Конспект урока русского языка "Предлг.Роль предлога в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок является введением нового материала. Знакомство с понятием «предлог»,   написанием предлогов со словами. Основная цель урока - обеспечение  условий для формирование представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении, формирование универсальных способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное открытие новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruskiy_yazyk_rol_predloga.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Северный административный округ г. Москвы

Государственное образовательное учреждение
Центр образования № 1601
 

КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

во 2 «Б» классе

по теме: «Предлог.

Роль предлога в предложении»

Макаровой    Ларисы Юрьевны

       

Название раздела, темы: Части речи. Предлоги.

Тема урока: Предлог. Роль предлога в предложении.
Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)
Цель: обеспечение  условий для формирование представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении.

Задачи:

1.Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как о служебной части речи; о его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

2.Развивающие: совершенствовать культуру речи учащихся, развивать устную и письменную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость.

3.Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Познавательные общеучебные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание  в устной и письменной форме, анализировать, классифицировать предметы, делать выводы.

Познавательные логические: уметь планировать свою деятельность и действовать по плану, уметь выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения, контролировать результаты своей деятельности.

Регулятивные:  уметь ставить и формулировать проблему, формировать умение ставить учебную задачу, самостоятельно выделять познавательные цели, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.

Коммуникативные: формировать  умение работать в группе, сотрудничать со сверстниками и учителем уметь слушать и вступать в диалог, договариваться, находить общее решение практической задачи, участвовать в коллективном обсуждении проблем,  сохранять доброжелательное отношение друг к другу. 

Личностные: самоопределение, самооценка.

Осваиваемые понятия: предлог, роль предлога в предложении

Планируемые результаты урока: Обучающиеся будут учиться правильно употреблять предлоги и писать их раздельно от других слов.

Ресурсы:

  • Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы;
  • Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык»;
  • задания на карточках;
  • жетоны;
  • схемы-опоры;
  • компьютер у учителя;
  • проектор для показа презентации.

Ход урока

I.Организационный момент.

 Задача: организация начала урока, эмоциональная подготовка и разминка для пальцев. 

Разминка для пальцев «Улыбка»

Ваши пальцы все проснутся.
И друг другу улыбнутся.
На зарядку встанут в ряд,
Быть здоровыми хотят!

II.Целеполагание и мотивация.

 Повторяем то, что знаем.

Что умеем – вспоминаем.

Вспомним то, что  мы уже знаем о словах? (заслушиваются ответы детей). Составим таблицу. На протяжении урока  активные ученики за правильный ответ смогут «заработать»   жетон. В конце урока подведём итог и определим самого активного ученика. У доски работают 2 человека.

а)Дети называют то, что уже изучили. Получается схема:

Слова, к которым можно поставить вопрос

Слова-предметы                      слова – действия                      слова – признаки

б) Работа в группах. Повторяются правила работы в группе.

Детям предлагаются  карточки со  словами: холодный, сильный, дует, ах, ой, по, с, веет.

 Задание: распределить на 4 группы.

- Какие слова относятся к первой группе? Ко второй? К третьей? К четвёртой?

Проверка. Заслушиваются ответы командиров групп.

- Какие вопросы можно поставить  к словам 4 столбика? Вывод: к этим словам  нельзя поставить вопросы.

Появляется новая запись:

Слова, к которым нельзя поставить вопросы

                                     

                           

                                      предлоги                           междометия

III.Совместное исследование проблемы.

а) Работа в группе. Задание дети получают на карточке.

Задание. - Прочитайте про себя шуточное стихотворение.

Птицы … клетке,

Листики … ветке,

Кошка … столом,

Садик … углом.

-Какой совет вы можете дать по выполнению задания? Можно ли его оставить в таком виде? Почему? (Слова связать по смыслу?) (Надо использовать предлоги и изменять окончания  существительных для связи слов).

(Непонятно, слова не связаны по смыслу).

- Кто хочет исправить?

По 1 человеку из каждой группы  (3 группы, 4 предложение коллективно) выполняют задание  у доски  (на магнитах предлоги  В, НА, ПОД, ЗА)

- Вставьте слова-помощники.  Прочитай! Как они называются? Что будет объектом наблюдения?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Объектом наблюдений будет предлог.

А всё ли мы знаем о предлогах? На какой вопрос нужно  ответить? (Выслушивается мнение детей). Формулируется вопрос: Какую роль в предложении играет предлог?

б) Всего в русском языке около 200 предлогов.  Нам нужно запомнить написание этих предлогов.  Легко ли это сделать? (нет, потому что предлогов много)

Классификация предлогов

На доске план:

  1. Разделить предлоги на группы по общему признаку.
  2. Объяснить почему предлог принадлежит данной группе.

Каждая группа получает карточки с предлогами: (у, из, в, с, для, через, без, при, перед, между, к, на, по, за, про, о, до, под, около.), альбомные листы, клей.

Учащиеся разбивают предлоги на группы по самостоятельно выбранному признаку (карточки с предлогами наклеивают на альбомные листы по группам)

Какие группы предлогов у вас получились? Какое основание у каждой группы?  

Группы учащихся представляют свою работу.

Количество букв в предлоге. Написание предлогов с гласной буквой О, А, согласной буквой З:

В С У ОТ ПО ПРО

ОТ ПО НА ЗА ИЗ НА ЗА НАД

ПРО НАД БЕЗ ИЗ БЕЗ ЧЕРЕЗ

ЧЕРЕЗ

Группы оценивают работу одноклассников.

IV Применение  общего способа действий для решения частных задач.

Словарный диктант

Задача: расширение словарного запаса.

Загадка:

Презентация

По полю рыщет, поёт, да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет (Ветер).

а) Запись слова ветер. Постановка ударения, выделение «опасных » мест.

б) Значение слова: ветер – движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

в) Что вы знаете о слове ветер? ( существительное, ед.число, м.р.2 слога, , первый- ударный)

г) Подбор однокоренных слов: ветрище, ветерок.

д) Используя слова, составьте словосочетание слова ветер с прилагательным: сильный ветер, холодный ветер.  Ветер +глагол.

а) Детям предлагается записать слово ветер с предлогами. Записывают с комментированием.

-Какие изменения произошли в слове ветер? (изменилось окончание) Почему?

- Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении). (Были отдельные слова, теперь связаны). Как пишутся предлоги со словами?

а) Стр.68, упр. 111. Разбор заданий к тексту.

-Какое слово вставили в 1 предложение?  Прочитайте предложение . Что получилось? Можно ли поставить вопрос? Очень важно правильно употреблять предлоги в предложении.

б) Объяснение домашнего задания: 1 группа - стр. 68, упр.113.

2 группа – составить 4 предложения, в которых используется предлог.

3 группа – карточка. Вставь предлоги по смыслу.

Миша вошёл класс, сел парту. Он вынул портфеля книги и положил парту. Миша сидит Юрой. Учитель вызвал Мишу доске. Мальчик стоит доски и отвечает урок.

в) Работа в группах.

-Вставить предлоги и прочитать загадку

1-я группа:

Бегу я как … лесенке,

… камушкам звеня.

Издалека … песенке,

Узнайте вы меня. (Ручей)

2-я группа:

Что … звездочки сквозные

… пальто и … платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода … руке? (Снежинки)

3– я группа:

Что … чудо красота!

Расписные ворота.

Показались … пути!

… них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Проверка: представители групп зачитывают загадку, остальные представители групп называют отгадку.

 Чтение вывода по учебнику, расположенного после упр.112.

Вывод: Предлоги – это служебная часть речи, к которой нельзя поставить вопрос, ничего не называют, употребляются с другими словами, служат для связи слов.

V. Применение общего способа действий

Подведение итогов. 

VI. Рефлексия.

Дадим оценку проделанной работе.

- Кому было интересно на уроке?

-Что вы умеете теперь? Оцените работу своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....

Конспект урока русского языка во 2-3-4 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ по темам "Предлог " и "Главные члены предложения"

Конспект урока разработан для урока в малокомплектном классе. Урок  разработан с использованием интерактивной доски....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов"

Урок  открытия новых знаний проведён в игровой форме с включением сказочного героя Зимушки - зимы....

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения»» (УМК "Перспектива"4 класс)

Тип урока: Открытия нового знанияЦель урока: Актуализация знаний о простом и сложном предложении;Планируемые результаты:  Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматичес...