Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Куликова Ирина Федоровна

Разработка урока русского языка 3 класс по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Тема урока:  Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Цель:  правильно писать родовые окончания.

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Поздоровайтесь с нашими гостями.

-Сегодня наш урок я хочу начать с чтения стихотворения.

(Слайд2)

 -Что это за слова?(прил.)

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?  ( об им. прил.)

     1.Чистописание( слайд3)

- Запишите сочетания.

ая   яя      ое  ее    ый  ий  ой

(слайд4)

- Что вы записали?

( окончания имён прил.)

-Какова же задача нашего урока? (научиться правильно писать окончания им. прил.)

-В каком числе прил. изменяются по родам?(ед.ч.)

-На какой вопрос отвечают им. прил. м.р. и какие имеют окончания?(какой? –ой,-ей.-ый.)

--На какой вопрос отвечают им. прил. ж.р. и какие имеют окончания?(какая? –ая,-яя.)

-На какой вопрос отвечают им. прил. ср.р. и какие имеют окончания?(какое? –ое,-ее)

2.Тема урока : Сегодня будем работать над правописанием родовых  окончаний им. прил.(слайд5)

-Запишите тему урока.

3. Повторение.

-Сейчас вспомним, что знаем об им .прил.и составим «кластер»

«Составление кластера»(слайд6)

Задание: выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи. 

1.Что такое им. прил?(часть речи)

2)Что обозначает им. прил?(признак предмета)

3)На какие вопросы отвечает им. прил?(какой? какая? какое? Какие?)

4)Как изменяется им. прил?(по родам)

5)Чем является в предложении?(определением)

 -С каким словом согласуется  им. прилагательное?( Сущ.)

 - Как определить род им. прил.?(правило)

-Какая часть слова указывает на род? (окончание)

 -Сейчас поработаем в парах, на столе карточки.

-У вас карточки с тремя предложениями.

-К им. прил. подбери подходящие по смыслу им. сущ., напиши окончания прил., определи род прил.

1 Бел…, рыхл…        (снег).

    2. Белоствольн…, кудряв…, стройн…  (береза )

     3.Чист…, голуб….        (небо).

(Проверка выполнения задания)(слайд9)

        -Оцените свою работу.

 Оценивание «светофор» (На листочке  учащиеся рисуют O и закрашивают в нужный цвет)

5.Работа по теме.

-Какие хорошие предложения  мы записали.

- К какому времени  года можно отнести эти предложения?(весна)

-Почему? (снег рыхлый весной)

-Закройте глазки, представьте себе картину весны, месяц март.

-Посмотрите на картину(слайд8)

-Похожа на весну?( снег, солнце, голубое небо)

-А сейчас поработаем с текстом и сравним с нашей картиной.

А) –Откройте учебник на стр.59, упр.498.

 -Прочитайте текст про себя, затем вслух.

-Что этим хотел сказать автор? (весна,пробуждение природы)

-Сколько раз в тексте употреблено слово «голубой»?(5)

-Как определить род прил.?

-Найди в тексте им. прил., определи род.

Спиши текст. Выдели окончания им. прил…,определи род.

Проверка. ( Слайд9)

-Оцените свою работу.( Оценивание «светофор»

6.Физкультминутка.(слайд 10)

Маленькая птичка,
Птичка-невеличка,

По лесу летает,
Песни распевает, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичку унести хотел.
Птичка спряталась в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там и тихо и тепло..

-Задание.( Устно)Найдите им. прил.ед.ч  и укажите род .

Б)_-Следующее задание(Карточки у каждого ученика )

-Даны им. сущ. Подбери к ним подходящие по смыслу им. прил.,обозначь род прил., выдели окончание.

 (слайд11)      

(даны слова., а при проверке окончания)

Лес_________________(зелёный.молодой)

Грач_________________(чёрный,большой)

Дорога_______________(длинная, дальняя)

Весна________________(радостная,ранняя)

Утро_________________(раннее, весеннее)

Поле_________________(пустое, засеянное)

-Проверяем.У вас могут быть любые слова подходящие по смыслу. (слайд12)

-Оцените свою работу.(Оценивание «светофор»)

7.Закрепление.

-Как же определить род им. прил.?(правило)

Тест «Верю-не верю»(да или нет)(Учащиеся записывают в тетради – или+)

1)Имя прилагательное –это член предложения?

2) Имя прилагательное-это часть слова?

3)Имя прилагательное-это часть речи?

4)Имена прилагательные м.р.  имеют окончания -ая, -яя.

5) Имена прилагательные ж.р..  имеют окончания –ый. –ий.

6)Имена прилагательные ср.р.. имеют окончания -ое, -ее

Укажи им. прилагательное

7)похолодало

8)холод

9)холодный

10) Имена прилагательные отвечают на вопросы кто? что?

11) Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какие?

12)Имена прилагательные отвечают на вопросы что делать? что сделать?

13) Имена прилагательные обозначают действие предмета.

14)Имена прилагательные обозначают признак предмета.

15)Имена прилагательные обозначают предмет.

-Проверка (меняемся тетрадями)

(слайд 13) 

-Оцените работу  своего соседа.

8.Итог урока- Подведём итог.

 (слайд 14)

-Проверьте правильно ли составлен синквейн(стих из 5ти строчек)

Имя прилагательное

изменяется__по родам_____________

_обозначает   _признак______________ предмета

точная выразительная речь

часть речи

-Чего не достаёт?

-От чего же зависит окончание им. прил.?(от им. сущ. и вопроса)

-Оцените свою работу на уроке.

-Покажите смайлик.

 (учащиеся показывают карточки со смайлами).

9.Рефлексия

   всё понял  не всё понял  было трудно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык «Школа России» 3 класс Учитель: Куликова Ирина Фёдоровна .

Слайд 2

Родной, далёкий, близкий, Чужой, знакомый, низкий. Плохой, хороший, милый, славный, Весёлый, ласковый, забавный. Кто смог слова все прочитать, Тот скажет, как их называть.

Слайд 3

Чистописание а я яя ое ее ий ый ой

Слайд 4

- ая - яя - ое -ее - ый - ий -ой

Слайд 5

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Слайд 6

Имя прилагательное Часть речи. Обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? к акие? Изменяется по родам. В предложении является определением. 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 7

м.р. 1.Бел ый , рыхл ый снег . ж.р 2.Белоствольн ая , кудряв ая , стройн ая берёза . ср.р. 3.Чист ое , голуб ое небо .

Слайд 9

ж.р. Голуб ая пора. м.р . ср.р. Голуб ой месяц март. Голуб ое небо, ж.р. снега голубые. Голуб ая даль. А на ж.р. горизонте - син яя полоска далёкого леса. м.р. Весь мир голуб ой . (Н. Сладков.)

Слайд 10

Физкультминутка Маленькая птичка, Птичка- невеличка, По лесу летает, Песни распевает, Буйный ветер налетел, Птичку унести хотел. Птичка спряталась в дупло Там и тихо и тепло.

Слайд 11

Лес____________________ Грач___________________ Дорога________________ Весна_________________ Утро_________________ Поле __ ______________________

Слайд 12

м.р. Лес м.р. Грач ж.р. Дорога ж.р. Весна ср.р. Утро ср.р. Поле - - ый -ой - ый -ой - ая - яя - ая - яя - ое -ее - ое - ий

Слайд 13

- - + - - + - - +- + - - + -

Слайд 14

Синквейн Имя прилагательное изменяется по родам обозначает признак предмета точная выразительная речь часть речи

Слайд 15

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме " Правописание родовых окончаний имён прилагательных"

Урок для 4 класса по программе " Школа России". Цели составлены в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по русскому языку "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"

4 классТЕМА:  «Правописание родовых окончаний  имён прилагательных».          Цели урока:Развивать умения правильно и точно употреблять име...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных...

Тема "Правописание родовых окончаний имён прилагательных" (3 класс)

Конспект по русскому языку. 3 класс. Тема "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"...