Конспект урока "Однокоренные слова" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Адищева Марина Олеговна

Конспект урока для 3 класса по русскому языку "Однокоренные слова".

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока539.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

УМК: Школа России
Предмет:
русский язык        
Класс:
 3 «Д»
Учитель: Кононова Марина Олеговна
Дата:
09.10.2019
Тип урока
: повторение и обобщение
Тема:
 Однокоренные слова
Цель: продолжать учиться различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Планируемые достижения:
Предметные результаты:
Знания:
Однокоренные (родственные) слова, корень слова. Правила правописания гласных букв в корне. Лексическое значение слова.
Умения:

  • Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень;
  • Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями;
  • Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.
  • Определять лексическое значение слов.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: 

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно  находить  в  учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • осознанно строить речевое высказывание в  устной и письменной форме;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • строить  несложные  рассуждения,  устанавливать  причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • планировать (в  сотрудничестве с  учителем  и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать   свои   достижения,   определять   трудности

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы,  необходимые  для  организации  собственной деятельности;
  • учитывать  разные  мнения  и  высказывать  своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

Личностные результаты:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
  • развитие   способности   к   самооценке   на   основе   критерия успешности учебной деятельности;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Межпредметные связи: литературное чтение
Ресурсы(оборудование):
для учащихся:

  • учебник УМК «Школа России»: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, 1 часть, стр. 61-62;
  • карточки с самостоятельной работой;
  • тетрадь.

Для учителя:

  • учебник УМК «Школа России»: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, 1 часть, стр. 61-62;
  • презентация, проектор

Ход мероприятия:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

время

Личностные результаты:

становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,

I этап: самоопределение к деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, теперь улыбнитесь мне. Присаживайтесь.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Перед вами лежат листочки, на них вы будете сегодня работать. В правом верхнем углу напишите свою фамилию и имя.

Ниже записываем число «9 октября», ниже записываем «классная работа».

Сверьте свои записи с записями на доске.

Проверяют готовность к уроку.

Оформляют листы

9 октября.

Классная работа.

Сверяют записи на листочках с записями на доске.

3 мин

Познавательные УУД: Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

Познавательные УУД: -осознанно строить речевое высказывание в  устной форме;

II этап:  актуализация опорных знаний.

 

Начнем со словарной работы.
К доске пойдет Вика, остальные выполняют в тетради.  Не забываем подчеркивать орфограммы и ставить ударение в словах. С красной строки с заглавной буквы пишем слово «Словарь», ставим двоеточие, затем со строчной буквы записываем слова «
алфавит, лопата, машина, мороз, пальто, снегирь, товарищ, фамилия, щавель, шел».

Вика, присаживайся.

Ребята, посмотрите, допустила ли Вика ошибки?

В каких слова Вика допустила ошибки?

Маша, выйди к доске и исправь ошибки в словах. Зачеркиваем неверную букву мелом, сверху пишет верную букву.

Если вы допустили ошибки на листочках, то исправьте их. Зачеркиваем неверную букву простым карандашом, сверху ручкой пишем верную букву.

Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. (Молодцы, вы хорошо знаете словарные слова)

Поднимите руки те, у кого одна – две ошибки. (Будьте внимательнее)

Поднимите руки те, у кого три и более ошибки. (Вам стоит постараться и быть внимательнее)

Вика, какую бы отметку ты себе поставила? Почему?

Словарь: алфавит, лопата, машина, мороз, пальто, снегирь, товарищ, фамилия, щавель, шел

Проверяют, верно ли выполнена словарная работа на доске.

Если допустили ошибки, то исправляют их.

Встают, если такие имеются

Вика оценивает свою работу у доски.

5 мин

  

Познавательные УУД: -осознанно строить речевое высказывание в  устной форме;

-строить  несложные  рассуждения,  устанавливать  причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;

III этап: постановка учебной задачи.

 

Ребята, посмотрите на слайд. Маша, прочитай слова.

*На слайде: Море, морж, морская*

Как вы думаете, какое слово лишнее?

Вспомните, как называются слова, которые имеют одинаковый корень с одним значением?

Какова тема нашего урока?

Чем мы будем заниматься на уроке? Какую цель перед собой поставим?

Море, морж, морская.

Лишнее слово «морж», потому что остальные слова имеют одинаковый корень и корень имеет одно лексическое значение.

Слова, которые имеют одинаковый корень с одним значением называются однокоренные слова.

Тема урока «Однокоренные слова».

Продолжать учиться определять однокоренные слова, выделять в них корень; различать однокоренные слова и слова-синонимы; различать слова с одинаковыми корнями, но разными лексическими значениями.

2  мин

   

Познавательные УУД: 

  • самостоятельно  находить  в  учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • осознанно строить речевое высказывание в  устной и письменной форме;
  • строить  несложные  рассуждения,  устанавливать  причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные УУД:

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы,  необходимые  для  организации  собственной деятельности

Регулятивные УУД:

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника);

Регулятивные УУД:

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме

Познавательные УУД: 

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

Регулятивные УУД:

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме

IV этап: повторение и обобщение

Выполним упражнение 107 на 61 странице учебника.

Кирилл, прочитай задание к упражнению.

Аня, прочитай текст упражнения, которые находится в левом столбике.

Аня, прочитай слова, которые находятся в правом столбике.

Соня, какое лексическое значение имеет слово береза?

Вика, какое лексическое значение имеет слово березняк?

Прохор, какое лексическое значение имеет слово подберезовик?

Что общего в лексическом значении этих слов?

Что еще общего у этих слов?

Какие слова называются однокоренными?

Откройте 62 страницу учебника. Выполним 109 упражнение.

Соня, прочитай задание к упражнению.

Аня, прочитай слова.

Сколько групп однокоренных слов должно быть?

В какие группы можно объединить слова?

Будем записывать группы однокоренных слов. Первые три группы у доски будет записывать Аня. В тетрадях записываем посередине «Упр. 109». С красной строки с заглавной буквы записываем первую группу однокоренных слов. Затем на второй строке записываем вторую группу однокоренных слов, на третьей строке третью группу слов. В каждом слове выделяем корень слова, указываем, какими частями речи являются слова.

Аня, какую бы отметку себе поставила? Почему?

Следующие две группы однокоренных слов записывать у доски будет Вика.  В каждом слове выделяем корень слова. В каждой группе слов указываем, какими частями речи являются слова.

Вика, почему слова каждой группы являются однокоренными?

Вика, какую бы отметку себе поставила? Почему?

Физкультминутка

Убрали всё из рук.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем-

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 Устно выполним упражнение 110 на 62 странице учебника.

Алексей, прочитай задание к упражнению.

Аня, прочитай стихотворение.

Аня, в какие слова нужно вставить буквы? Прочитай нам эти слова, вставь верную букву и аргументируй свой выбор.

Вика, найди в тексте синонимы.

Что такое синонимы?

Прохор, найди в тексте однокоренные слова.

Прохор, что такое однокоренные слова?

Подумайте: слова «картошка» и «картофель» - это однокоренные слова или синонимы?

 Какое из этих слов чаще употребляется в разговорной речи?

Подберите к слову «картофель» однокоренные слова.

Устно придумайте со словом «картофель» предложение.

Запишет предложение у доски Маша. Остальные записывают предложение в тетрадях с красной строки с заглавной буквы.

Выделите в предложении грамматическую основу.

Прочитайте однокоренные слова в правом столбике. Определите, что обозначается каждое слово. Что общего в лексическом значении этих слов? Как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» это общее значение? Прочитайте предложение. Найдите в нем слова, однокоренные словам из правого столбика. Докажите, что эти слова однокоренные.

Береза, моя березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Березка, березняк, подберезовик.

Береза – это дерево, которое имеет белый ствол и черные полоски.

Березняк – это березовый лес.

Подберезовик – это гриб, который растет под березой.

Все слова связаны со значением березы.

Все слова имеют одинаковый корень берез

Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?

Запишите группы однокоренных слов. Выделите в них корень. Над каждым словом первой группы слов укажите, какой частью речи оно является.

Солить, сад, светить, звонить, синяк, соль, звон, садовник, синий, звонкий, свет, соленый, синенький, садовый, светлый, синить.

Слова можно объединить в 5 групп однокоренных слов.

Слова можно объединить в такие группы:

1.Солить, соль, соленый

2.Сад, садовник, садовый

3.Светить, свет, светлый

4.Звонить, звон, звонкий

5.Синяк, синий, синенький, синить.

Аня записывает три группы однокоренных слов

1.Солить, соль, соленый

2.Сад, садовник, садовый

3.Светить, свет, светлый

Аня оценивает свою работу у доски.

4.Звонить, звон, звонкий

5.Синяк, синий, синенький, синить.

Они имеют одинаковый корень и корень имеет одно лексическое значение.

Вика оценивает свою работу у доски.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите в тексте синонимы и однокоренные слова. Что называют словом «картошка»? Подумайте: слова «картошка» и «картофель» - это однокоренные слова или синонимы? Какое из этих слов чаще употребляется в разговорной речи?

Мы возьмем ведерки, да и в путь-дорожку,

Дружба помогает выкопать картошку.

Картошка, картошечка, урожай богатый,

Вкусную картошку любят все ребята.

Ведерко, дорожка, помогает, выкопать, урожай, ребята.

Синонимами являются слова «путь-дорожка».

Синонимы – это слова, которые пишут по-разному, но имеют одинаковое или близкое по смыслу значение.

Однокоренные слова «картошка и картошечка»

Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Слова «картошка» и «картофель» являются синонимами, так как они близки по значению. У них разные корни.

Слово «картошка» является просторечной формой слова «картофель». В речи чаще употребляется слово «картошка».

Картофелина, картофельный, картофелекопалка, картофелевод.

В огороде цветет картофель.

Маша записывает предложение «В огороде цветет картофель.»

В огороде цветет картофель

17 мин

  

Познавательные УУД: 

осознанно строить речевое высказывание в  устной форме;

Регулятивные УУД:

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме

Познавательные УУД: 

осознанно строить речевое высказывание в  устной форме;

Регулятивные УУД:

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме

V этап: закрепление

Посмотрите на слайд. На нем представлены три группы слов.

Ваша задача –найти в каждой группе слов лишнее слово и аргументировать свой выбор.

https://pp.userapi.com/c850132/v850132402/119eba/pv8R8U6vEDc.jpg

Какое слово в первой группе слов лишнее?

Почему?

Какое слово во второй группе слов лишнее?

Почему?

Все слова второй группы имеют одинаковый корень, но это не говорит о том, что они однокоренные. В слове «водитель» корень «вод» имеет лексическое значение «водить». Три других слова имеют значение «жидкость».

Слова, которые имеют одинаковые корень, но разные значения не являются однокоренными словами.

Какое слово в третьей группе слов лишнее?

Почему?

Что объединяет остальные слова в каждой группе слов?

Достаточно ли однокоренным словам иметь одинаковый корень?

Что у них еще должно быть?

Какие слова являются однокоренными?

В первой группе слов лишнее слово «гусеница»;

Потому что слово «гусеница» имеет не такое лексическое значение, как три других слова. Гусеница – это личинка бабочки, а гусь, гусенок и гусята – это птицы.

Во второй группе слов лишнее слово «водитель»;

Потому что слово «водитель» имеет не такое лексическое значение, как три других слова. Водитель – это человек, который водит машину, а вода, водный и водица – это жидкость.

В третьей группе слов лишнее слово «быстрый».

Потому что у остальных слов одинаковый корень, а у слова «быстрый» другой корень.

У слов каждой группы одинаковый корень. Корень имеет одно лексическое значение.

Нет

Общее значение

Слова являются однокоренными, если они имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

4 мин

Познавательные УУД: 

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

VI этап: самостоятельная работа

А теперь у вас будет небольшая самостоятельная работа.

Закройте учебники и отложите их в сторону.

Работаем с карточкой, которая лежи перед вами. В правом верхнем углу напишите свои фамилию и имя.

Соня, прочитай задание.

Работаем только ручкой.

На выполнение задания вам 5 минут. Работаем самостоятельно, ни к кому не подглядываем.

1)Бегать, бегун, пробег, беговой, -

2)Домашний, домишко, домовой, домик, -

3)Светить, светлый, светленький, светильник, -

4)Конюшня, конный, конница, коняга, -

5) Носик, носатый, переносица, носище, -

5 минут прошло. Передаем свои работы с последней парты на первую.

Выдели в словах корень. Допиши в каждом ряду однокоренное слово, которое нельзя делить для переноса с одной строчки на другую строчку.

Корень бег. Дописывают слово «бег»

Корень дом. Дописывают слово «дом»

Корень свет. Дописывают слово «свет».

Корень кон. Дописывают слово «конь»

Корень нос. Дописывают слово «нос»

6 мин

Личностные результаты:

  • развитие   способности   к   самооценке   на   основе   критерия успешности учебной деятельности;

VII этап: рефлексия.

Ребята, вспомните, над какой темой мы работали?

Что такое однокоренные слова?

Как пишется корень в однокоренных словах?

Ребята, оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что усвоили тему урока и у вас не осталось вопросов, хлопните в ладоши.

Если вы не до конца усвоили тему урока и у вас есть какие-либо вопросы, поднимите руку.

Домашнее задание поможет вам усвоить тему урока самостоятельно.

Откройте дневники, запишите домашнее задание _________.

Однокоренные слова

Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"

Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс  по математике.Тема:  Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...

Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"

Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....