Урок русского языка
материал по русскому языку (3 класс)

Карапетян Аида Викторовна

3 класс тема Имя существительное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushch_17.02.22g.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:

Русский язык

Класс:

3 «В»

По списку:

30

Присут.:

29

Учитель начальных классов :

Карапетян Аида Викторовна

УМК:

«Школа России»

Дата:

17.02.22г

Тема урока:

Имя существительное и его роль в речи.

Тип урока:

Урок изучения новых знаний и первичного закрепления. 

Цель урока: 

Развивать умения распознавать имена существительные, определять их значения, правильно употреблять в речи.

Планируемый результат

Предметные

Технологии:

  • познакомить с именем существительным, как частью речи 
  •  наблюдать за значением имён существительных,
  • уметь классифицировать имена существительные,
  •  учить находить признаки имён существительных, 

применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесбережение, дифференцированное обучение.
  • Метапредметные
  • Извлекать необходимую информацию;
  • Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;
  • Проводить самопроверку и самооценку
  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи
  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Личностные
  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • Осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.
  • Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (чтение стихотворения).

Фронтальная, в малых группах, в парах,

индивидуальная.

1.Компьютер, интерактивная доска, программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний

2.Карточки для дифференцированной работы.

3.Учебник «Русский язык»,  В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2013 год.

4. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 3 класс: к учебнику  В.Г.Горецкого «Русский язык. 3класс»/

I этап. Организационный момент.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

II этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

1.Чистописание.

-Какая буква пропущена в словах?

-Можем мы проверить безударный гласный «о» в этих словах? Как называются такие слова?

-Пропишите заглавную и строчную буквы Оо. Запишите словарные слова с пропущенной буквой.

2.Тренинг «Расселение».

Распределите  слова на 3 группы по определенным общим признакам.  Бегать, солнце, красный, летит, желтеть, огромная, небо, бумажное, девочка.

- По какому признаку вы разделили слова?

- Какие слова отнесли к первой группе?

- К какой части речи относятся эти слова?  - На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какие слова вы отнесли ко второй группе?

- К какой части речи относятся эти слова?

- На какие вопросы отвечают слова второй группы?

- Какие слова вы отнесли к третьей группе?

- К какой части речи относятся эти слова?  -На какие вопросы отвечают имена существительные?

3. Затруднения в индивидуальной деятельности.

Проверка.

-Посмотрите на доску. Все ли правильно выписали имена существительные?

-Почему же вы допустили ошибки?

-Запишите имена существительные в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают число, классная работа. Прописывают букву Оо. Записывают словарные слова: воробей, ворона, собака, обезьяна горох, ботинки, ,лопата, костюм.

Отвечают на вопросы.

-По частям речи.

-Бегать, летит, желтеть.

-Глаголы. Что делать? Что делает?

-Красный, огромная, бумажное.

-Имена прилагательные. Какой? Какая? Какое?

Солнце, небо, девoчкa.

- Имена существительные Кто? Что?

-Нет.

-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.

Записывают имена существительные в тетрадь.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

III этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Цель: организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.

-Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

 Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

Восхитительные,

Называются они…….

-Тема нашего урока:

Слушают стихотворение.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

«Имя существительное и его роль в речи».

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

-определять последовательность

действий на уроке;познавательные: 

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: 

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

IVэтап. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи.

Физкультминутка.

-Что мы уже знаем об имени существительном?

-У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. Имя существительное – это то, что существует. Но только ли предметы обозначают имена существительные?

Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов? (игра «Назови одним словом».)

-Итак, что еще могут обозначать имена существительные?

-Молодцы!

Прочитайте текст.

Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………… (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу.

-Все ли понятно в тексте?

-Почему?

-Что нужно сделать, чтобы предложения имели смысл?

-Давайте вместе подберем слова.

-Спишите текст, вставляя пропущенные слова.

-На какие вопросы отвечают вставленные имена существительные в 1,2,4,5предложениях?Каким членом предложения являются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что?

-Какие слова вставили в 3 предложение?

-Какое слово вставили в 5 предложение?

-На какой вопрос отвечает?

-Это имена существительные, но в предложениях будут являться второстепенными  членами  предложения.

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад - вперёд

И совсем не устаёт.

-Имена существительные отвечаю на вопросы кто? что?

-Имена существительные обозначают предмет.

-Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.

-Птицы..

- Явления природы.

- Посуда.

- Цветы.

Записывают слова в тетрадь.

Ответы детей.

Записывают полученный текст в тетрадь. Проверка в парах по образцу 

Отвечают на вопросы.

Дети выполняют подвижную

физкультминутку.

Метапредметные(УУД)

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

познавательные: 

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-выдвигать гипотезу;

- проводить сравнение и классификацию слов;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-делать обобщение;

-искать и выделять необходимую информацию;

-моделировать информацию;

регулятивные: 

-высказывать свое предположение на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

V этап. Первичное закрепление нового материала.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Цель: закрепить знания и выработать умение находить и отличать имена существительные от других частей речи.

Из учебника «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий,

С. 9  упр. 9 

-Выпишите имена существительные.

-Докажите, что это имена существительные.

-Сейчас мы с вами будем работать в парах.  Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?, а другой на вопрос ЧТО?

Молодцы! Все справились с заданием на отлично!

Следующее задание:

С. 10 упр. 11.

Объясните какой частью речи является каждое слово. Над  существительными укажите часть речи так: сущ.

Записывают в тетрадь.

Слова отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы.

Работа в парах.

Представитель от каждой пары зачитывает слова, отвечающие на вопрос ЧТО?

-КТО?

Объясняют какой частью речи является каждое слово. Над  существительными указывают: сущ.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей).

VI этап. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самопроверкой.

-Перед вами лежат карточки(ПРИЛОЖЕНИЕ 1), выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям.Красная-высокий уровень, синяя-средний уровень, зеленая-низкий уровень.

Красная карточка:

Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва,  гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Синяя карточка:

Зерновые культуры-лен,пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии-штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Зеленая карточка:

Игрушки-штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

-Давайте проверим вашу работу.

Дифференцированная работа  по индивидуальным карточкам.

Проверяют свою работу по образцу (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: 

-отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

осуществлять анализ учебного материала;

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

XII. Рефлексия. Оценки.

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

  • Доволен ли тем, как прошёл урок?
  • Было ли тебе интересно?
  • Сумел ли ты получить новые знания?
  • Ты был активен на уроке?
  • Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
  • Учитель был внимателен к тебе?
  • Ты сумел показать свои знания?

Подведение итогов урока.

Что помогло вам сегодня добиться цели урока, доказать, что “имя существительное – хлеб языка”? Сделаем выводы.

Выводы: - на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

- Имя существительное даёт названия всем предметам.

- С помощью существительных можно “нарисовать” картину природы.

- Существительные несут в себе эмоциональную окраску и придают предмету усилительное и уменьшительно-ласкательное значение слова.

Выставляются оценки.

Самостоятельно отвечают на вопросы в карточках.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

Информация о дифференцированном домашнем задании (комментирование)

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Предлагает выполнить д/з:

- Стр. упр.10

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Самостоятельная домашняя работа

познавательные:

-осуществлять  анализ учебного материала;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....