УМК Русский язык
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Ошорова Кира Анатольевна

русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_progr.russ_.yazyk-2017.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 2 класса разработана на основе:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- 73 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от07.05.2013 № 99-ФЗ);
  2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240 –V  Об образовании в Республике Бурятия (принят Народным Хуралом РБ от 05.12. 2013) (ред. 07.07.2015);
  3. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования  (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) (в ред. От 31.12.2015 № 1576);
  4. Примерной программы начального общего образования по Русскому языку
  5. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №44
  6. И ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. УМК Иванов С.В. Русский язык.2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х ч./ М.: Вентана-Граф,2013
  • Кузнецова М.И. Русский язык. Пишем грамотно.2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х ч./ М.: Вентана-Граф,2016
  • Кузнецова М.И. Русский язык. Учимся писать без ошибок.2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х ч./ М.: Вентана-Граф,2016
  • Романова В.Ю. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты. Диктанты, изложения.- М.: Вентана-Граф,2013

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Основная цель курса: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства  для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

      Основные задачи курса:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

развитие устной и письменной речи учащихся;

развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству

нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

      Основное содержание курса:

Тема 1. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) -57 ч.

1.1.        Фонетика и графика Звуки и буквы, обозначение звуков на письме, гласные и
согласные. Гласные буквы ё,я,ю, и их функции, согласные твердые и мягкие, звонкие
и глухие, парные и непарные, слог, ударение, перенос.

1.2.        Слово и предложение Слово как единство звучания и значения. Слова с предметным
значением - имена существительные. Слова, называющие признак- имена
прилагательные. Слова, обозначающие действия- глаголы. Предложения и его
отличия от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные. Знаки
препинания в конце предложений.

1.3.        Состав слова - Форма слова, окончание, слова изменяемые и неизменяемые, корень
слова, однокоренные слова, чередование согласных в корнях, суффикс,
суффиксальный способ образования слов, приставка, приставочный способ
образования слово, основа слова, приставочно-суффиксальный способ образования
слов.

1.4.        Лексика - Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение
значения слова в толковом словаре учебника, слова однозначные и многозначные,
синонимы, антонимы, омонимы, слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова,
фразеологизмы и их использование.

Тема 2. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)

Правописание жи-иш, ча-ща, чу-щу, обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака, перенос слов, правописание заглавной буквы, правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая, проверяемая согласная и непроизносимая, правописание беглой чередующейся гласной е в корнях при словообразовании, правописание суффиксов, правописание приставок, правописание разделительного ь и ъ.

Тема 3. «Развитие речи» (34 ч)

Текст и его признаки, смысловое единство предложений, заглавие текста, корректировка текста, абзац и их последовательность в тексте, план текста. Составление плана, типы текстов и их особенности.

Место предмета в учебном плане

Во 2 классе данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык»  5 часов в неделю – всего 170 часов  в год из них

Контроль

  • Диктантов- 8
  • Словарные диктанты- 4
  • грамматических заданий- 11
  • контрольных списываний- 3
  • тестовых заданий-1
  • уровневые контрольные работы- 2
  • контрольные работы-7

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Особенности организации учебного процесса по предмету

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2 класс. Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.

Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.

Уроки блока «Правописание»  имеют цель -  развитие  навыков грамотного, безошибочного письма.

Уроки блока «Развитие речи»  имеют цель – совершенствование  коммуникативных  умений учащихся в условиях устного и письменного общения.

Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

В организации учебного процесса по предмету используются следующие  современные педагогические  технологии: предметно-ориентированные технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения,  здоровьесберегающие технологии.

методы:

 Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
 Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентации.
 Практические методы: устные и письменные упражнения.

Национально-региональный  компонент 

Реализуется через наполнение познавательной  части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Часы национально-регионального компонента включено в основные темы учебных занятий  (10% от 170 часов-17 ч)

Раздел 2

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка  во 2 классе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка  во 2 классе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметные результаты

Раздел «Фонетика и графика»

ученик научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

ученик получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

ученик научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

ученик  получит возможность научиться

  • различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
  • распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
  • использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

Раздел «Лексика»

ученик  научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

ученик  получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

ученик научится:

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные).

ученик получит возможность научиться:

  • находить в тексте такие части речи, как существительное, прилагательное, глагол, предлоги.

Раздел «Синтаксис»

ученик научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать взаимосвязь между целью высказывания. Интонацией и знаками препинания в предложении;
  • интонировать  (произносить по-разному) одно и то же предложение; устанавливать при этом изменение смысла предложения;
  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • выписывать из предложений словосочетания с вопросами;
  • устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

ученик научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объёмом 30— 40 слов;
  • писать под диктовку тексты объёмом 50 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

ученик получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Ученик  научатся:

  • использовать восклицательную и невосклицательную интонацию при произношении повествовательных и побудительных предложений в зависимости от речевой ситуации (контекста);
  • письменно отвечать на вопросы к тексту;
  • составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
  • определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
  • записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
  • работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
  • различать текст-пословицу, текст-загадку, текст-описание  и текст-повествование;
  • строить монологические высказывания (по аналитическим планам), вести диалог;
  • соблюдать орфоэпические правила;
  • различать оттенки слов, точно выбирать и использовать их в речи (изба – избёнка, бежит – мчится, большой – огромный).

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно составлять или воспроизводить и записывать небольшие тексты (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
  • писать изложение небольших повествовательных текстов по составленному плану;
  • толковать значение слов, выражений, пословиц;
  • использовать слова в переносном значении (дождь барабанит, шепчет; ручей озорной, весёлый, торопливый) в устной и письменной речи.

Календарно-тематическое планирование

Учебная тема

Сроки

Основные виды деятельности

Звуки речи и буквы

1 неделя сентября

Различать звуки и буквы.

Обозначать звуки на письме.

Классификация звуков русского языка.

Наблюдение за словами, поиск ошибок.

Гласные и согласные звуки и их буквы

2 неделя сентября

Характеристика  различий гласных и согласных звуков.  Работа по учебнику.

Обозначение гласных звуков буквами.

Списывание текстов по алгоритму.

Обозначение звуков речи на письме

2 неделя сентября

Наблюдение за соотношением звукового состава слова и буквенной записью. Запись слов при помощи транскрипции. Характеристика парных по твёрдости-мягкости согласных в моделях слов.

Ударные и безударные гласные звуки в слове

2 неделя сентября

Выделение ударного слога в слове, ударные  и безударные гласные. Группировка  слов по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге).

Согласные звуки

2 неделя сентября

Тренинг в соотнесении количества согласных звуков и букв, в правильном названии букв. Обозначение на модели согласных по звонкости- глухости, твёрдости-мягкости.

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие

2 неделя сентября

Различать согласные звонкие и глухие; согласные парные и непарные по твердости – мягкости; звонкости – глухости

Звонкие и глухие согласные

3 неделя сентября

Объяснение  различий  парных по глухости-звонкости согласных в легкоразличимых случаях. Наблюдение за согласными на конце слова.  Орфографический тренинг.

Стартовая контрольная работа

3 неделя сентября

 Деление слов на слоги, постановка ударения, выделение гласных и согласных звуков. Характеристика звуков на модели. Составление предложений по схеме.

Учимся писать сочетания жи-ши

3 неделя сентября

Использование  правила написания сочетаний жи — ши в словах, осуществление самоконтроля.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

Учимся писать сочетания ча-ща

3 неделя сентября

Словарный диктант. Орфографический тренинг в написании сочетаниё ча - ща. Списывание предложений. Выделение группы слов на данное правило .

Учимся писать сочетания чу-щу

3 неделя сентября

Орфографический тренинг. Отработка безошибочного списывания. Поиск слов с заданным сочетание.  Запись слов под диктовку с сочетаниями чк, чн, щн, нщ

Разделительный ь

4 неделя сентября

Проговаривание правила о разделительном мягком знаке: показатель мягкости, разделитель согласных и гласных звуков. Тренинг в написании слов. Списывание слов с пропущенной орфограммой. Объяснение написания.

Разделительный ь

4 неделя сентября

Орфографический тренинг. Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Слог

4 неделя сентября

Деление слов на слоги. Поиск слов с заданным количеством слогов. Выполнение заданий в рабочей тетради. Конструирование слов из заданных слогов.

Учимся переносить слова

4 неделя сентября

Деление слов на слоги для переноса. Запись слов в тетради. Обозначение слогов на схеме. Проговаривание правила переноса. Списывание слов с доски.

Учимся переносить слова

4 неделя сентября

Нахождение ошибок в делении слов для переноса. Выполнение упражнений в рабочей тетради. Самоконтроль.

Контрольный диктант

5 неделя сентября

Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания.

Работа над ошибками. Словарный диктант

5 неделя сентября

Орфографический тренинг. Объяснение опасных мест в диктанте, орфографическом задании. Самоконтроль.

Слоги ударные и безударные. Роль ударения

5 неделя сентября

Определение ударного гласного в слове и постановка ударения. Тренинг в выделении голосом ударного звука. Запись слов  тетради.

Слово

5 неделя сентября

Различение слова и не слова в рубрике «давай подумаем». Наблюдение за словами в тексте. Работа с толковым словарём. Обозначение модели слова прямоугольником.

НРК

Слова, называющие предметы. Существительные в бурятских сказках

5 неделя сентября

Проговаривание правила о существительном. Наблюдение за словами, к которым может быть задан вопрос кто? или что? Поиск слов с определённым значением. Работа по учебнику.

Слова, называющие признаки предмета и действие

1 неделя октября

Тренинг в определении частей речи по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. Проговаривание правила о прилагательном и глаголе. Запись слов  в три столбика по частям речи.

Слово и предложение.

1 неделя октября

Определение предложений по цели высказывания. Составление и запись предложений разных по цели высказывания. Работа по учебнику, проговаривание правила.

Восклицательные и невосклицательные предложения

1 неделя октября

Определение предложений по интонации. Произношение предложений. Характеристика предложения по цели высказывания и интонации. Выполнение заданий в рабочей тетради.

НРК

Слова в предложении. Списывание текста с исправлением ошибок «Омулевая бочка»

1 неделя октября

Проверка орфографических и пунктуационных навыков.

Окончание как часть слова

1 неделя октября

Наблюдение за изменением формы слова. Изменение формы слова, выделение окончания. Выбор правильного окончания.

Изменение формы слова  с помощью окончания. Словарный диктант

2 неделя октября

Наблюдение за связью слов в предложении. Изменение формы слова. Нахождение окончаний, нулевых окончаний. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Неизменяемые слова

2 неделя октября

Наблюдение за неизменяемыми словами. Выяснение значений слов с помощью словаря. Запись предложений с неизменяемыми словами в тетрадь.

НРК

Вспоминаем правила написания прописной буквы

Имена собственные нашего города

2 неделя октября

Орфографический тренинг в написании прописной буквы в именах собственных. Словарный диктант с комментированием. Наблюдение за написанием географических названий.

НРК

Вспоминаем правила написания прописной буквы. Имена собственные г.Улан-Удэ

2 неделя октября

Орфографический тренинг в написании имен собственных нашего города: имена, отчества, фамилии известных детских писателей и поэтов, художников, скульпторов, артистов Бурятии. Работа с текстом учебника. Составление предложений.

Корень как часть слова.

 Словарный диктант

2 неделя октября

Знакомство с понятием корень, проговаривание правила по учебнику. Нахождение общей части родственных слов. Различие форм одного и того же слова и родственных слов.

Учимся писать буквы безударных гласных  корне

3 неделя октября

Знакомство с понятием опасное место, орфограмма. Проговаривание правила о безударной гласной в корне слова по учебнику. Подбор проверочных слов. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Учимся писать буквы безударных гласных  корне

3 неделя октября

Применение правила обозначения безударной гласной в корне слова. Орфографический тренинг. Списывание слов с проверочным словом в тетрадь.

Учимся писать буквы безударных гласных  корне

3 неделя октября

Орфографический тренинг. Подбор проверочных слов по алгоритму.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Корень как общая часть родственных слов

3 неделя октября

Подбор родственных слов, являющимися разными частями речи. Наблюдение за словами. Работа по учебнику.

Контрольный диктант

3 неделя октября

Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания.

Работа над ошибками.

Учимся писать буквы безударных гласных  корне

4 неделя октября

Подбор проверочных слов. Самоконтроль. Орфографический тренинг.

Учимся писать буквы безударных гласных  корне

4 неделя октября

Обозначение безударного гласного в корне слова. Орфографическая диктовка. Подбор проверочных слов.

Уровневая контрольная работа

4 неделя октября

Обозначение ударения, выбор проверочных слов, нахождение ошибок в тексте и проверка безударной гласной, подбор родственных слов с безударной гласной в корне.

Работа над ошибками.

4 неделя октября

Орфографический тренинг. Объяснение опасных мест в диктанте, орфографическом задании. Самоконтроль.

Учимся писать буквы безударных гласных  корне

4 неделя октября

Орфографический тренинг. Выполнение заданий в рабочей тетради. Подбор проверочных слов. Словарная работа.

Учимся писать буквы безударных гласных  корне

1 неделя ноября

Выполнение заданий по алгоритму. Повторение написания словарных слов. наблюдение словами с чередованием согласных в корне. Орфографическое прочтение слов. Работа по словарю.

Проверочная контрольная работа

1 неделя ноября

Транскрипция слов, выбор частей речи, характеристика предложения по цели высказывания и интонации, обозначение окончания в слове.

Обобщающий урок.

Работа над ошибками

1 неделя ноября

Орфографический тренинг. Проговаривание изученных правил. Выполнение орфографических заданий.  Самоконтроль.

Однокоренные слова

2 неделя ноября

Подбор родственных слов. Выполнение заданий в рабочей тетради. Тренинг в различении формы слова и однокоренных слов. Составление алгоритма выделения корня.

Учимся писать буквы согласных в корне слова

2 неделя ноября

Проговаривание правила  обозначения парных по звонкости-глухости согласных в конце корня. Орфографический тренинг. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Учимся писать буквы согласных в корне слова

3 неделя ноября

Выполнение заданий в рабочей тетради. Проверка согласных в корне слова. Работа с текстом.

Учимся писать буквы согласных в корне слова. Словарный диктант

3 неделя ноября

Составление алгоритма проверки орфограммы «парные по звонкости-глухости согласные». Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа по учебнику.

Корень слова с чередованием согласных

3 неделя ноября

Наблюдение за чередованием согласных звуков в корне слова. Запись на доске и в тетради пар слов с чередованием.

Учимся писать буквы согласных в корне слова

3 неделя ноября

Орфографический тренинг . Проговаривание правила проверки орфограммы»парная по звонкости-глухости согласная в середине слова». Словарная работа.

Учимся писать буквы согласных в корне слова. Словарный диктант

3 неделя ноября

Работа с орфографическим словарем. Подбор проверочных слов к орфограммам корня. Работа с текстом тетради.

Учимся писать буквы согласных в корне слова.

4 неделя ноября

Письмо теста под диктовку. Орфографический тренинг. Выполнение заданий в рабочей тетради. Обозначение орфограмм корня в тесте учебника.

Учимся писать буквы согласных в корне слова

4 неделя ноября

Письмо по памяти. работа со словарём. Обозначение орфограмм на письме. Списывание и поиск орфограмм в тексте.

Учимся писать буквы согласных в корне слова

4 неделя ноября

Выполнение заданий в рабочей тетради. Орфографический тренинг. Выбор способа проверки орфограммы. Комментированный словарный диктант.

Суффикс как часть слова

4 неделя ноября

Знакомство с суффиксом, как частью слова и его основными признаками. Выяснение значений суффиксов при помощи учебника. Восстановление алгоритма нахождения суффикса.

Значение суффиксов

4 неделя ноября

Знакомство при помощи учебника с новыми группами суффиксов. Работа по алгоритму. Образованием слов при помощи суффиксов.

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными

5 неделя ноября

Наблюдение за группами родственных слов. Обнаружение непроизносимого согласного в корне. Орфографическое проговаривание. Наблюдение за произношением. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными.

5 неделя ноября

Орфографический тренинг в проверке непроизносимой согласной. Объяснение значений слов знакомство со словарными словами на данную орфограмму. выполнение заданий в рабочей тетради. Запись слов на доске и в тетрадь. Орфографическое проговаривание. Заучивание правила.

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными Словарный диктант

5 неделя ноября

Словарный диктант с последующей проверкой. Запись слов с орфограммой, подбор проверочных слов. Списывание текста. Обозначение орфограммы.

Контрольный диктант 3

5 неделя ноября

Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания.

НРК

Работа над ошибками. Контрольное списывание текста бурятских авторов

5 неделя ноября

Орфографический тренинг. Объяснение опасных мест в диктанте, орфографическом задании. Самоконтроль.

Значение суффиксов

2 неделя декабря

Работа по алгоритму нахождения суффиксов в слове. Наблюдение за значением суффиксов. Подбор слов к схеме. Поиск ошибок. Повторение частей слова.

Учимся писать слова с суффиксами –ёнок-, -онок-

2 неделя декабря

Отработка правила правописания суффиксов. Запись слов с комментированием. Самостоятельная работа по применению правила.

Учимся писать слова с суффиксами –ик-, ек-. Значение суффиксов

2 неделя декабря

Наблюдение за написанием суффиксов ик, ек. Тренинг в применении правила. Составление алгоритма. Определение типа орфограммы. Подбор проверочных слов.

Учимся писать слова с суффиксами

2 неделя декабря

Орфографический тренинг. Объяснение написания суффиксов. Выполнение заданий в рабочей тетради. Взаимопровер

Значение суффиксов

2 неделя декабря

Выполнение заданий в рабочей тетради. Наблюдение за значением суффиксов. Тренинг в разборе слов по составу.

Правописание слов с суффиксом –ость. Контрольный словарный диктант

3 неделя декабря

Отработка написания суффикса ость в тетради с опорой на правило. Орфографический тренинг. Работа в тетради «Пишем грамотно». Словарный диктант.

Образование слов при помощи суффиксов

3 неделя декабря

Определение значений суффиксов. Обра-зование слов при помощи суффиксов. Образование имен сущ от глагола при помощи суффикса. Запись слов в тетрадь. Разбор по составу.

Учимся писать суффиксы имен прилагательных

3 неделя декабря

Тренинг в правописании суффиксов ив, ев, чив, лив, н, ов. Проговаривание правила выполнения заданий в рабочей тетради. Письмо с комментированием.

Уровневая контрольная работа

3 неделя декабря

Определение частей слова и их роли. Разбор слов по составу. Образование новых слов при помощи суффиксов. Нахождение ошибок в тексте и подбор проверочных слов или объяснение написания.

Работа над ошибками

3 неделя декабря

Орфографический тренинг. Объяснение опасных мест в диктанте, орфографическом задании. Самоконтроль.

Контрольный диктант 4

4 неделя декабря

Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания.

Работа над ошибками.

4 неделя декабря

Подбор проверочных слов. Самоконтроль. Орфографический тренинг.

Учимся писать суффиксы в словах

4 неделя декабря

Образование слов при помощи суффиксов. Работа с моделями слов.

Учимся писать корни и суффиксы

4 неделя декабря

Построение схемы корневых орфограмм. Дополнение алгоритма проверки орфограмм корня. Тренинг в написании суффиксов в слове. Письмо по памяти.

Повторение

4 неделя декабря

Комплексный орфографический тренинг с выполнением тестовых заданий.

Приставка как часть слова

5 неделя декабря

Наблюдение за словами с приставкой и выделение её в слове. Определение значений приставок. Тренинг в поиске приставок. В выборе приставки.

Значение приставок

5 неделя декабря

Тренинг в выделении приставок. Поиск родственного слова с нужной приставкой.

Учимся писать приставки

5 неделя декабря

Проговаривание правила написания приставок , в которых пишется буква о. Определение места орфограммы в слове. Разбор слов по составу. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Учимся писать приставки

2 неделя января

Работа с группой приставок, в которых пишется буква а. Определение места орфограммы в слове. Формулирование правила о приставке. Отработка алгоритма применения правила.

Различаем приставки с буквами –о и а

2 неделя января

Выполнение заданий в рабочей тетради. Орфографический тренинг в написании гласных о, а в приставках. Отработка алгоритма выбора гласной. Выделение в слове приставок. Списывание с доски с распределением слов на два столбика.

Образование слов с помощью приставок

2 неделя января

Образование слов приставочным способом в соответствии с заданной моделью. Поиск слов, образованных приставочным способом в тексте.

Учимся писать разделительный ъ.

3 неделя января

Формулирование правила написания Ъ. Тренировка в применении данного правила. Работа в тетради «Пишем грамотно»

Различение слов с разделительным ъ и ь

3 неделя января

Орфографический тренинг в написании слов с Ъ, Ь знаками. Работа в тетради «Пишем грамотно»

НРК

Как образуются слова. Происхождение интересных названий в Бурятии

3 неделя января

Наблюдение за словами, образованными приставочно- суффиксальным способом. Тренинг в образовании слов в соответствии с моделью.  Знакомство с новыми словами. Работа со словарем.

Различение разделительных ъ и ь Словарный диктант.

3 неделя января

Орфографический тренинг в написании слов с Ъ,Ь знаками. Работа в тетради «Пишем грамотно». Словарный диктант

Основа слова

3 неделя января

Составление алгоритма нахождения основы слова. Моделирование схемы слова. Письменное выполнение заданий в рабочей тетради. Письмо по памяти.

Учимся различать предлоги и приставки. Словарный диктант

4 неделя января

Орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставкой. Словарная работа.

Учимся различать предлоги и приставки.

4 неделя января

Орфографический тренинг в написании слов с приставкой и предлогом. Нахождение ошибок в тексте.

Повторяем состав слова

4 неделя января

Разбор слов по составу. Определение способа образования слов. Формулирование правила. Взаимопроверка

Правописание частей слова

4 неделя января

Тренинг в проверке орфограмм во всех  частях слова. Формулирование правил. Запись слов с комментированием. Дифференцированная работа в тетради «Учусь писать без ошибок»

Повторяем правописание частей слова

4 неделя января

Орфографический тренинг. Словарный диктант. Выполнение заданий в тетради»Учусь писать без ошибок».

Слово и его значение

1 неделя февраля

Определение правильного значения слова. Опознание слова по его лексическому значению.

Значение слова

1 неделя февраля

Толкование значения слов. Классификация слов по заданному значению. Словарная работа.

Повторяем правописание частей слова

1 неделя февраля

Формулирование и проговаривание изученных орфографических правил. Составление алгоритма работы над ошибками. Комментированный диктант.

Проверочная работа по теме «Состав слова»

1 неделя февраля

Установление соответствия между частью слова и её значение в слове. Разбор слов по составу. Подбор слов к заданной модели. Толкование значения слова. Составление предложений с данными словами.

Текст

1 неделя февраля

Различать текст и не текст. Сравнение текста с другими единицами языка. Разграничение текста на предложения. Выделение общего смысла текста.

НРК

Заголовок текста. Списывание отрывка бурятской народной сказки

2 неделя февраля

Разграничение текста. Подбор заголовка к тексту. Выявление общего смысла текста. Списывание текста.  Самопроверка.

Как  сочетаются слова

2 неделя февраля

Наблюдение за словами. Анализ лексического значения слов. Самоконтроль и исправление допущенных ошибок.

Значение слова в словаре и тексте

2 неделя февраля

Определение значения слов в тексте с опорой на текст. Словарная работа. Составление предложений с новыми словами.

Контрольный диктант

2 неделя февраля

Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания

Работа над ошибками. Один текст - разные заголовки

2 неделя февраля

Самоконтроль. Орфографический тренинг. Подбор проверочных слов. Объяснение написания орфограммы в слове. Подбор заголовка к тексту.

Учимся озаглавливать текст

3 неделя февраля

Определение по заголовку основного содержания текста. Самостоятельный подбор различных заголовков к исходному тексту. Словарная работа.

НРК

Слово в толковом словаре и тексте. Происхождение слова Байкал

3 неделя февраля

Установление значения слов с помощью толкового словаря. Поиск нужного слова по словарю. Словарная работа.

Слова однозначные и многозначные. Словарный диктант

3 неделя февраля

Сравнение значений слов в словаре и тексте. Анализ многозначных и однозначных слов. Словарная работа.

Учимся находить и проверять орфограммы в слове

3 неделя февраля

Нахождение орфограмм в слове и определение их места.. орфографический тренинг в написании суффиксов и приставок.

НРК

Учимся озаглавливать текст.

Тексты из произведений писателей Бурятии

3 неделя февраля

Тренинг в наиболее подходящих заголовках

Как строится текст. Окончание текста

4 неделя февраля

Построение теста по заданной структуре. Тренинг возможных окончаний к незаконченным текстам.

Как появляются многозначные слова. Значения многозначных слов.

4 неделя февраля

Работа с толковым словарём. Выяснение нескольких значений у одного слова. Запись предложений в тетрадь.

Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Контрольный словарный диктант.

4 неделя февраля

Орфографический тренинг. Работа в тетради «пишем грамотно».Выполнение  заданий по алгоритму. Повторение словарных слов.

НРК

Учимся заканчивать текст.

Продолжение для тестов  о Бурятии.

4 неделя февраля

Работа с незаконченными текстами. Подбор заголовков к тексту. Сравнение вариантов окончания исходного текста.

Слова –синонимы

4 неделя февраля

Наблюдение за сходством и различием слов синонимов с опорой на рисунки. Наблюдение за синонимами в тексте, выявление их общего значения.

Сочетание синонимов с другими словами

1 неделя марта

Тренинг в использовании синонимов в тексте, в речи. Наблюдение за значением слов-синонимов и их сочетаемостью с другими словами.

Учимся применять орфографические правила

1 неделя марта

Орфографический тренинг безошибочного написания слов с изученными орфограммами. Работа в тетради «Пишем грамотно». Самоконтроль.

Как строится текст. Начало текста

1 неделя марта

Восстановление начала предложенного текста. Дописывание текста в тетради.

Сочиняем начало текста

1 неделя марта

Исправление нарушений в тексте и восстановление его структуры. Составление начала текста с опорой на заголовок.

Как используются синонимы

1 неделя марта

Подбор синонимов к словам. Объяснение значений сов. Запись слов парами в тетрадь. Работа со словарем.

НРК

Синонимы в тексте.

Синонимы в тексте о нашем городе.

2 неделя марта

Использование синонимов в устной и письменной речи. Составление и запись предложений с синонимами. Редактирование предложений.

Учимся применять орфографические правила

2 неделя марта

Комплексный орфографический тренинг на изученные орфограммы. Выполнение заданий в рабочей тетради «Пишем грамотно»

Учимся составлять тест

2 неделя марта

        Устное продолжение текста. Подбор заголовка, окончания и начала к разным текстам. Составление текста по заданию учебника. Устное проговаривание текста с соблюдением его структуры.

Последовательность предложений в тексте.

2 неделя марта

Работа с деформированным текстом.

Слова-антонимы

2 неделя марта

Наблюдение за словами имеющими противоположное значение, формулирование понятия «антонимы». Подбор антонимов к заданным словам. Замена слов антонимами, запись в тетрадь

Сочетания антонимов с другими словами

3 неделя марта

Подбор антонимов к разным значениям одного и того же слова. Сравнение антонимов и синонимов. Выполнение заданий в рабочей тетради «пишем грамотно»

Учимся применять орфографические правила

3неделя марта

Комплексный орфографический тренинг в рабочих тетрадях «Пишем грамотно» и «Учусь писать без ошибок»

Связь предложений в тексте

3неделя марта

Редактирование текста.

Слова- омонимы.

3неделя марта

Наблюдение за использованием омонимов в тексте, речи. Работа с толковым словарём.. Поиск омонимов в тексте

Контрольный диктант

3неделя марта

Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания

Слова исконно русские и заимствованные

4 неделя марта

Выяснение значения слов по контексту и словарю. Составление таблицы: омонимы, синонимы, антонимы.

Учимся применять орфографические правила

4 неделя марта

Орфографический тренинг в написании ранее изученных орфограмм.

Контрольная работа

4 неделя марта

Редактирование текста. Ответы на вопросы. Дополнение слов недостающими орфограммами. Объяснение написания. Толкование слов по контексту и словарю. Составление предложений с данными словами.

Работа над ошибками

4 неделя марта

Самоконтроль. Орфографический тренинг. Подбор проверочных слов. Объяснение написания орфограммы в слове.

Абзац.

1неделя  апреля

Определение порядка следования абзацев в тексте. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Запись абзацев в тетрадь.

Учимся выделять абзацы

1 неделя апреля

Запись основной мысли текста и основной мысли каждого абзаца в тетрадь.

Значение заимствованных слов

1 неделя апреля

Работа с толковым словарем. Составление предложений с заимствованными словами, исконно русскими словами. Подбор близких по значению слов.

Учимся применять орфографические правила

1 неделя апреля

Орфографический тренинг в написании ранее изученных орфограмм. Выполнение заданий в рабочей тетради «Пишем грамотно»

Последовательность абзацев в тексте

1 неделя апреля

Исправление деформированного текста с нарушенной последовательностью  абзацев.

Учимся составлять текст из абзацев

2 неделя апреля

Корректировка текста с нарушенной последовательностью абзацев. Составление текста по заданным параметрам.

 

Устаревшие слова

)

2 неделя апреля

Наблюдение за устаревшими словами. Выяснение причины исчезновения устаревших слов. Поиск в тексте устаревших слов.

Учимся применять орфографические правила

2 неделя апреля

Орфографический тренинг в написании ранее изученных орфограмм. Выполнение заданий в рабочей тетради «Пишем грамотно»

Учимся составлять текст.

2 неделя апреля

Комплексная работа с текстом. Выявление основной мысли текста и микротем каждого абзаца. Сжатие исходного текста.

НРК

Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. (текст «Моя малая Родина»)

2 неделя апреля

Выделение ключевых слов и краткое изложение текста по теме урока «Моя малая Родина».

Что ты знаешь о лексическом значении слова?

3 неделя апреля

Определение значения слова по толковому словарю. Подбор синонимов и выделение окончаний. Поиск многозначных слов в тексте

Учимся применять орфографические правила

3 неделя апреля

Определения места орфограммы в слове, проверка изученных орфограмм. Выполнение заданий в рабочей тетради «Пишем грамотно»

План текста

3 неделя апреля

Комплексная работа с текстом. Составление плана текста. Работа над алгоритмом составления плана текста.

НРК

Учимся составлять план текста.

Составление плана текста о природе Бурятии.

3 неделя апреля

Тренинг в составлении плана текста с опорой на алгоритм. Самоконтроль.

Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в бурятском фольклоре

3 неделя апреля

Наблюдение за фразеологизмами в тексте.. Сравнение значений слов. Составление и запись предложений с фразеологизмами в тетрадь.

Учимся применять орфографические правила

4 неделя апреля

Комплексное повторение изученных правил правописания. Орфографический тренинг.

Составляем текст по плану

4 неделя апреля

Составление плана исходного текста и текста по плану под руководством учителя

Учимся писать письма по плану

4 неделя апреля

Составление  по плану собственного текста и его редактирование. Составление и запись предложений с заданными словами.

Значения фразеологизмов

4 неделя апреля

Наблюдение за значением и использованием фразеологизмов в речи. Поиск фразеологизмов в тексте. Определение их значения. Запись предложений в тетрадь.

Учимся применять орфографическое правило

4 неделя апреля

Комплексное повторение изученных правил правописания. Выполнение заданий в рабочих тетрадях «Пишем грамотно и учусь писать без ошибок»

Составляем текст по плану

1 неделя мая

Составление плана будущего текста. Редактирование предложений текста. Составление планов текстом с учетом предложенных заголовков.

Текст описание

1 неделя мая

Чтение текста описания. Словесное рисование. Словарная работа. Запись определений, сравнений из текста, помогающих передать его содержание.

Учимся применять орфографическое правило

1 неделя мая

Письмо словарных слов. Проверка изученных орфограмм. Выполнение заданий в рабочей тетради.

НРК

Особенности текста описания.

Учимся сочинять текст-описание. «Жемчужина Бурятии»

1 неделя мая

Составление текста описания с опорой на рисунок учебника. Выполнение заданий по алгоритму. Толкование неизвестных слов с помощью словаря. Сравнение предложений словарной статьи и текста описания.

Учимся сочинять текст описание

1 неделя мая

Выделение из текста описания ярких и образных выражений, запись их в тетрадь. Составление собственного текста описания животного по образцу.

Учимся применять орфографическое правило

2 неделя мая

Орфографический тренинг. Грамотное письмо с комментированием в тетради. Выполнение тестовых заданий на знание правил правописания.

Учимся сочинять яркий текст описание

2 неделя мая

Составление и запись текста описания комнаты. Составление плана текста описания. Выделение в тексте образных выражений.

Текст повествование

2 неделя мая

Чтение и сравнение текстов описания и повествования. Составление нескольких предложений о предмете в классе. Запись предложений в тетрадь.

НРК

Особенности текста повествования. Текст-повествование «Путешествие по родному краю»

2 неделя мая

Чтение текста. Восстановление последовательности событий в тексте. Определение типа текста по заглавию. Составление плана текста. Составление текста и его запись по заданию.

Учимся применять орфографическое правило

2 неделя мая

Повторение изученных правил правописания. Орфографический тренинг в рабочей тетради «Пишем грамотно».

Итоговый диктант

3 неделя мая

Проверка орфографического навыка письма, выполнение орфографического задания

Работа над ошибками

3 неделя мая

Проговаривание изученных правил. Выполнение орфографических заданий.  Самоконтроль.

Учимся сочинять текст повествование

3 неделя мая

Составление текста по заданному в учебнике плану. Анализ ошибок при составлении текста. Редактирование теста. Словесное проговаривание текста.

НРК

Описание и повест-вование в тексте.

Описание и повествование в тексте бурятских авторов

3 неделя мая

Чтение текста, включающего в себя элементы повествования и описания. Определение типии текста. Чтение и анализ текстов бурятских авторов по теме урока.

Текст рассуждение.

3 неделя мая

Чтение и наблюдение за текстом рассужде-нием. Определение его типа. Формулиро-вание доказательств правильности своего ответа.

Уровневая контрольная работа

4 неделя мая

Выполнение заданий комплексной итоговой контрольной работы: разбор слов по составу, определение места орфограммы в слове и объяснение правильности написания, толкование слов, составление предложений по модели, корректировка плана текста, последовательности предложений в тексте.

Работа над ошибками

4 неделя мая

 Запись в тетради слов и предложений, в которых допущена ошибка. Проговаривание правила. Выделение орфограммы. Подбор слов на данную орфограмму.

НРК

Особенности текста рассуждения .

Текст- рассуждение «Сохраним природу родного края»

4 неделя мая

 Чтение  текст- рассуждения. Наблюдение за структурой текста и выделение его отличительных особенностей.  Словарная работа. Создание текста рассуждения.

Повторение

4 неделя мая

Повторение (работа с текстом, орфограммы, состав слова). Списывание текста. Подбор слов по заданной модели состава слова. Составление таблицы орфограмм 2 класса с примерами слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...