"Сказка про Веснянку" урок русского языка в 1 классе
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

 Крючкова Галина Анатольевна

Комбинированный урок (русский язык+ окружающий мир+ литературное чтение) для 1 класса " сказка про Веснянку. Можно использовать после изучения Азбуки .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык 1 кл33.53 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект урока русского языка 1 кл «Сказка о Веснянке»

                            (урок комплексного применения знаний)

                                                  Ход урока.

1.Организационный момент

                   Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?

                   Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?

                   Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

             - Записываем число,   классная работа, отмечаем «опасные места»

2.Актуализация знаний

Учитель:

-Сегодня нам предстоит отправиться в необычное путешествие  и выполнить интересные задания.

 «Собери словечко»

(ребята записывают отгаданные буквы по цепочке на доске)

- Буква гласного звука , с улицы твёрдых команд

-Недостаточно данных

 -  Первая буква алфавита

- А

- Буква согласного звука ( обозначает глухой  парный звук , парный согласный звука з)

- С

- Буква гласного звука ( с улицы мягких команд, йотированная , обозначает звук а после мягких согласных )

-Я

-какая буква стоит между Й и Л  

-   К

- Буква гласного звука ( с улицы твёрдых команд, их две в имени АллА)

- А

- Поймайте первый звук в слове зима, обозначьте его буквой

- З

Учитель:

Много с буквами хлопот, но они такой народ

Но когда с умом толково их расставить в чёткий ряд

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят  

Получилось слово

а,с, я, к, а, з-      

СКАЗКА   -  (***Музыка в гостях у сказки)

-Слово записать , укрепить (разделить на слоги , поставить ударение, отметить « опасные места»

3. Постановка учебной задачи

- Мы с вами отправляемся  в сказку, но сначала познакомимся с главными героями .  Итак,  узнаем имя – отчество    прекрасной героини , отгадав загадку:

«Отгадаем слово» (слова по цепочке записываем на доске и в тетради, выполняем задания)

Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет..

  • Фея- [фэй'а] – 3б.,4зв.,2 сл.;

- Слова записываем на доске, делаем  фонетический разбор

Дополнительные вопросы

-Почему это слово пишем с большой буквы? (Имя собственное)

-Почему йотированная обозначает два звука? (Стоит после гласного)

-Как перенесём это слово ? (Ловушка, хотя в этом слове два слога , переносить нельзя)

Стала тёплою погода,

Светит солнце, и природа

Пробудилась ото сна.

В гости к нам пришла

  • Весна - [висна]-5 б., 5 зв., 2 сл.;

 

Дополнительные вопросы

-Как можно разделить слово для переноса?

***Можно вручить весенний реквизит (веночек из цветочков ) девочке, делующей разбор этого слова . Она будет Фея Весна

Кто сидит на троне

в золотой короне ?

  • Царь-[цар']-4 б.,3 зв., 1 сл.;

Учитель: Дополнительные вопросы

-На какой работе буква Ь? (Смягчает предшествующий согласный)

***Вручаем ученику корону, назначаем его царём  

  • Отлично ! ( всё стираем с доски)

Учитель : В сказку нужен пропуск . Пропускают тех, кто красиво напишет её начало:  Жил Царь .

Сначала схему ученики делают схему на доске и в тетради, объясняя все изученные правила , а потом записывают предложение в тетрадь.

___________        _______ .

- Большая буква в начале предложения и в именах собственных

-Слова в предложении пишутся отдельно

- ЖИ- пиши с буквы И

Учитель(включаем презентацию) :Итак, жили-были добрый и мудрый царь, и его жена – прекрасная фея Весна.  И у них   родилась дочь Веснянка.

Ребята , давайте выберем схему к имени малышки и правильно напишем её имя.

***Схемы на слайде , выбираем правильную , записываем имя на доске , вспоминаем правила

Веснянка – ( слово укрепляем     )

*** Вручаем и Веснянке веночек из цветов 

5.Физминутка

На день рождения малышки на бал приехали гости .

Давайте и мы  немножко потанцуем

***Дети-герои сказки  проводят физминутку, учитель развешивает карточки на доску и раздает карточки на парты.

6.Работа в парах на карточках

Учитель: В гости слетелись все подруги Весны , и враги её тоже примчались. Давайте прочитаем, кто прибыл в гости 

 Таблицы на доске , у детям карточки 

Фея Марта                                Фея Метель                   Фея Льдинка

Фея Вьюга                             Фея Подснежников          Фея Ромоза

Фея Апрелька                            Фея Мая                                

Учитель : Читаем по цепочке , сначала все отмечаем на карточках , проверка у доски    

              - Почему слова  написаны с большой буквы ?

- Работаем со словами, отмечаем изученные  орфограммы,работу мягкого знака,работу йотированных гласных; на доске оставляем только карточки с именами добрых фей ( выбор обязательно обьясняем)

Учитель: Ребята, а мне кажется, что фея Вьюга – это весенняя гостья. Смотрите, в слове «вьюга» есть кусочек «юга». Вы согласны? (Нет). Почему? (Вьюга бывает зимой).

Тогда, может быть, фею Подснежников не стоит пропускать? Ведь в её имени явно присутствует снег? (Нет, это весенний цветок).

А вот кто такая фея Ромоза( вызываем ученицу к доске), никто не понял. Царь был очень вежлив. Он подумал, что это фея какого-то заморского цветка и пропустил её.

Царь всех поблагодарил. Но когда он пожал руку фее Ромозе, то вскрикнул: рука её была холодна, как лёд.*** Включаем музыку 

 Фея расхохоталась и растворилась в воздухе, где написала своё настоящее имя…( ребята переставляют слоги – получается Фея Мороза)

 И унесла  Веснянку на Северный полюс.

*** Дальше включаем слайды , привлекаем детей-героев сказки к мини-инсценировке

Учитель: Весна быстро собралась и отправилась за дочкой. Везде, где она ступала, таял снег, бежали ручейки. …

Как вы думаете, что ещё происходило? (набухали почки на деревьях, появлялись подснежники, и т.д.)

Но обессилила Весна, остановилась, трудно ей идти дальше. Просит она друзей пуститься в дальний путь, пока она соберётся с силами. Поможем Весне освободить Веснянку!

 Давайте вместе прочитаем стихотворение, если прочитаете хорошо – разобьётся ледяное сердце Феи Мороза  и мы освободим Веснянку!

7. Развитие речи

 Все вместе рассказываем стихотворение Ф. Тютчева  «Ещё в поях белеет снег» наизусть ( сопровождается показом слайдов)

 8. Итог урока

Учитель: Ребята , вы так здорово выполняли все задания, так дружно  рассказали стихотворение и спасли   Веснянку!  Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -путешествие по сказкам А.С.Пушкина "Обобщение знаний об имени существительном" русский язык 4 класс

На уроке ребята в занимательной форме проверят свои знания по теме" Имя существительное"Цели урока:Обучающие: совершенствовать умения и навыки правильного письма; закрепить и обобщить знания детей об ...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

Конспект урока по русскому языку 2 класс, "Предлоги со словами" ( по Л.В.Занкову, на основе сказки "Книга мастеров")

Урок по русскому языку, на этап получения новых знаний по теме предлоги. Урок построен по программе развивающего обучения Занкова. В процессе урока дети вместе с героями сказки и учителем получают алг...

Методическая разработка к учебнику Английский язык 2 класс Верещагина И.В., Притыкина Т.А. Сказка "Почему у зайцев уши длинные"..

Сказка "Почему у зайцев уши длинные". Сценарий сценки на основе лексики и текстов  уроков №№61-66 для использования как вариант работы с текстом на уроке, так и во внеурочной деятельности....

Сказка на английском языке "Теремок" для 2 класса

Теремок На сцене стоит теремок, бежит Мышка. увидев теремок выражает свое восхищение и удивление. Mouse: What a nice house! It is very nice. It is not small. It is not big. Tock, tock, tock....

Внеклассное мероприятие -музыкальная сказка на английском языке "Колобок ищет друзей" (кружковое занятие для 2-3 классов)

Данную сказку можно разучивать во время кружковых занятий, инсценировать во время недели английского языка, что мы с ребятами и сделали . Выучили стихи и песни,подобрали костюмы, изготовили декорации,...

Синяя сказка. Урок русского языка в 4 классе.Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и Д.п. единственного числа. Презентация.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода  в родителном и дательном падежах единственного числа....