Конспект урока русского языка "Правописание приставок и предлогов"
план-конспект урока по русскому языку

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_pristavok_i_predlogov.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА:

«ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ»

Учитель высшей квалификационной категории

Новикова Анжелика Евгеньевна

24 декабря 2019 года

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока:

1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога.

2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.

3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Технологии:

  • проблемного обучения;
  •  элементы технологии системно – деятельностного обучения.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Цели урока направлены на достижение учащимися

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

предметных результатов:

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- отличать слова с приставками от предлогов;

- применять правила правописания предлогов и приставок.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут рукой и говорят: «Доброе утро!»)

-Доброе утро всем мальчикам!... (Мальчики машут рукой и говорят: «Доброе утро!»)

-Доброе утро всем, кто пришёл к нам в гости!... (Гости машут рукой и говорят: «Доброе утро!»)

-Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!... (Дети машут рукой и говорят: «Доброе утро!»)

-Доброе утро всем, кто любит конфеты!... (Дети машут рукой и говорят: «Доброе утро!»)

-Доброе утро всем, кто знает, как пишутся приставки и предлоги!... (Дети машут рукой и говорят: «Доброе утро!»)

-Садитесь, пожалуйста! Из приветствия понятно, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? А с чего мы традиционно начнём урок?

2. Работа со словарным словом.

Гореть (ударение падает на второй слог, на гласный звук[э], в первом слоге непроверяемая безударная гласная - о).

-Подберите однокоренные слова к этому слову. (Возможные варианты: горение, гарь, горючий, горелый, выгореть, сгореть, перегореть, подгореть, догореть, обгореть). В записанных вариантах обозначьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.

-Подберите синонимы к данному слову. (Возможные варианты: пылать, полыхать, блестеть, пламенеть, теплиться, светиться).

-Подберите антоним к этому слову (гаснуть).

-Объясните фразеологизмы с этим словом.

Гореть на работе (полностью, не жалея сил отдаваться работе).

Дело горит в руках (дело спорится, идёт быстро).

Земля горит под ногами (кто-нибудь принуждён бежать).

Душа горит (переживать, сильно волноваться).

Гори всё огнём! (пропади всё пропадом).

-Запишите пословицу.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

-Как вы понимаете эту пословицу? Разберите это предложение по членам предложения, по частям речи и выпишите словосочетания. (Один человек работает у доски).

3.Работа по теме урока.

1) Коллективная работа. 

-Прочитайте стихотворение.

Сугробы снега вьюги намели.

И у ворот, как баржа на мели,

Полуторка стоит.

Ну и занос!

Я вышел за ворота.

А мороз как затрещит-

И хвать меня за нос.

-Найдите в стихотворении слова, в которых на- и за- являются частью основы слова.

-Как называется эта часть основы в грамматике?

-Слитно или раздельно она пишется?

-Найдите в стихотворении предложения, в которых на и за являются отдельными словами.

-Как называются эти слова в грамматике?

-Как они пишутся?

-Спишите это стихотворение. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

2) Работа по вариантам.

- Прочитайте текст.

Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Холодный ветер и мороз не страшны зверьку. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с дерева на дерево.

-Ребята, сидящие на первом варианте, выписывают слова с приставками, а ребята, сидящие на втором варианте, выписывают слова с предлогами.

(Проверка осуществляется устно).

4.Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

5.Работа по теме урока (продолжение).

3)Работа в парах.

-У вас на партах лежат карточки с текстом. В этом тексте допущены ошибки. Вам надо записать этот текст, исправляя ошибки. Выделите пристаки, подчеркните предлоги.

Па дула зима холодом. Са рвала листья слесов и раз метала их подорогам. Стали птицы с тайками са бираться. Са брались па кричали и па летели завысокие горы, засиние моря, втёплые с траны.

(Проверка осуществляется устно с объяснением).

4) Самостоятельная работа.

-Откройте учебнике на странице 132. Вы будете самостоятельно выполнять упражнение 259.

-Прочитайте внимательно задание к упражнению.

-Всё понятно?

-Приступайте к выполнению задания.

6. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

-Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?

-Что запомнилось (понравилось) на сегодняшнем уроке?

7. Итог урока.

-Как отличить предлог от приставки?

8. Домашнее задание.

Стр.132 упр.260


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.

Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и ...

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."...

Конспект урока русского языка "Предлг.Роль предлога в предложении"

Урок является введением нового материала. Знакомство с понятием «предлог»,   написанием предлогов со словами. Основная цель урока - обеспечение  условий для формировани...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...

Конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»

В данном материале размещен конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»...

Конспект урока русского языка по теме "Предлоги. Правописание предлогов". 2 класс.УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан с использованием  эффективных образовательных технолоий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы). ...