Неопределённая форма глагола. Технологическая карта урока.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ирина Анатольевна Федорова

Направление работы: начальная школа.

Класс: 4

Тема урока: «Неопределенная форма глагола.»

Программа:

В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы. Москва «Просвещение», 2014 год. 

Учебник: «Русский язык» 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч, ч 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) М.: Просвещение, 2012 год.

Место урока в системе уроков: четвертый урок в теме «Глагол». Количество уроков в неделю- 5ч.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, когда ученики сами определяют тему урока, исследуют и открывают новые для них понятия, построения диалога со сверстниками и учителем.

Выбран урок- исследование с последующим открытием нового знания, так как в нем присутствуют такие этапы, как «исследовательская работа», «открытие» обучающимся нового знания, первичная проверка понимания и первичное закрепление.

Цель урока: Изучение неизвестной формы глагола через открытие нового материала.

Задачи урока:

1. Узнать, что это за форма глагола, на какие вопросы эта форма глаголов отвечает, как изменяется и какие у нее особенности.

2. Сформулировать новое правило на основе «открытой» информации

3.Закрепить новые знания, заполнив таблицу, с которой мы уже начали работать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fyodorovaia.tehkarta.docx41.04 КБ
Файл fedorova_zashchita.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к уроку русского языка

Федоровой Ирины Анатольевны.

Направление работы: начальная школа.

Класс: 4

Тема урока: «Неопределенная форма глагола.»

Программа:

В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы. Москва «Просвещение», 2014 год. 

Учебник: «Русский язык» 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч, ч 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) М.: Просвещение, 2012 год.

Место урока в системе уроков: четвертый урок в теме «Глагол». Количество уроков в неделю- 5ч.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, когда ученики сами определяют тему урока, исследуют и открывают новые для них понятия, построения диалога со сверстниками и учителем.

         Выбран урок- исследование с последующим открытием нового знания, так как в нем присутствуют такие этапы, как «исследовательская работа», «открытие» обучающимся нового знания, первичная проверка понимания и первичное закрепление.

          Цель урока: Изучение неизвестной формы глагола через открытие нового материала.

Задачи урока:

1. Узнать, что это за форма глагола, на какие вопросы эта форма глаголов отвечает, как изменяется и какие у нее особенности.

2. Сформулировать новое правило на основе «открытой» информации

3.Закрепить новые знания, заполнив таблицу, с которой мы уже начали работать

Запланированы предметные, личностные и метапредметные результаты, формирующие у обучающихся универсальные учебные действия:

Предметные:

  • Усвоение понятия «неопределенная форма глагола»,
  • Умение находить неопределенную форму глагола по грамматическим признакам.

Личностные:  

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:  

  • Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности;
  • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные УУД:  

  • Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • Формирование стремления к сотрудничеству в группе, умения формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросу по существу;
  • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Познавательные УУД:    

  • Осуществление поиска нужной информации;
  • Обучение умению ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  •  эмоционально воспринимать нравственно-моральные нормы отношений в жизненных ситуациях.
  • Обучение умению высказываться в устной и письменной формах, строить рассуждения об объекте, рассуждать.

Основные понятия: неопределенная форма глагола, грамматические признаки неопределенной формы глагола, суффиксы неопределенной формы глагола.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы: схемы-опоры, карточки с заданиями для работы в группах, интерактивная презентация.

Образовательные технологии и методы: проблемного обучения, частично- поисковый, ИКТ, здоровьесберегающая, игровая; и взаимооценки по эталону.

Приёмы обучения:

     « Мозговой штурм» в группе, создание проблемной ситуации, исследовательская работа в группе, отчеты о проделанной исследовательской работе командиров групп, совместное составление определения, рефлексия, самостоятельная работа

Материалы и оборудование:

Учебник, раздаточный материал для работы в группе, рабочие листы для работы в малых группах, тетради для работы, компьютерная презентация.

Ресурсы: схемы-опоры, карточки с заданиями для работы в группах, интерактивная презентация.

Технологическая карта урока русского языка

учителя МАОУ СОШ №8  им. Ц.Л. Куникова г.-к.Геленджик

Федоровой Ирины Анатольевны.

Этапыурока

Цели этапов:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые          УУД

Организационный момент.

(1 мин.)

Эмоциональный настрой

Слайд №1

Цель: установить эмоциональный контакт с учащимися,  настроить на общение  

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята!

Очень тихо присаживаемся на свои места.
-С каким настроением начинаем урок? -Я вижу, что вы настроены на работу. Пожелаем всем нам удачи.

Вывод:  готовы к дальнейшей работе.  

Включаются в общение, отреагировав на реплику учителя, согласно коммуникативной задаче.

Показывают на светофорчике цвет настроения.

Коммуникативные: слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Актуализация

знаний

(4 мин.)

Цель:

включение в учебную деятельность

через использование загадки, работы учащихся в группах по повторению изученного материала, фронтальной работе, проблемным вопросам, активизация познавательной деятельности обучающихся.

Слайд 1

- Свой урок я начну с загадки. Давайте подумаем и отгадаем про какую часть речи идет разговор:

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действия предмета

И гордо называется ….. (глагол)

Сегодня у нас 4-ый урок по теме «Глагол».  

Что-то вы уже знаете об этой части речи, поэтому соберемся в группы и вспомним все, что вам известно о глаголе как части речи и запишем в таблицу.

Время на работу - 3 минуты. Заполняете левую часть таблицы. Результаты вашей совместной работы сдаете мне.

В группы выдается таблица.

Что я знаю о глаголе

Что я узнал

Закрепляет сданные таблицы от групп на доске, проговаривает результаты записей и отмечает, что вторую часть таблицы дети заполнят в конце урока

- Интересно, правую часть вы тоже одинаково заполните?

- Зачем выполнили это задание?

-Правильно, мы вспомнили ту информацию, которая нам будет нужна в дальнейшей работе.

Вывод: включились в учебный процесс, эмоционально настроившись на дальнейшую работу.

Отгадывают загадку учителя.

Работают в группах, заполняя левую часть предложенной таблицы «Что я знаю о глаголе», затем сдают таблицу учителю.

Сравнивают данные таблицы и приходят к выводу, что почти все группы заполнили ее одинаково.

Делают вывод

Регулятивные:  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Коммуникативные: речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета.

Постановка цели и задач урока.

(5 мин)

Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: через минутку чистописания, словарную работу, проблемную ситуацию, фронтальную работу, определяют  цель урока  и знакомятся с задачами

Слайд 2

-Для работы в тетради нам нужно подготовить руку к письму, поэтому проводим минутку чистописания.

-Пропишите сочетания букв

Ть-ти.

-С данными сочетаниями я подобрала из нашего словарика словарные слова. Запишем их: аппетит, сгореть, двадцать, желать, картина, квартира, идти, коллектив.

-Т.к. мы начали изучать тему «Глагол», прошу найти среди данных слов глаголы и подчеркнуть их двумя чертами.

- Сколько глаголов нашли?

Вывешивает карточки с данными глаголами на доску:

СГОРЕТЬ, ЖЕЛАТЬ, ИДТИ.

- Т.к. по правилу глагол изменяется по временам, подпишите сверху время этих глаголов.

-У всех глаголов вы смогли определить время?

-Что будем делать?

- Мы же знаем, что глаголы изменяются по временам!! Получается, что мы чего-то не знаем. Так?

-Хотите стать маленькими исследователями?

- А знаете ли вы, что все ученые ставят перед собой цели?

-Какую цель мы поставим?

-Правильно, изучение неизвестной формы глагола через открытие нового знания.

Для достижения цели мы должны решить следующие задачи:

1. Узнать, что это за форма глагола, на какие вопросы эта форма глаголов отвечает, как изменяется и какие у нее особенности.

2. Сформулировать новое правило на основе «открытой» информации

3.Закрепить новые знания, заполнив таблицу, с которой мы уже начали работать

-Молодцы!

-Зачем мы выполняли эти задания?

-Правильно, мы выяснили цель урока и определили действия, которые должны совершить, чтобы достичь поставленной цели.

Вывод: выяснили цель и задачи урока

Прописывают буквы по образцу.

Записывают под диктовку.

Подчеркивают глаголы

Называют (три)

Самопроверка

Подписывают.

Некоторые понимают, что время не определить

Отвечают на вопросы.

Предполагают, составляют совместно с учителем цель

Помогают определить  задачи  урока

Делают вывод.

Познавательные: 

обучающиеся принимают участие в беседе, учатся формулировать и ставить познавательные задачи;

Регулятивные: 

обучающиеся учатся планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

Личностные: 

обучающиеся мотивированы на учебную деятельность (социальная, учебно-познавательная);

Коммуникативные: 

обучающиеся взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.

Первичное усвоение новых знаний

(15 мин.)

Цель:

организация групповой исследовательской работы с дальнейшим представлением результата своего исследования;

выяснение темы урока через  организацию «Мозгового штурма»

-Начинаем нашу исследовательскую работу. У каждой группы будет своё маленькое исследовательское задание. Вы выполняете его, делаете вывод и затем капитан группы отчитывается перед всеми о проделанной работе.              

Выдает карточки каждой группе:

1 группа:

При необходимости помогает работе группы.

Выслушивает вместе с учащимися отчеты капитанов.

- Как можно назвать форму глагола, у которой ничего не определить? Что это за форма глагола? Придумайте название!

Использование приёма «Мозговой штурм»

-Зачем выполняли эти задания?

-Правильно, открыли для себя много нового про неизвестный глагол и поняли, какая тема урока.

Вывод: «открыли» новые знания про неизвестный глагол и определили название этого глагола «Неопределенная форма глагола»

Работают в группах, делают соответствующие записи, выводы.

Капитан от группы выходит к доске и озвучивает задание своей группы и выводы, к которым группа пришла, выполняя свою исследовательскую работу.

Отвечают, приходят к выводу, что такая форма глагола называется НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ.

Делают вывод

Познавательные: 

обучающиеся анализируют и выделяют существенные признаки.

Коммуникативные: 

обучающиеся проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих возможностей

Регулятивные: 

обучающиеся выполняют учебные действия.

Личностные: 

обучающиеся формируют навыки сотрудничества в разных ситуациях

Физическая разминка

(1  мин.)

Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности

  Игра «Великаны – карлики» (интерпретация:  «неопределенная форма глагола - любой другой глагол»)

Вывод: немного размялись и  интеллектуально отдохнули

Разминка

Первичная проверка понимания

(5  мин.)

Цель:

на основе выводов групп сформулировать правило о неопределенной форме глагола и сверить созданное правило с эталоном.

-Попробуем сформулировать новое правило на основе сделанных вами открытий.

Начнем так: неопределенная форма глагола- это…( неизменяемая…Не указывает на … Отвечает на вопросы… имеет суффиксы…)

-Проверим правило по учебнику (с 72)

-Зачем выполняли это задания?

-Правильно, сформулировали новое правило, а заодно убедились, что все поняли правильно.

Вывод: проверили по эталону результат нашего исследования.

Формулируют правило совместно с учителем.

Представляют результат работы, сверяют с эталоном в учебнике и дают взаимную оценку результату работы групп и совместной работы.

Выводы детей.

Познавательные: 

обучающиеся анализируют и выделяют существенные признаки.

Коммуникативные: 

обучающиеся проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Первичное закрепление

( 5 мин.)

Цель: первичное закрепление  понятия

«неопределенная форма глагола»

Слайд 3

- Что за сочетания мы писали на чистописании в начале урока?

- Возьмите узенькие разноцветные полоски бумаги. Подпишите. Напишите на них, что каждый из вас лично узнал сегодня на уроке.

Выдает в группы уже знакомую детям таблицу, с которой они работали в начале урока:

Что я знаю о глаголе

Что я узнал

-Приклейте ваши полоски в правый столбик таблицы «Что я узнал». Клей лежит у вас на парте.

-Давайте вывесим наши таблицы на доску, и пусть каждый командир озвучит записи, дополняя друг друга, но не повторяя сказанное.

-Зачем выполняли эти задания?

-Правильно, мы закрепили новое знание.

-Вывод: благодаря заданию, которое выполняли,  закрепили изучаемую тему.

 Отвечают

Берут цветные полоски бумаги, на которых начинают записывать всё то, что они узнали на уроке.

Берут таблицу

Приклеивают свои выводы в правую графу таблицы.

 Командиры зачитывают правую сторону таблицы, дополняя друг друга, но не повторяя сказанное.

Делают вывод

Познавательные: 

обучающиеся анализируют и формируют заключение.

Коммуникативные: 

обучающиеся проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих возможностей

Регулятивные: 

обучающиеся выполняют учебные действия.

Рефлексия (подведение итога)

(3 мин.)

Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Слайд 4

-Подведем итог нашей работы.

-Мы узнали, что это за новая форма глагола, на какие вопросы эта форма глаголов отвечает, как изменяется и какие у нее особенности?

-Сформулировали новое правило на основе «открытой»  информации?

-Закрепили новые знания, заполнив таблицу?

-Мы достигли поставленной цели? (показывает цель на экране)

-Посмотрите на цель нашего урока.

-Так какое ОТКРЫТИЕ мы сделали?

-Я попрошу вас озвучить результат  своей деятельности на уроке, по желанию ответив на вопросы, которые вы видите на экране:

  • Самым интересным на уроке было…
  • Для меня было особенно трудно…

Мы очень плодотворно сегодня поработали.

Отвечают

Высказывают своё мнение об уроке, степень своей активности и заинтересованности, определяют степень важности изученного материала для дальнейшего применения, отвечая на вопросы рефлексии.

Личностные:

осознание важности учения, важности данного знания, самооценка деятельности на уроке по освоению нового материала.

Регулятивные:

отслеживать цель учебной деятельности; контроль.

Домашнее задание.

1  мин.

Цель: самостоятельное закрепление изученного материала дома (дифференцирован-

ное)

Всем: правило с 72.

Задание на выбор:

1 уровень - написать 10 примеров глаголов неопределенной формы.

2 уровень - с 73, Упр 150.

3 уровень - творческое задание: придумать сказку про неопределенную форму глагола, записать ее, подчеркнуть глаголы неопределённой формы.

Записывают в дневники


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федорова Ирина Анатольевна Учитель начальных классов МАОУ МОШ №8 Им. Ц.Л. Куникова город- курорт Геленджик «Неопределенная форма глагола»

Слайд 2

Урок русского языка Предметная линия учебников «Школа России» Четвертый урок в теме «Глагол» 5 часов в неделю.

Слайд 3

Тип урока: открытия нового знания Вид урока: урок-исследование Образовательные технологии: проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающая , игровая Методы: исследовательская работа, «мозговой штурм», взаимооценка по эталону Подходы: системно- деятельностный и личностно-ориентированный

Слайд 4

Цель урока: изучение неизвестной формы глагола через «открытие» нового знания. Задачи урока: узнать, что это за форма глагола, на какие вопросы эта форма глаголов отвечает, как изменяется и какие у нее особенности сформулировать новое правило на основе «открытой» информации закрепить новые знания, заполнив специальную таблицу

Слайд 5

Планируемые результаты: Предметные: усвоение понятия «неопределенная форма глагола», умение находить неопределенную форму глагола по грамматическим признакам. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; формирование умения адекватно оценивать свою деятельность.

Слайд 6

Метапредметные: Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности; формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Коммуникативные УУД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование стремления к сотрудничеству в группе, умения формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросу по существу; использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; брать на себя инициативу в организации совместного действия. Познавательные УУД: осуществление поиска нужной информации; обучение умению ставить проблему, аргументировать её актуальность; эмоционально воспринимать нравственно-моральные нормы отношений в жизненных ситуациях . обучение умению высказываться в устной и письменной формах, строить рассуждения об объекте, рассуждать.

Слайд 7

Формы работы: фронтальная, индивидуальная групповая Ресурсы: схемы-опоры, карточки с заданиями для работы в группах, интерактивная презентация. Основные понятия: неопределенная форма глагола, грамматические признаки неопределенной формы глагола, суффиксы неопределенной формы глагола.

Слайд 8

Организационный этап Цель: установить эмоциональный контакт с учащимися и настроить их на общение.

Слайд 9

Актуализация знаний Цель: включение в учебную деятельность через загадку, работу учащихся в группах с таблицей «Что я знаю о глаголе», а также проблемные вопросы. Что я знаю о глаголе. Что я узнал.

Слайд 10

Постановка цели и задач Цель: через минутку чистописания, словарную работу, проблемную ситуацию, фронтальную работу, определяют цель урока и знакомятся с задачами аппетит, картина сгореть, квартира двадцать, идти, желать, коллектив. ТЬ ТИ

Слайд 11

Первичное открытие новых знаний Цель: организация групповой исследовательской работы с дальнейшим представлением результата своего исследования; выяснение темы урока через организацию «Мозгового штурма»

Слайд 12

Задания для работы в группах: 1 группа: Определите лицо данных глаголов: Сгореть- _________ Желать- _________ Идти-____________ Можно определить лицо у данных глаголов? Ответ: _____________________ Изменяемая это форма глагола, или неизменяемая? Ответ: _______________________ 2 группа: Определить время данных глаголов: Сгореть-_______________ Желать-______________ Идти-_______________ Можно определить время у данных глаголов? Ответ: _____________________ Изменяемая это форма глагола, или неизменяемая? Ответ: _________________________________ 3 группа: Определи число данных глаголов: Сгореть-_______________ Идти-______________ Сверкать-_______________ Можно определить число у данных глаголов? Ответ: _____________________ Изменяемая это форма глагола, или неизменяемая? Ответ: 4 группа: Поставь и напиши вопросы к данным глаголам: Сгореть-_______________ Желать-______________ Идти-_______________ На какие вопросы отвечают данные глаголы? Ответ: _________________?

Слайд 13

Первичное открытие новых знаний Вывод: «открыли» новые знания про неизвестный глагол и определили название этого глагола: «Неопределенная форма» «Мозговой штурм» Эврика !!!!!!!!!!!

Слайд 14

Физическая разминка Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности

Слайд 15

Первичная проверка понимания Цель : сформулировать правило о неопределенной форме глагола и сверить созданное правило с эталоном.

Слайд 16

Первичное закрепление Цель: закрепление понятия «неопределенная форма глагола»

Слайд 17

Рефлексия (подведение итога) Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Слайд 18

Ira.irisf2007@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку на тему "Неопределённая форма глагола" 4 класс

Технологическая карта к уроку на тему "Неопределённая форма глагола" в 4 классе по программе " Школа России" кпо учебнику Канакиной В.П....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» 4 класс

Цель урока: Развитие УУД подведения наблюдаемых фактов под формулировку нового понятия - неопределённая форма глагола...

Технологическая карта урока "Неопределённая форма глагола" 4 класс

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Неопределённая форма урока" 1 урок. УМК "Школа России"...

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...