Урок русского языка "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

В материале содержится технологическая карта и сценарий урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sarieva_-_frazeologizmy.docx365.4 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект урока по теме «Фразеологизмы» C:\Users\zavuch\Desktop\Звонок.jpg

Сариева Елена Викторовна,   учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Осмысление и проектирование последовательности работы  (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока

Тема

Фразеологизмы.  Как устроен наш язык (систематизация и обобщение  знаний и умений)

Цель

Создание условий для усвоения знаний по теме урока

Основные термины, понятия

Фразеологизм, фразеологический оборот

Планируемые  результаты

Предметные умения:

познакомить учащихся с понятием «фразеологизмы», учить узнавать в речи фразеологизмы, выяснить какую роль играют фразеологизмы в нашей речи; воспитывать культуру речи.

Познавательные:

  • умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию изученных объектов;

Регулятивные: уметь слышать и удерживать учебную задачу.

  • умение прогнозировать предстоящую работу; осуществлять действие  самоконтроля и взаимоконтроля: адекватно оценивать качество, последовательность действий, выполняемых, производить сравнение данных операций.

Коммуникативные:

  • строить высказывание, учитывать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); формулировать собственное мнение и позицию; адекватно  использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

Личностные:

формировать внутреннюю  позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

восприятие  речи учителя (одноклассников); развитие регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности / неуспешности  учебной деятельности.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная  (работа с иллюстративным материалом с книгой), индивидуальная (самостоятельная работа с источниками информации), парная; работа в группах.

Учебник, справочный материал, толковый словарь фразеологизмов

ЭОР (Интернет-ресурсы, таблицы, презентация)

Технология изучения

Этапы урока, время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(этап актуализации)

10-12 мин.

Создание условий для активизации

учащихся.

Слайд 2

Слайд 3

Минутка чистописания

-Я приглашаю всех на урок русского языка.

Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Я надеюсь, что мы сохраним  хорошее настроение до конца урока.

Девиз: Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно!

Работаем старательно

-Каким бы вы хотели видеть наш урок?

Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

- Я желаю всем удачи на уроке.

Откройте тетради, запишите число.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь

Запишите Число, классная работа

«Кк»

Коля весь урок считал ворон.

-Ребята, как вы поняли это предложение?

Русский   язык – необыкновенный  язык,   и  в   этом    мы  сегодня   убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них.

- Как вы думаете, на уроке нужно работать «засучив рукава» или «спустя рукава».

-Кто понял смысл этих выражений?

-Что значит, «засучив рукава»?  (хорошо)

-Что значит «спустя рукава»? (плохо)

-Вот в этом надо нам сегодня и надо разобраться.

И узнать,  как называются такие выражения.

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.

Отвечают на вопросы

Постановка  учебной проблемы, планирование

5  мин.

Создание условий для постановки  цели и задач   урока.

Определение темы через проблемную задачу.

Слайд 4-5

Слайд 6

Слайд 7

-Какая тема сегодняшнего урока вы узнаете, разгадав, что написано на доске или, открыв учебник на стр.102,  урок 129

Значит, какая тема нашего урока?

Правильно, фразеологизмы.

Какие цели мы перед собой поставим?

1.Узнать, что такое фразеологизмы

2.Объяснять значение фразеологизмов .

3. Выяснить какую роль играют фразеологизмы в нашей речи.

4.Составлять предложения с фразеологизмами.

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью.

Оценивание мнения одноклассников.

Отвечают на вопросы

Рубрика «Давай подумаем»

-Прочитайте историю из книги К. Чуковского «От двух до пяти»  Стр. 102

Ребята, ответьте на вопросы:

-Почему Светлана не увидела лета?

-Почему девочка не поняла маму? (она поняла её в прямом смысле)

-А вы слышали когда-нибудь такое выражение?

-Как вы думаете, что оно обозначает? (быстро)

-В основе этого случая, который описал Корней Чуковский, лежит интересное явление языка, которое называется … Кто догадался?

-А что же такое фразеологизм?

-А может кто-то дать определение  фразеологизму?

Из истории языка - стр. 103

-Прежде всего, это, что такое? (выражение) или сочетание слов

Активизация мыслительных процессов (умозаключение).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели. Оценивание мнения одноклассников.

Дети под руководством учителя формулируют цель урока, задачи, планируют деятельность по достижению цели урока.

Выполнение.

Открытие нового знания

15-20  мин.

Физминутка.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд  10

Слайд  11

-Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно.

Повесить нос - повесить пальто

Взять себя в руки - взять ребенка на руки

-В каких столбиках выражения имеют прямое и переносное, шуточное значения.

-Как заменить выражения первого «столбика» одним словом?

Работа по учебнику (чтение правила)

 Упр. №1 (работа в парах)

-А как вы думаете, что произойдёт со словами, составляющими фразеологизм? Стр. 104 (тайны языка)

Вывод: слова, составляющие фразеологизм теряют свое самостоятельное отдельное значение. Смысл имеет только все выражение в целом.

-А где мы можем узнать значения фразеологизмов? (спросить у взрослых, одноклассников, посмотреть в словаре)

Знакомство с фразеологическими словарями.

Откуда к нам пришли фразеологизмы?

Давайте с вами выясним, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи.

Для выполнения поставленной цели будем работать в группах.

Повторите правила работы в группе. (Карточки лежат на парте.)

- Подумайте, для чего мы используем фразеологизмы в своей речи?

Подберите к картинке фразеологизм и объясните его значение.

ни свет ни заря

как снег на голову

когда рак на горе свистнет

-Должны ли мы изучать фразеологизмы? Обоснуйте свой ответ.                            

Прочитайте. Какую ошибку содержит предложение в употреблении фразеологизма?  Обоснуйте  свой ответ. Составьте предложение правильно.

Вася красиво, как курица лапой, написал письмо.

Рубит сук,  на котором сидит.

-Ответьте мне на вопрос, зачем мы используем в своей речи фразеологизмы, если можно сказать одним словом?

-Да, русский язык очень богат фразеологизмами, они прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы их будете знать и научитесь их использовать в своей речи, тем выразительней и ярче станет ваша речь.

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Работают с предложенными источниками информации.

Отвечают на вопросы.

Выполнение.

Применение нового знания.

3-5 мин.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Работа в группе

Выполнение упражнения 3 стр. 105

Анализ, обсуждение, фиксация результатов.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания и оценивают друг друга.

Рефлексия учебной деятельности

1-3 мин.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями.

Слайд  12

Подводит итог урока (проблема, цель, задачи)

Организует рефлексию.

А теперь оцените свою работу на уроке

-Выбери фразеологизм, который соответствует твоей работе на уроке.

Работал,  засучив рукава.

Работал,  спустя рукава.

                       Я устал, но взял себя в руки.

Оценка учителем

- Расскажите, какое настроение у вас в конце урока?

- Чем занимались на уроке?

- Для чего мы это делали?

- Кому было легко? Кому трудно? Достигли ли вы цели, которую ставили в начале урока?

- Все молодцы! Спасибо за урок.

Умение осознанно строить выводы.

Умение аргументировать свою позицию.

Осуществление итогового контроля.          

Домашнее  задание (дифференцированное).

Стр. 105  упр. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...