультимедийных демонстраций (проектор, компьютер);

презентации по изучаемым темам.

Дидактический материал:

разрезная азбука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по письму для детей с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности

Данная программа разработана на основе программ Бгажноковой и Маллера, расчитана на один учебный год 2 класса....

программа по письму для детей с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности

Данная программа разработана для детей испытывающими большие затруднения в обучении. Материал строго дозирован, учитывая индивидуальные особенности детей....

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого  общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс (для детей с у/о) на дому

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащегося 4-го класса (у/о), обучающегося на дому...