Cостав слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Галиева Гульнара Анасовна

Урок русского языка в 4 классе на тему "Состав слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4классе.

Тема: «Состав слова»

Цель:  Обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова

Задачи:

Образовательные:

  • повторить понятия «однокоренные слова», «корень», «приставка», суффикс», «окончание»;
  • формировать умение разбирать слова по составу;

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки самостоятельной работы;
  • воспитание культуры бесконфликтного общения;
  • воспитание любви к русскому языку.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; 

Коммуникативные – слышать и слушать других учащихся, приходить к общему решению в совместной деятельности

Познавательные – проводить наблюдения над языковыми единицами Личностные – устойчивый познавательный интерес к русскому языку

Предметные – распознавать морфемы, членить слово на морфемы, выполнять морфемный разбор

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, по группам,

Оборудование: карточки с заданием, компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока.

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать

2.Минутка чистописания.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа. Урок русского языка мы всегда начинаем с минутки чистописания

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (помидор)

 

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки, -

Что угодно для души. (Пенал)

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.   (Портфель)

-Что можете сказать об этих словах? (словарные слова)

-С какой буквы начинаются? Какой звук обозначает буква п?

II.Мобилизующее начало урока (цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).

Кроссворд «Морфемы» 

Из далёкой страны Словарии пришла телеграмма от её жителей с заданием, только разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока. Между жителями страны завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят.

  1. Я стою перед корнем и могу образовывать слова. Что это? (приставка)
  2. А я стою после корня. (суффикс)
  3. А я без окончания проживу, удалите его от меня! (основа)
  4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.(корень)
  5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение. (окончание)

По вертикали в выделенных ячейках находится ключевое слово (Морфемы)

-Что такое морфема? (Это часть слова)

- И так, наша тема :….

-Какую цель мы поставим?

-Для чего мы должны знать состав слова?

Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой? (Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.) 

IV.Основная часть (цель: закрепить имеющиеся теоретические знания о частях слова).

  – Вспомнить определение каждой части слова вам поможет путешествие по Стране Морфема

Путешествие мы начинаем с Города Корнеград

-Что такое  корень? Как выделяем корень?

Игра «Четвёртое лишнее» 

  1. Кость, коснуться, костный, косточка.
  2. Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.
  3. Носить, носовой, носик, нос.
  4. Лесник, лес, лестница, безлесный.

Какое слово лишнее в каждой группе? Почему? Без какой части слово не может жить? Как называются слова одного корня?

Спишите группы родственных слов, выделите корень

Игра «Замени одним словом» 

Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни. Как называются эти слова? (один ученик пишет на доске)

  1. Любитель книг. (Книголюб)
  2. Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)
  3. Машина, которая сама летает. (Самолёт)
  4. Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)

Физминутка

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете

Кот-котик, море-океан, сад-садовник, гриб- грибной, стена-потолок, обед-стол, Знайка-Незнайка, дом- домашний, гуси-лебеди, книга-книжка.

Продолжаем путешествие. Это Пригород  Окончаний

Что вы знаете об окончании? Как выделяем окончание?

Индивидуальная работа, взаимопроверка

Выделите в словах окончания:  классная, морской, книга, дом, морозный, вкусное.

Продолжаем путешествие. Это Замок Приставок

-Что вы знаете о приставках? Какие приставки бывают? Как выделяем приставку?

Работа в парах, взаимопроверка.

 Образуйте новые слова с приставками при-, пере-, за-  от глаголов писать, бежать.

Продолжаем путешествие. Это Пристань Суффиксов

Что вы знаете  о суффиксах? Какие бывают суффиксы по значению? (уменьшительно-ласкательные,  увеличительное,  профессии, жители стран, отчество) Как выделяем суффикс?

Работа в группах. Давайте, вспомним правило работы в группах

 Выделить суффиксы, определить значение.

1группа- Котик, мячик, снежок, рыбка,  лисонька, матушка.

2группа- Бородина, силища, домина, холодина, чудище, глазищи

3группа- Учитель, тракторист, танкист, плотник, сапожник, каменщик,

4группа- Армянин, россиянин, горожанин, парижанин, англичанин

Игра «Найди свой домик»  

Продолжаем путешествие. Это Город Основ

Что такое основа слова? Как выделяем основу?

Продолжаем путешествие. Это Пристань  разбора слов

Ребята, расскажите, пожалуйста, порядок разбора слов по составу (окончание, основа, корень, приставка, суффикс)


Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставки – впереди.

Разбор по составу слово лесной

Продолжаем путешествие. Это Пристань  Проверь себя

Самостоятельная работа. А теперь проверим свои знания, выполним тест

Рефлексия учебной деятельности на уроке (цель: оценить собственную деятельность; выявить затруднения, если они есть, как направление будущей работы)

Урок наш заканчивается, давайте подведём итог.

Над какой темой мы работали на уроке?

Какую цель мы ставили на уроке? Добились мы цели?

А сейчас каждый подумает и оценит свою деятельность на уроке.( На партах лежит лист самооценки)

Домашнее задание: индивидуальные карточки

 Составьте слово с корнем –вод-. Приставка у него должна быть такой, как в слове подберёзовик, суффикс такой, как в слове грибник, а окончание, как в слове раки. Запишите составленное слово и разберите его по составу.

Кому на уроке было интересно, покажите желтый смайлик, кому было скучно синий смайлик

-Я благодарю вас за успешную работу на уроке.

-Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cостав слова

Урок  русского  языка  в  3  классе. Программа  школа России. Урок  обобщение....

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Cостав слова.Правописание гласных и согласных в корне слова

Урок по русскому языку для 4 класса по теме "Состав слова.Правописание гласных и согласных в корне слова...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

Cостав числа 10

Конспект урока открытия новых знаний по математике 1 класс. Программа "Школа 2000"....

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....